Минные транспорты типа "Буг"

                                                                                                                   

 

  

 

Противолодочные крейсера пр.1123 Линейные корабли типа "Севастополь" Эскадренные броненосцы типа "Пересвет"
Крейсера типа "Паллада" Эсминцы типа "Новик" БДК  проекта 775
Канонерская лодка "Гиляк" 1898 г. Торпедный катер типа Ш-4 Подводная лодка "Дельфин"

 

 

  

Минный заградитель типа "Буг" в окраске мирного времени

Минный заградитель типа "Буг" в летней окраске мирного времени
Минный заградитель типа "Буг" Минный заградитель типа "Буг"
Минный заградитель типа "Буг" Минный заградитель типа "Буг"

Успешный опыт применения морского минного оружия в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. вызвал повышенное внимание со стороны руководства русского императорского флота к разработке методов ведения миной войны в акваториях и способам постановки минных заграждений. Планировалось устанавливать минные заграждения двух видов. В первом случае минные заграждения устанавливались в акваториях своих баз, крепостей и портов с целью затруднить или исключить вовсе выход корабельных соединений противника на удобные для артиллерийского обстрела позиции. Такие заграждения устанавливались, как правило, заблаговременно или же вообще в мирное время на основе гидрографических замеров и были управляемыми с береговых минных станций. Установка минных заграждений второго типа планировалось  в период активной фазы боевых действий в акваториях портов противника, в районах сбора и маневрирования его эскадр, а также на транспортных коммуникациях.  Такие минные поля устанавливались скрытно, без проведения предварительных гидрографических исследований свойств водных районов и должны были быть автономными, т.е. срабатывать автоматически при контакте с корпусом корабля противника. Проблема автономности решалась применением усовершенствованных гальваноударных сфероконических и сферических мин системы Герца, установка же активных минных заграждений на заданную глубину, без предварительных промеров вызывала некоторые затруднения, которые были преодолены с помощью оригинальных изобретений сделанных рядом офицеров русского флота в конце XIX века. Так, в 1882 г. офицер Черноморского флота лейтенант Н.Н. Азаров предложил устройство, состоящие из вьюшки и стального минрепа на якоре позволяющей мине при установке автоматически занимать нужную глубину. Способ установки мин с помощью устройства Азарова впоследствии назвали штерто - грузовым. В то время представлялось, что для постановки всех типов минных заграждений возможно использовать самые разнообразные суда, в т.ч. баржы, всевозможные транспорты, мореходные буксиры и тому подобное. При постановки минных заграждений в конце 80 гг. XIX века в водном районе Владивостокского порта, использовалось уже специализированное судно - минный транспорт "Алеут", построенный по заказу адмиралтейства в Норвегии на верфях Ньюландского механического завода в 1886 г.. Однако и он, выставлять мины даже на самом малом ходу был не способен т.к. использовал минные плотики. Попытки использовать для постановки заграждений на ходу корабельные минбалки так же не увенчались успехом, т.к. были, во-первых не безопасны, а, во-вторых, не обеспечивали нужной скорости установки мин (скорость судна при установке с помощью минбалок должна была быть не более 3-х узлов), что крайне важно при постановке активного минного заграждения. В 1889 г.  лейтенант В.А. Степанов предложил проект устройства, позволяющего вести непрерывную  установку мин при ходе судна 10 узлов, при этом обеспечивающее промежутки между минами в 30-35 м. По проекту Степанова на минном транспорте оборудовалась низкорасположеннная закрытая минная палуба, по всей длине которой устанавливался подвесной рельс Т-образного профиля, по которому с помощью простого механизма прокатывался замкнутый цепной транспортер с тележками. К тележкам крепились подготовленные к установке мины. Транспортер работал от привода гребного вала. В боевом положении устройство выдвигалось в сторону кормы, подвешенные к тележкам мины продвигаясь по рельсу, достигали наклонных консолей и соскальзывали в воду. По решению Морского технического комитета по минному делу в 1893 г. на транспортах "Дунай" и "Буг" были установлены устройства Степанова. Установка оборудования на транспортах была организована на Николаевской верфи и обошлась Морскому министерству в 30 тыс. рублей. В 1888 г. в рамках кораблестроительной программы 1885 г. морским министерством был объявлен конкурс на проект и постройку минного транспорта. При рассмотрении проектов, представленных на конкурс в 1889 г. лучшим был признан проект шведской фирмы "Zindhozmen" (г. Гетеборг). В том же году фирма получила заказ от русского морского министерства на постройку серии из двух кораблей в соответствии с представленным проектом. Оба корабля были заложены в январе 1891 г. на гетеборгской верфи. 30 мая того же года были зачислены в корабельный состав Черноморского флота под названиями "Буг" и "Дунай".
21 августа 1891 г. минный транспорт "Буг" был спущен на воду. 8 декабря 1892 г. вступил в строй в составе практической эскадры Черноморского флота. В 1893 г. на судне было установлено усовершенствованное оборудование для постановки минных заграждений. 15 ноября 1905 г. команда транспорта совместно с командой крейсера "Очаков" приняла участие в мятеже, организованном уволенным со службы за дисциплинарный проступок лейтенантом П.П. Шмидтом. Под угрозой орудий канонерской лодки "Терец", учитывая то, что на борту "Буга" находилось около 300 мин, взрыв которых мог повлечь непредсказуемые последствия, команда затопила корабль в Южной бухте Севастополя. В мае 1907 г. "Буг" был поднят на поверхность. До 1909 г. проходил ремонт в доке Севастопольского ремонтного завода, после которого вновь вводится в строй Черноморского флота и используется в качестве гидрографического судна и транспорта. С началом первой мировой войны включен в состав дивизиона сетевых заградителей Черноморского флота в качестве заградителя. В период 1915-1916 гг. принимал участие в оборудовании минных позиций. В 1915 г. прошел очередной ремонт в Севастополе, в ходе которого на корабле были дополнительно установлены два 75 мм и одно 50 мм орудия. В апреле 1918 г. поставлен на хранения в порту г. Севастополя. В течении года захватывался немецкими, а затем и английскими войсками, однако ими не использовался. В апреле 1919 г. снят с хранения и включен в состав Черноморского флота Вооруженных Сил юга России (ВСЮР) в качестве вспомогательного крейсера. 12 ноября 1920 г. из-за навигационной ошибки в условиях штормовой погоды выскочил на каменную гряду на траверсе Ак-Мечети и затонул. В 1923 г. был поднят и 4 июля 1924 г. был разделан на металлолом.
25 ноября 1891 г. минный транспорт "Дунай" был спущен на воду. 2 мая 1893 г. включен в состав практической эскадры Черноморского флота. С 10 октября 1907 г. проходил службу в минной дивизии Черноморского флота в качестве минного заградителя. С августа по декабрь 1913 г. на Севастопольском судоремонтном заводе прошел капитальный ремонт, в ходе которого были заменены конструктивные элементы верхней и жилой палуб, а также водогрейные трубки паровых котлов. В период первой мировой войны действовал в составе отряда кораблей по охране северо-западного водного района Черного моря. В 1915 г. проходил текущий ремонт на Севастопольском судоремонтном заводе, в ходе которого на "Дунае" были дополнительно установлены две 75 мм и одно 50 мм орудия. В апреле 1918 г. поставлен на хранение в порту г. Севастополя. В течении года был захвачен немецкими войсками, а затем перешел в руки английской военной администрации. В апреле 1919 г. после снятия с хранения и ремонта был включен в состав Черноморского флота ВСЮР. При эвакуации русской армии из Крыма был оставлен в Севастопольском порту и 14 ноября 1920 г. был захвачен войсками РККА. В декабре 1920 г. был включен в корабельный состав Морских сил Черного моря (МСЧМ) РККФ в качестве минного заградителя. Со второй половины 1921 по январь 1922 г. проходил очередной ремонт на Севастопольском судоремонтном заводе, после которого 14 февраля 1922 г. вновь включен в состав флота в качестве транспорта. С 3 августа 1922 г. после необходимого переоборудования вновь используется в качестве минного заградителя. 31 декабря 1922 г. переименован и стал называться минный заградитель "1 мая". К 29 октября 1924 г. был выведен из боевого состава МСЧМ и переоборудован в гидрографическое судно. С 28 апреля 1928 г. вновь переоборудован и включен в состав отряда кораблей охраны водного района главной военно-морской базы МСЧМ. С 1 января 1932 г. получает наименование "Гидрограф" и используется в качестве гидрографического судна. В 1934 г. выводится из состава Черноморского флота и ставится на хранение. 4 июня 1940 г. снимается с хранения и передается в состав гидрографической службы Черноморского флота. 4 ноября 1941 г. гидрографическое судно "Гидрограф" на буксире сторожевого корабля "Петраш" вышло из Севастополя в Туапсе. В 15 ч. 08 м. корабли зашли в порт г. Ялты. Почти сразу же после выхода из порта корабли были атакованы авиацией противника. В результате повреждений, полученных от разрывов бомб, на "Гидрографе" возникла течь, поступление воды остановить не удалось, и он затонул в 19 милях к востоку от Ялты. Потерь среди команды удалось избежать. Координаты места гибели судна неизвестны. Минные заградители типа "Буг" были первыми в мире боевыми кораблями оборудованные специальным автоматическим устройством для постановки минных заграждений на ходу.

                                    Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

                Наименование характеристики

Единица измерения

Значение характеристики

    1

Стандартное водоизмещение

              т

                        1382

    2 Полное водоизмещение               т

    1490

    3

Длина по ватерлинии

   м

    62,2

    4

Ширина по ватерлинии

   м

    10,0

    5

Осадка на миделе

              м

                         4,6

    6

Скорость полного хода

         узлов

                         14,76

    7

Дальность плавания

         миль

                         2150

   8

Количество паровых машин

шт. 2
    9 Общее количество котлов

шт.

4
  10 Количество движителей (винтов)

шт.

2

  11

Мощность паровой силовой установки

             л.с.

                        2079

  12

Экипаж

           чел.

           226      

  13

Запас угля нормальный

               т

                          100

14 Вооружение: 47 мм пушки системы Гочикса

                          сферические мины заграждения

шт.

4

425


 

© Copyright 2007. А.К. Лысоченко                                                                                                                                              E-mail: cris9@rambler.ru