Торпедные катера типа Ш-4

                                                                                                                   

 

  

 

Противолодочные крейсера пр.1123 Линейные корабли типа "Севастополь" Эскадренные броненосцы типа "Пересвет"
Крейсера типа "Паллада" Эсминцы типа "Новик" БДК  проекта 775
Канонерская лодка "Гиляк" 1898 г. Минные заградители типа "Буг" Подводная лодка "Дельфин"

 

 

  

Торпедный катер типа Ш-4 (Шарли)

Торпедный катер типа Ш-4 (Шарли)
Торпедный катер типа Ш-4 (Шарли) с вымпелом командира дивизиона Торпедный катер типа Ш-4 (Шарли) Торпедный катер типа Ш-4 (Шарли)

Впервые познакомиться с новым классом боевых кораблей - торпедными катерами, появившимися в составе Британского флота в конце 1915 г., советским военным морякам довелось летом 1919 г. в ходе операции английских ВМС в Финском заливе (т.н. "Кронштадтская побудка") против кораблей Балтийского флота. Не смотря на то, что три катера были потоплены огнем артиллерии  эсминцев РККФ, им удалось поразить торпедами крейсер "Олег", учебный корабль "Память Азова" и линейный корабль "Андрей Первозванный". Произвели впечатление также высокая скорость достигнутая за счет применения в конструкции подводной части катеров редана и поразительная маневренность. В первых числах сентября 1919 г. удалось поднять на поверхность один из потопленных катеров. После изучения конструкции корабля специалистами флота, Реввоенсовет Балтийского флота обратился в правительство с предложением организовать постройку подобных судов на отечественных предприятиях. Однако, реалии Гражданской войны не позволили реализовать эти планы. К идее создания собственных торпедных катеров, или же как тогда их называли - "глиссирующие катера", вновь вернулись после прекращения боевых действий в 1922 г. по инициативе специалистов Остехбюро (г. Санкт-Петербург). Уже в начале 1923 г. специалисты Главного морского техническо-хозяйственного управления Народного комиссариата по морским делам (ГМТХУ, Техуправление НКМД) сформулировали тактико-технические требования (ТТТ) к новому классу кораблей. Глиссера должны были иметь радиус боевого действия не менее 150 км, обладать скоростью до 100 км/ч, в качестве вооружения нести один 7,62 мм пулемет и две 450 мм торпеды системы Уайдхеда, а также устройства для их пуска. Разработку проекта катера в соответствии с ТТТ было решено возложить на Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), а в частности, на конструкторскую группу под руководством А.Н. Туполева. Кроме того, ГМТХУ заказало создание и постройку катеров французской фирме "Пиккер", однако дальше постройки опытного экземпляра у французских специалистов дело не пошло. Выбор коллектива А.Н. Туполева в качестве разработчика проекта торпедного катера был не случаен. Дело в том, что он занимался темой проектирования глиссирующих судов в инициативном порядке с 1919 г. Уже в 1921 г. в акватории Москва - реки был успешно испытан опытный глиссер АНТ-1 с двигателем фирмы "Изотта-Фраскини" мощностью 160 л.с. В 1923 г. был построен второй глиссер АНТ-2 цельнометаллической конструкции с двигателем "Анзани" мощностью 30 л.с. и воздушным винтом в качестве движителя. 30 июля 1925 г. ЦАГИ получил уточненные ТТТ по теме создания торпедного катера, а 25 августа того же года между Техуправлением НКМД и ЦАГИ был заключен договор на разработку проекта и постройку опытного экземпляра торпедного катера ТК-1. Срок выполнения работ был установлен до 15 июня 1927 г. По условиям уточненных ТТТ базирование катеров предполагалось на борту легких крейсеров, комплекс вооружения должен был включать 7,62 мм пулемет и два 533 мм торпедных аппарата желобкового типа. Под руководством Туполева в ОКР по разработке проекта ТК-1 участвовали следующие инженеры ЦАГИ: А.А. Архангельский, Н.В. Грибов, Н.С. Некрасов, М.Н. Петров, Т.П. Соприкин и Н.С. Четвериков. В основу конструкции корпуса катера было решено положить принцип конструкции поплавка гидросамолета. По этой причине роль верхней палубы катера выполняла изогнутая металлическая поверхность, выполнявшая несущую роль в прочностной схеме. Глиссер проектировался как цельнометаллическая конструкция выполненная из дюралюминия (кольчугалюминия). В средней части корпуса имелся специальный уступ - редан, благодаря которому достигался эффект глиссирования, т.е. выход из воды передней части корпуса, в результате чего уменьшалась площадь соприкосновения корпуса судна с водной поверхностью и резко увеличивалась скорость движения. Первоначально планировалась установка в подводной кормовой части корпуса специальной подвижной плоскости, которой по замыслу конструкторов с помощью механизма винтового типа мог придаваться тот или иной угол наклона и таким образом достигать наивыгоднейшей площади соприкосновения. Однако, в виду того, что катера планировалось использовать и в условиях мелководья прибрежной зоны, от такого решения пришлось отказаться. В ходе проектирования пришлось отказаться и от установки 533 мм торпедных аппаратов, т.к. их производство не было еще освоено промышленностью. В начале 1927 г. опытный экземпляр ТК-1 получивший название "Первенец" был собран. Он представлял собой клепанный цельнометаллический корпус на палубе которого монтировалась боевая рубка с 7,62 мм пулеметом. Сзади рубки устанавливался 450 мм торпедный аппарат желобкового типа. В кормовой части корпуса размещались два карбюраторных двигателя американского производства "Райт - тайфун" мощностью по 550 л.с. каждый, вращающих два гребных винта. Охлаждение двигателей осуществлялось забортной водой. Катер имел полное водоизмещение 9 т, длина корпуса составляла 17, 3 м, ширина - 3,3 м, осадка - 0, 9 м. Катер оснащался ночным прицелом, радиостанцией, приспособлением позволяющим погрузку судна на борт крейсера. 6 марта того же года "Первенец" был отправлен железнодорожным транспортом в г. Севастополь для испытаний, которые продолжались с 30 апреля по 16 июля 1927 и были признаны в основном успешными. В качестве недостатков комиссией под руководством Ю.В. Шельтинга, были отмечены малая мореходность, недостаточность торпедного вооружения, повышенная коррозийность подводной части корпуса, заливание боевой рубки на полном ходу. Кроме этого, конструкция торпедного аппарата не позволяла производить пуск торпеды на скорости превышающей 17 узлов, в противном случае возникала опасность поражения катера своей же торпедой, максимальная же скорость катера показанная на испытаниях составляла почти 55 узлов. Не смотря на выявленные недостатки в августе 1927 г. торпедный катер "Первенец" был введен в состав Черноморского флота. Это был первый боевой корабль построенный в СССР собственными силами. По итогам испытаний ТК-1, ЦАГИ получил заказ на постройку второго опытного экземпляра торпедного катера с улучшенной мореходностью и усиленным торпедным вооружением. К началу лета 1928 г. ТК-2 был собран в мастерских ЦАГИ, прошел испытания в опытовом бассейне института и отправлен в г. Кронштадт для прохождения испытаний. На катере установили второй 450 мм торпедный аппарат, в следствии чего водоизмещение судна достигло 10 т, мореходность улучшили путем увеличения угла внешней килеватости подводной части корпуса. На ТК-2 установили два двигателя "Райт - циклон" мощностью по 600 л.с. каждый. Расчетная скорость составляла 52 узла. По итогам испытаний, проходившим в акватории Финского залива было принято решение о серийном производстве нового катера и принятии его на вооружение Морскими силами СССР под шифром Ш-4, что означало "Шарли", т.е. "остроскулый". ТК-2 получил наименование "Туполев" в честь своего создателя и введен в состав Балтийского флота 1 ноября 1928 г. Серийное производство торпедных катеров Ш-4 было организованно в специально построенном цеху № 17 судостроительного завода им. А. Марти (бывший Адмиралтейский завод или завод "Адмиралтейские верфи" г. Санкт-Петербург) в начале 1929 г. Корабли этого типа выпускались по 1933 г. пятью сериями и поступали на комплектование отрядов торпедных катеров Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов. Всего было построено 84 катера типа Ш-4. На серийных катерах устанавливали двигатели "Райт-тайфун".

                                 Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

Наименование характеристики

Единица измерения

Значение характеристики

    1

Стандартное водоизмещение

              т

                         10

    2 Полное водоизмещение               т

10

    3

Длина по ватерлинии

   м

    18,1

    4

Ширина по ватерлинии

   м

    3,33

    5

Осадка на миделе

              м

                         0, 9

    6

Скорость полного хода

             уз.

                         25

   7

Скорость полного хода на редане

 уз.

46
   8 Мореходность при волнении

балл

3

    9

Дальность плавания

         миль

                        300

  10

Мощность карбюраторного двигателя типа "Райт-тайфун"

             л.с.

                         2х525

  11

Экипаж

           чел.

                          6

  12

Артиллерийское вооружение: 7,62 мм пулемет ДА

             шт.

                          2

  13 Торпедное вооружение : 450 мм торпедный аппарат              шт.  2
  14 Боекомплект:    -7,62 мм патронов

                               -450 мм торпед

           шт. 1200

2

 

© Copyright 2007. А.К. Лысоченко                                                                                                                                              E-mail: cris9@rambler.ru