Эскадренные миноносцы типа "Новик"

                                                                                                                   

 

  

 

Противолодочные крейсера пр.1123 Линейные корабли типа "Севастополь" Эскадренные броненосцы типа "Пересвет"
Крейсера типа "Паллада" БДК  проекта 775 Канонерская лодка "Гиляк" 1898 г.
Минные заградители типа "Буг" Торпедный катер типа Ш-4 Подводная лодка "Дельфин"

 

 

  

 

Эскадренный миноносец Новик. 1913г.

Эскадренный миноносец Новик. 1913г.

Эскадренный миноносец Новик в окраске мирного времени. 1913г.

Эскадренный миноносец Новик

Эскадренный миноносец Новик
Эскадренный миноносец Дерзкий Эскадренный миноносец Счастливый
Эскадренный миноносец Орфей Эскадренный миноносец Гавриил
Эскадренный миноносец Изяслав Эскадренный миноносец Керчь

Головной корабль эскадренный миноносец (эсминец) "Новик" проектировался конструкторами немецкой фирмы "Вулкан" совместно с инженерами Путиловского завода по заказу "Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования". По результатам конкурса в 1909 г. заказ на постройку был передан "Обществу Путиловских заводов" г. С. - Петербург. В процессе проектирования и постройки определялся как минный крейсер, предназначенный для ведения боя против кораблей противника во взаимодействии с группой однотипных кораблей.  Вступил в строй Балтийского флота весной 1913 г. Обладал высокими для своего времени тактико - техническими характеристиками. В отличии от существовавших эсминцев - кораблей с преимущественно торпедным вооружением, являлся фактически универсальным кораблем оснащенным мощным артиллерийско - торпедным вооружением. Был первым в России военным кораблем с турбинной двигательной установкой. Долгое время корабли типа "Новик" оставались лучшими в мире  в классе эскадренных миноносцев и определили развитие эсминцев в России вплоть до середины 20 века. Эскадренный миноносец "Новик" (с 1923г. "Яков Свердлов") погиб в августе 1941 г. при прорыве кораблей Балтийского флота из Таллина в Кронштадт.

В период с 1911 по 1917 гг. была осуществлена постройка эсминцев типа "Новик". Корабли строились несколькими сериями и незначительно отличались своими характеристиками от прототипа и друг от друга.

1. Серия эсминцев типа "Дерзкий": "Дерзкий", "Беспокойный", "Гневный", "Пронзительный" - всего 4 корабля. Строились по программе 1911г. "Ассигнования средств на усиление Черноморского флота" "Обществом Николаевских заводов и верфей" г. Николаев. Практически не отличались от головного корабля "Новик", за исключением установки менее мощной двигательной установки и уменьшения количества 102 мм орудий до трех. Эсминцы переданы в состав Черноморского флота в 1914 г.

2. Серия эсминцев типа "Счастливый": "Счастливый", "Быстрый", "Громкий", "Поспешный", "Пылкий" - всего 5 кораблей. Строились по программе 1911г. "Ассигнование средств на усиление Черноморского флота". Строительство серии начинали несколько разных предприятий в т.ч. поставку комплектующих осуществляла немецкая фирма "Вулкан". По причине начавшейся войны эсминцы "Счастливый", "Громкий" и "Поспешный" достраивало "Общество Николаевских заводов и верфей", а "Быстрый" и "Пылкий" - Невский металлический завод. Серия фактически повторяла корабли серии "Дерзкий". Эсминцы серии вступили в строй в 1915г.

3. Серия эсминцев типа "Орфей": "Орфей", "Азард", "Гром", "Десна", "Забияка", "Летун", "Победитель", "Самсон" - всего 8 кораблей. Строились в соответствии с большой судостроительной программой на 1913 - 1917гг. для Балтийского флота. В качестве прототипа выбран проект эсминца "Счастливый". На кораблях серии устанавливались 4 трехтрубные торпедные аппараты и была увеличена мощность двигательной установки. Строились на верфях "Общества Путиловских заводов". "Забияка" и "Победитель" вступили в строй в 1915 г., остальные - в 1916 г.

4. Серия эсминцев типа "Гавриил": "Гавриил", "Михаил", "Сокол", "лейтенант Ломбард", "Владимир". "Константин", "лейтенант Дубасов", "капитан Конан Зотов", "капитан Кроун", "капитан Белли", "капитан Керн", "капитан Кинсберген", "капитан Изыльметьев", "лейтенант Ильин" - всего 14 кораблей.  Строились в соответствии с большой судостроительной программой на 1913 - 1917 гг. для Балтийского флота.  Восемь  эсминцев были заказаны "Обществу Путиловских заводов", еще 6 строились на судостроительном заводе Русско - балтийского акционерного общества (г. Ревель). Практически не отличались от  эскадренных миноносцев типа "Орфей". Корабли построенные на судостроительном заводе Русско - балтийского акционерного общества имели мелкие конструктивные особенности. "Гавриил", "капитан Изыльметьев", "лейтенант Ильин" были построены в 1916 г., "Константин", "Владимир", "капитан Кинсберген" - в 1917 г.,"капитан Белли", "капитан Керн" - после 1917г., остальные корабли достроены не были.

5. Серия эсминцев типа "Изяслав": "Изяслав", "Прямислав", "Брячислав", "Федор Стратилат", "Автроил" - всего 5 кораблей. Строились в соответствии с большой судостроительной программой на 1913 - 1917 гг. для Балтийского флота. Проектировались французской фирмой "А. Норманд" на основе проекта эсминца "Новик", строились на предприятиях акционерного общества "Беккер и К*". Являлись наиболее мощными и крупными эсминцами русского флота. В отличии от "Новика" оснащались противокреновыми цистернами Фрама, пятью 102 мм орудиями, имели вертикальные образования бортов корпуса.  "Изяслав" поступил на вооружение Балтийского флота в 1916г., "Автроил" - в 1917г., "Прямислав" - после 1917г. "Брячислав" и "Федор Стратилат" достроены не были.

6. Серия эсминцев типа "Керчь" (ушаковская серия): "Керчь", "Федониси", "Гаджибей", "Калиакрия", "Занте", "Цериго", "Корфу", "Левкас" - всего 8 кораблей. Заказаны в соответствии программы нового усиления Черноморского флота 1914г. "Обществу Николаевских заводов и верфей". При проектировании и строительстве был в основном повторен проект эсминца "Дерзкий" с исправлением некоторых недостатков, выявленных в процессе эксплуатации. В ходе постройки кормовой торпедный аппарат был заменен 102 мм орудием. "Керчь", "Федониси", "Гаджибей", "Калиакрия" были введены в строй Черноморского флота в 1917г., "Занте", "Корфу" и "Левкас" - после 1917г., "Цериго" - в 1919г.

В конце 1916  в начале 1917 были заложены 12 эсминцев второй ушаковской серии, но ни один корабль построен не был.

 Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Ед.

изм.

   Новик   Дерзкий Счастливый   Орфей  Гавриил   Изяслав   Керчь
    1 Водоизмещение      т  1,280 1,180-1,190       1, 110   1,260   1, 260    1, 390 1,260-1,795
    2 Длина      м 102,43 93,82-93,9       97, 99      98       98      107 92,51-93,26
    3 Ширина      м   9,53 9, 02-9, 3          9,3     9, 3     9, 34      9, 5 9,05-9,07
    4 Осадка      м   3, 53 3, 2-3, 42         3, 41    2, 98      3, 9      4, 1 3, 2-4,04
    6 Силовая установка   2 паровые турбины, 6 котлов 2 паровые турбины, 5 котлов 2 паровые турбины, 5 котлов 2 паровые турбины, 4 котла 2 паровые турбины, 4 котла 2 паровые турбины, 5 котлов 2 паровые турбины, 5 котлов
    7 Мощность силовой установки    л.с.    35 000 22 534 -23 500    24 000      -   25 000   30 000   31 500   32 700 25 854 -28 557
    8 Скорость   узел    36,92      30          30       35       34        35      33
    8 Дальность автономного плавания   миля    1470     1717       1680     1470     1680     1880    1500
    9 Экипаж    чел.      117      111          111      150      150      150      136
  10 Артиллерийское вооружение  :

- 102 мм орудия

76, 2 мм зенитное орудие

57 мм зенитное орудие

- 7, 62 мм пулемет

  шт.        

        4

        -

        -

       4

       

       3

        -

       -

       2

        

        3

            -

            -

           2

    

       2

        -

        -

       2   

 

       4

       1

       -

       2

 

       5

       1

        -

       2

 

       4

        -

       2

       4

  11 Минно-торпедное вооружение

- 457 мм торпедные аппараты

- мины заграждения

  шт.         

         4

        80

       

        5

       80

 

           5

          80

 

       4

      80

 

       3

      80

 

       3

      80

 

       4

      80

 

© Copyright 2007. А.К. Лысоченко                                                                                                                                              E-mail: cris9@rambler.ru