Летающая лодка (гидросамолет) М-5

                                                                                                                   

 

  

 

Бомбардировщик С-22 "Илья Муромец" Тяжелый бомбардировщик ТБ-1
Штурмовик ИЛ-2 Штурмовик ИЛ-10
Штурмовик Су-25 Истребитель С-16
Средний военно-транспортный самолет ЛИ-2 Учебный самолет ПО-2 (У-2)
  Многоцелевой вертолет МИ-1

 

 

 

  

Летающая лодка (гидросамолет) Григоровича М-5. 1915 г.

Летающая лодка (гидросамолет) Григоровича М-5. 1915 г. Летающая лодка (гидросамолет) Григоровича М-5. в окраске обр. 1916 г.

Летающая лодка (гидросамолет) Григоровича М-5. в окраске обр. 1916 г.с опознавательными знаками РККФ

Летающая лодка (гидросамолет) Григоровича М-5. в окраске обр. 1916 г.

Летающая лодка (гидросамолет) Григоровича М-5. в окраске обр. 1916 г. с пулеметом

Летающая лодка (гидросамолет) Григоровича М-5. в окраске обр. 1916 г.

На период после болгаро-турецкой войны 1912 г. приходится бурный рост интереса военных ведомств всех ведущих держав к применению летательных аппаратов тяжелее воздуха в военном деле. Руководство русского военно-морского министерства также оценило возможности, которые открывались перед флотом с принятием на вооружение летающих лодок (гидросамолетов), т.е. машин, способных осуществлять взлет и посадку на водную поверхность. Для изучения вопроса было закуплено несколько образцов летающих лодок зарубежного производства, которые проходили испытания на Балтийском и Черноморском флотах. История русской гидроавиации, как не странно, начиналась с серьезного летного происшествия. Летом 1913 г. при проведении полетов в авиационном отряде Балтийского флота по вине пилота капитана Д.Н. Александрова была повреждена летающая лодка французского производства "Доннэ-Левек". Командование отряда обязало незадачливого летчика отремонтировать дорогостоящую машину за свой счет. Тот, в свою очередь, обратился к авиационным специалистам РБВЗ, но администрация завода запросило оплату за проведение ремонтных работ в размере 6500 рублей, что было неприемлемо для офицера. Выручил управляющий частного авиационного завода Щетинина и Щербакова Д.П. Григорович, впоследствии известнейший русский и советский авиационный конструктор, уговоривший С.С. Щетинина произвести ремонт "Доннэ-Левека" за счет предприятия с целью ознакомления с конструкцией летающей лодки. Руководя восстановлением самолета, Григорович не только добился возвращения машины в строй, но и внес в ее конструкцию ряд изменений, повышающих мореходность летающей лодки при крутой волне. В том же году авиационный завод Щетинина и Щербакова получает заказ военно-морского ведомства на создание и производство отечественной летающей лодки. К июню 1914 г. на испытания был представлен первый опытный образец самолета конструкции Григоровича М-1 (морской-1). Испытания прошли в целом успешно, но конструктор остался недовольным мореходными качествами опытной модели. На последующих образцах в течении года от добивается устранением недостатков. Мореходные качества опытного самолета М-4 были признаны удовлетворительными, а последующего М-5 - превосходными. Сдаточные испытания М-5 проходили летом 1915 г. в Севастополе, после которых летчик - испытатель лейтенант Фриде высоко оценил представленную машину. В том же году самолет принимается на вооружение. Серийное производство М-5 организуется на авиазаводе Щетинина и Щербакова и продолжается вплоть до 1923 г. Летающая лодка М-5, иногда ее называли Щ-5, представляла собой двухсекционный биплан с крыльями неодинакового размаха и однореданным деревянным корпусом, причем последний имел фанерную обшивку, а крылья и хвостовое оперение - полотняную. Позади редана корпус резко сужался почти до размера киль-балки и поддерживал хвостовое оперение, состоявшее только из киля и руля направления, которые крепились с помощью сложной системы подкосов и расчалок. Двигатель Гном-Моносупэйп с толкающим винтом находился между крыльями. Летчик и наблюдатель размещались рядом в большой кабине перед крыльями, последний управлял пулеметом Вмккерс калибра 7,62 мм, установленным на шкворневой балке. Всего было изготовлено около трехсот самолетов М-5. Сведений о поставках летающей лодки другим странам нет, однако в музее турецкой авиации (г. Стамбул) экспонируется образец М-5 из состава авиации армии Ататюрка, исходя из этого можно предположить, что несколько экземпляров машины были поставлены советским правительством в Турцию в числе других образцов вооружения и военной техники в 1921 г. Летающая лодка М-5 , идеально сочетающая в своей конструкции высокие летные и мореходные качества, превосходила все существующие однотипные образцы иностранных разработок того времени и по праву считается гордостью отечественной авиационно-инженерной мысли.

Летно-технические характеристики

 
№№

п.п.

 Наименование   характеристики

Ед.изм. Значение характеристики
1 Экипаж чел. 2
2 Вооружение пулемет 1х7,62мм Виккерс
3 Бомбовая нагрузка кг 160
5 Максимальная скорость км/час 105
6 Взлетная масса кг 960
7 Длина по корпусу мм 8600
  Высота мм 3400
8 Размах крыла мм 1362
9 Площадь крыла м² 37,9
10 Мощность двигателя "Гном-Моносупейп" л.с. 100
11 Практическая дальность км 420
12 Практический потолок м 3300

 

© Copyright 2007. А.К. Лысоченко                                                                                                                                              E-mail: cris9@rambler.ru