Мореходная канонерская лодка Гиляк постройки 1898 г.

                                                                                                                   

 

  

 

Противолодочные крейсера пр.1123 Линейные корабли типа "Севастополь" Эскадренные броненосцы типа "Пересвет"
Крейсера типа "Паллада" Эсминцы типа "Новик" БДК  проекта 775
Минные заградители типа "Буг" Торпедный катер типа Ш-4 Подводная лодка "Дельфин"

 

 

  

Мореходная канонерская лодка "Гиляк" постройки 1898 г.

Мореходная канонерская лодка "Гиляк" постройки 1898 г.

Мореходная канонерская лодка "Гиляк" постройки 1898 г. с дополнительной разборной рубкой на носовом мостике

Мореходная канонерская лодка "Гиляк" постройки 1898 г. в окраске мирного времени

Мореходная канонерская лодка "Гиляк" постройки 1898 г. в летней окраске Мореходная канонерская лодка "Гиляк" постройки 1898 г. Мореходная канонерская лодка "Гиляк" постройки 1898 г.

Последнее десятилетие XIX века характерно активизацией военно-дипломатических усилий России в вопросе упрочнения позиций и увеличения влияния страны в дальневосточном регионе и прилегающих государствах. В успешном решении этих задач не последнюю роль играла военно-морская группировка, представленная кораблями Балтийского флота, сведенных в Тихоокеанскую эскадру и Сибирской флотилии. Значение флота многократно возросло с обретением Россией незамерзающей гавани для базирования боевых кораблей на Квантунском полуострове (г. Порт-Артур, 1897 г.), сданной Китаем в долгосрочную аренду на 99 лет. Конкуренция с другими европейскими державами за влияние в Китае, появление в дальневосточной акватории довольно мощного японского флота, необходимость охранять и контролировать обширные водные пространства, все эти факторы требовали значительного количественного увеличения корабельной группировки. Особенно остро ощущался дефицит в боевых многоцелевых кораблях 2 ранга, которые в военное время были бы способны выполнять задачи по охране и обороне водных районов и акваторий военно-морских баз, а в мирное время нести стационерную службу в портах прилегающих государств (в первую очередь китайских), в случае необходимости оказывать огневую поддержку боевых действий сухопутных войск, для чего должны были обладать способностью действовать и в речных акваториях. По мнению русских военно-морских специалистов предъявляемым требованиям наиболее полно отвечал класс кораблей, называемый в России канонерскими лодками. Для учета специфики дальневосточного театра военных действий было решено начать строительство серии таких кораблей по специально разработанному проекту. В качестве "тактико-технического задания" на проектирование был использован рапорт начальника Тихоокеанской эскадры контр-адмирала П.П. Тыртова, в котором тот предлагал технические характеристики двух типов канонерских лодок: большой мореходной, водоизмещением до 1600 т, и малой речной, водоизмещением около 750 т. Малая лодка должна была иметь длину не более 52 м, ширину - 9,8 м, осадку не более 2,6 м, что обеспечивало проходимость корабля по мелководным китайским рекам. Вооружение лодки, несмотря на минимальное водоизмещение, должны были составлять четыре 120 мм пушки, четыре 47 мм пушки, четыре 37 мм орудия и одна 63,5 мм десантная пушка системы Барановского, кроме этого, на корабле предусматривалась установка двух торпедных аппаратов. Рапорт был рассмотрен на заседании Морского технического комитета (МТК) и был передан для реализации проекта малой канонерской лодки старшему кораблестроителю Э.П. Гуляеву. 17 ноября 1892 года начались работы по созданию проекта малой канонерской лодки с общим водоизмещением в 815 т, но с сохранением заявленной осадки в 2,6 м. В 1894 г. от военно-морского атташе В САСШ капитана 1 ранга Д.Ф. Мертваго поступили сведения о начале строительства серии канонерских лодок (шлюпов по американской классификации того времени) типа Альбатрос. К сообщению были приложены подробные чертежи (слава отечественной разведке!). Специалисты МТК, внимательно изучив поступивший материал, приняли решение использовать американский проект в качестве прототипа нового корабля. С этого момента работа над созданием проекта "дальневосточной " канонерки начинается практически заново. К концу 1895 года были готовы рабочие и технологические чертежи нового корабля. При общем водоизмещении в 963 т канонерка сохраняла первоначально заданную осадку  - 2,6 м, однако за это пришлось расплатиться дальностью автономного плавания (судно брало при бункеровке 70 т угля вместо 130 т предусмотренных ранее) и мощностью вооружения. Теперь  артиллерийский комплект лодки включал в себя лишь одно 120 мм орудие, пять 75 мм, четыре 47 мм пушек и столько же 37 мм орудий, кроме этого предусматривалось комплектование корабля двумя 63,5 мм десантными пушками системы Барановского.   В декабре 1895 г. на малом каменном эллинге Нового адмиралтейства начались подготовительные работы к закладке  корабля. Общее руководство строительством судна было возложено на младшего судостроителя П.Е. Черниговского. Изготовление и монтирование главных и вспомогательных машин, котлов, холодильников, дымовых и вентиляционных труб, валов и бронзовых гребных винтов было возложено  на фирму "В. Крейтон и К° ". В рамках субподряда изготовление котлов было заказано на французском заводе Бельвиля. 30 апреля 1896 г. года состоялась официальная закладка канонерской лодки, получившим название "Гиляк". 22 сентября 1897 г. корабль был спущен на воду и помещен у достроечной стенки. 10 октября того же года лодка была объявлена участником кампании, хотя на ней продолжались достроечные работы. Вплоть до лета 1899 г. на "Гиляке" продолжались достроечные работы и испытания работоспособности систем и механизмов в доке и на ходу. 19 сентября того же года корабль под командованием капитана 2 ранга В.М. Ларионова вышел из акватории военно-морской базы Либава и направился к месту постоянного базирования на дальний восток. 10 мая 1900 года канонерка отшвартовалась у бочки в военной гавани порта Сайгон. С июня по октябрь того же года "Гиляк" принимал участие в боевых действиях международных сил по подавлению боксерского восстания в Китае, в ходе которых получил некоторые повреждения в результате артиллерийского огня противника с фортов г. Тянцзин на реке Пейхо. За боевые отличия в этой кампании кораблю были вручены серебряные георгиевские рожки. 20 ноября 1900 г. "Гиляк" прибывает в Порт-Артур. Вплоть до начала русско-японской войны лодка несет стационерную службу в портах Китая и Кореи, участвует в походах Тихоокеанской эскадры. На исходе 26 января 1904 г. японские корабли атаковали русскую эскадру на рейде Порт-Артура. Началась русско-японская война, в ходе которой "Гиляк" используется для охраны и обороны акватории базы, а с началом осады Порт-Артура поддерживает артиллерийским огнем части и подразделения гарнизона крепости. 31 октября 1904 г., учитывая крайнюю изношенность машин корабля, принимается решение, о разоружении "Гиляка", большая часть команды при этом списывалась в десант. 25 ноября разоруженная лодка получает не менее пяти попаданий 280 мм снарядов японской осадной батареи и ложится на грунт. Команда покидает судно. 19 декабря, после сдачи крепости, "Гиляк " подрывают с помощью четырех сфероконических мин. Серебряные георгиевские рожки в числе регалий и знамен эскадры и гарнизона были вывезены на миноносце "Статный" в порт Чифу. В 1906 г. лодка была поднята японцами и разделана на металлолом. Конструкция канонерской лодки "Гиляк" во многом являлась новаторской для своего времени. На ней впервые в истории русского флота была установлена боевая мачта, "Гиляк "является первым кораблем, в комплект вооружения которого были включены пулеметы системы Максима. Это был первое военное судно, которое наряду с неплохими мореходными качествами, было способно к плаванию на мелководных реках. Наименование "Гиляк" унаследовала новая канонерская лодка постройки 1906 г., участница первой мировой войны на Балтике, но это уже совсем другая история. 

                                     Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

                                           Наименование характеристики

Единица измерения

Значение характеристики

    1

Стандартное водоизмещение

              т

                         1239

    2 Полное водоизмещение               т

    1300

    3

Длина по ватерлинии

   м

    63,9

    4

Ширина по ватерлинии

   м

    11,15

    5

Осадка на миделе

              м

                         3,04

    6

Метацентрическая высота

              м

                          0,92

    7

Скорость полного хода

             уз.

                         11,64

    8

Дальность плавания

         миль

                         1760

    9

Мощность паровой силовой установки

             л.с.

                         1179,7

  10 

Экипаж

           чел.

                         

  11

Запас угля нормальный

               т

                          70

  12

Артиллерийское вооружение: 120 мм пушка системы Канэ

                                                           75 мм пушка системы Канэ

                                                          63,5 мм пушка Барановского

                                                          47 мм пушка системы Гочкиса

                                                          37 мм пушка системы Гочкиса

                                                          7,62 мм пулемет Максима

             шт.

                           1

                           5

                           1

                           4

                           2

                           2

  13 Торпедное вооружение : 381 мм торпедный аппарат              шт.    1
  14 Боекомплект:    120 мм выстрелы

                              75 мм выстрелов

                             63,5 мм выстрелы

                             47 мм выстрелы

                             37 мм выстрелов                    

                             381 мм торпеды обр. 1889 г.

                             сферических мин заграждения

           шт. 100 

1000 

300

800 

400 

2

16

 

© Copyright 2007. А.К. Лысоченко                                                                                                                                              E-mail: cris9@rambler.ru