Военно-воздушные силы

                                              

 

  

 

Бомбардировщик С-22 "Илья Муромец" Тяжелый бомбардировщик ТБ-1
Штурмовик ИЛ-2 Штурмовик ИЛ-10
Штурмовик Су-25 Истребитель С-16
Средний военно-транспортный самолет ЛИ-2 Учебный самолет ПО-2 (У-2)
Гидросамолет Григоровича М-5 Многоцелевой вертолет МИ-1

 

 

  

Военно-воздушные силы (ВВС) - вид вооруженных сил предназначенный для нанесения ударов по авиационным, сухопутным и морским группировкам противника, его административно-политическим и промышленно-экономическим центрам в целях дезорганизации государственного и военного управления, нарушения работы тыла и транспорта, а также для ведения воздушной разведки и авиационных перевозок. ВВС выполняет перечисленные задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими видами вооруженных сил. В настоящее время , когда в состав ВВС вошли войска ПВО страны, новый вид вооруженных сил - ВВС и войска ПВО, кроме перечисленных задач выполняет задачи по противовоздушной обороне и прикрытию важных государственных, административных и экономических районов страны, группировок вооруженных сил.

Годом образования русской военной авиации принято считать 1910 г., когда по решению Особого комитета по усилению военно-морского флота, добровольные пожертвования, собранные для постройки боевых кораблей, были переданы на создание воздушного флота. В том же году начинается подготовка летчиков. В офицерской воздухоплавательной школе создается авиационный отдел, преобразованный затем в Гатчинскую офицерскую авиационную школу. В том же году начинает работу Севастопольская офицерская авиационная школа. В сентябре 1911 г. принимается решение о формировании первых 16 крепостных, корпусных и армейских авиационных отрядов. Всего за период с сентября 1911 по май 1913 было создано 18 таких отрядов шестисамолетного состава. Боевое крещение русская военная авиация получила в 1912 г., приняв участие в Балканской войне на стороне Болгарии, силами добровольческого авиационного отряда. Весной 1913г. военная авиация была выведена из подчинения Центрального управления воздухоплавания, было создано Центральное управление авиации. Однако авиация не являлась еще самостоятельным родом войск, а находилась в составе инженерных войск и рассматривалась как дополнительное средство разведки и связи. В 1914 году в составе русской армии имелось 39 авиационных отряда, в которых состояло около 200 летчиков, 263 самолета и 6 рот наземного обслуживания.

В период 1 мировой войны русская военная авиация активно развивается и совершенствуется. Разрабатываются и производятся, правда небольшими сериями, новые типы самолетов, такие как первый в мире истребитель конструктора И.И. Сикорского РВБЗ-С-16. В период 1915-1916гг., кроме РВБЗ были разработаны и испытаны истребители-бипланы "Лебедь-1С", "Лебедь-7", АН "Анемон", КПИ-5 и другие. В 1913г. на вооружение русской авиации был принят первый в мире тяжелый бомбардировщик конструкции И.И.Сикорского "Илья Муромец". С началом войны бомбардировщики "Илья Муромец" были сведены в "Эскадру воздушных кораблей". Все же, из-за слабой промышленной базы не позволяющей наладить крупносерийное производство боевых самолетов отечественных моделей, русская авиация в значительной мере комплектовалась самолетами французского и английского производства.

В годы гражданской войны авиация противоборствующих армий комплектовалась материальной частью и организовывалась по принципам принятых в русской армии.

В 1923 г. создается Главное управление авиации РККА. В 1924г. основной тактической единицей авиации становится эскадрилья. В 1927 году формируются авиационные бригады. В 1933г. создаются корпуса тяжелобомбардировочной авиации, в 1936г. - воздушная армия специального назначения, первое в мире оперативное объединение дальней авиации. Военно-воздушные силы РККА комплектуются материальной частью отечественной разработки и производства: бомбардировщиками ТБ-1, ТБ-3, СБ, ДБ-3, ДБ-3Ф, Ил-4, истребителями И-2, И-4, И-5, И-15, И-15бис, И-16, И-153, многоцелевыми По-2, Р-5 и многими другими. В этот период были созданы ныне всемирно известные конструкторские коллективы под руководством Туполева, Ильюшина, Поликарпова, Яковлева, Лавочкина, Микояна и Гуревича. В 1939-1940гг. ВВС были переведены с бригадной на полковую и дивизионную систему организации. К середине 1941г. в составе ВВС имелось 53,4%истребителей, 41,4% бомбардировщиков и штурмовиков, 3,2% разведчиков, 2%самолетов специального назначения. Организационно авиация делилась на авиацию Главного командования (дальняя авиация), фронтовую (авиация фронтов и округов), армейскую (авиация общевойсковых армий) и войсковую (эскадрильи корпусов). С 1935г. авиация ВМФ была выведена из состава ВВС и стала одним из родов сил флота. Такая система организации ВВС в основном сохраняется до наших дней. В период 1939-1941гг. на вооружение ВВС принимаются новые самолеты, не уступающих по своим характеристикам лучшим зарубежным образцам: бомбардировщики Пе-2, Пе-8, Ер-2, Су-2, штурмовик Ил-2, истребители Як-1, МИГ-1, МИГ-3, ЛаГГ-3, военно-транспортный Ли-2. Понеся большие неоправданные потери в начальный период войны, ВВС к середине 1942г. в основном восстановили свою боеспособность. Появилась новая форма организации фронтовой авиации - воздушная армия. На вооружение принимаются новые образцы материальной части- бомбардировщик Ту-2, штурмовик Ил-10, истребители Ла-5, Ла-7, Як-7, Як-9, Як-3. К середине 1943г. советские ВВС добились полного превосходства в воздухе и уже до конца войны его не теряли.

В послевоенный период перед ВВС была поставлена задача в кратчайший период провести перевооружение на самолеты с реактивной тягой. В 1946г. на вооружение принимаются первые советские серийные реактивные истребители МИГ-9 и Як-15, а в 1947г. реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28. в начале 50-х годов советские ВВС впервые после окончания 2-ой мировой войны принимают активное участие в боевых действиях на стороне вооруженных сил Северной Кореи. В этом конфликте ярко проявилось превосходство советских истребителей МИГ-15 и МИГ-17 над американскими F-86 "Сейбр". В это же время в войсках осваиваются первые советские вертолеты Ми-1 и Ми-4. Появление на вооружении ВВС ядерных боеприпасов, дальнейшее развитие ракетного вооружения определило развитие военной авиационной техники на период со второй половины 50 гг. до конца 80гг. прошлого века. Проектируются и принимаются на вооружение сверхзвуковые истребители, истребители-бомбардировщики и бомбардировщики фронтовой авиации: МИГ-19, МИГ-21, МИГ-23 МИГ-25, МИГ-29, МИГ-31, СУ-7, СУ-15, СУ-17, СУ-24, СУ-27 и некоторые другие. Развивается  дальняя авиация, которая становится ракетоносной и превращается в один из видов ядерных стратегических сил страны. На ее вооружении находятся стратегические бомбардировщики Ту-95, Ту-22, Ту-160. Военно - транспортная авиация играет все более значительную роль в подготовке и проведении операций во всех видах вооруженных сил. На ее вооружение последовательно принимаются целый ряд самолетов и вертолетов, таких как Ан-12, Ан-26, Ан-22, Ил-76, Ил-76МД, Ан-72, Ан-124, Ми-6, Ми-8, Ми-26. В конце 60-х гг. появляется новый вид боевых вертолетов - вертолеты огневой поддержки. Этот класс авиационной техники сегодня представлен устаревшим, но завоевавший исключительную популярность в войсках Ми-24, а также более современными Ми-24ПН, Ка-50, Ка-52, Ми-28, камовские машины, впрочем, существуют лишь в единичных экземплярах. Развивается и авиация ВМФ, в середине 70-х гг. принимается на вооружение истребитель вертикального взлета и посадки корабельного базирования Як-38, противолодочная авиация оснащается современными самолетами и вертолетами как корабельного так и берегового базирования (Ил-38. Ка-25, Ка-27, Ка-32). В конце 80гг. прошлого века боевой состав советских ВВС насчитывал более 10 тыс. машин всех типов.

После развала СССР отечественная авиация утратила былую мощь и долгое время находилась на грани полной утраты боеспособности. В новой России не принят на вооружение ни один образец  авиационного вооружения. Серийное производство самолетов и вертолетов практически не ведется из-за отсутствия заказов. Повышение качественных характеристик самолетов и вертолетов проводится за счет модернизаций существующих моделей. Вместе с тем, в последнее время наблюдается активизация работ по проектированию многофункционального самолета 5-го поколения.

 

© Copyright 2007. А.К. Лысоченко                                                                                                                                              E-mail: cris9@rambler.ru