|
ВОЕННАЯ ФОРМА ОДЕЖДЫ
|
|
|
Военная
форма одежды - это комплект предметов одежды, а в отдельных случаях и
снаряжения, установленный специальными указами, приказами и правилами,
обязательный для ношения всеми военнослужащими армии и флота. Военная форма
одежды вводится в войсках с целью лучшей их организации, повышения воинской
дисциплины и порядка, различия военнослужащих по родам войск (оружия), по
служебному положению и воинским званиям. Военная форма одежды определяет
принадлежность военнослужащих к вооруженным силам того или иного государства,
содержит в своем составе геральдические элементы государства или царствующего
дома и выполняет функцию сохранения боевых традиций вооруженных сил в целом, а
также части, а иногда и отдельного подразделения. Кроме того, форма одежды имеет
и чисто военные функции: маскировка личного состава на местности посредством
изготовления ее из тканей защитных цветов, введения в состав военной одежды
приспособлений для ношения предметов вооружения и снаряжения, создание
комфортных условий во время действий военнослужащих в различных климатических
условиях. Некоторые элементы форменной одежды имеют защитное предназначение.
Однообразная военная форма одежды в современном понимании, возникла во второй
половине
XVII века в европейских армиях, однако попытки ввести общие
для всех элементы в одежду и снаряжение воинов с целью отличить их от
военнослужащих противной стороны предпринимались практически на протяжении всей
европейской военной истории. Наиболее близко к введению однообразной форменной
одежды в начале новой эры подошла армия древнего Рима, традиционно одевая своих
легионеров в красные шерстяные плащи и одежду белого цвета. К слову, следует
сказать, что именно от римских легионов перешли в современные армии принципы
организации, внутреннего порядка, субординации и военной геральдики. Из периода
средневековья, можно вспомнить об отличительном знаке участников крестовых
походов - матерчатом кресте нашитом на одежду и дальнейшем развитии этой
эмблемы - атрибутов различных рыцарских орденов. В дальнейшем по мере развития
военного дела, усложнения организационной структуры войск, появления понятия
боевых порядков, появилась насущная необходимость визуально выделить свои войска
на поле боя с целью предоставления военачальникам возможности оперативно
управлять войсками в ходе сражения. Задача решалась введением на время кампании
и даже отдельного сражения общих для всего войска элементов одежды
военнослужащих: отличительных украшений головных уборов, шарфов, лент
одного цвета и т. п.. Введение же полностью унифицированной по покрою, цветам и
знакам отличия, однообразной для всех вооруженных сил форменной одежды стало
возможным с появлением массовых армий и развитием мануфактурных производств,
которые могли обеспечить потребности войск в мундирных тканях и кожаных
изделиях, т.е. определялось в первую очередь факторами экономики государств. В
период тридцатилетней войны в Европе (1618-1648 гг.) в армиях противоборствующих
государств стали появляться части носившие одежду одного цвета, однако различных
покроев и конструкции. Зачастую изготовление такой одежды происходило по
инициативе шефов и командиров той или иной части, ношение ее не
регламентировалось на государственном уровне и следовательно не являлось
обязательным, однако в частях прославивших свои знамена на поле брани ношение
одежды определенных цветов стало превращаться в устойчивую боевую традицию.
Примерно в этот же период в России по сообщениям иностранных авторов (Кемфер,
Пальмквист), единообразная форменная одежда появляется в московских
стрелецких полках. Впервые регламентированная единообразная военная форма одежды
была введена королевским указом во французской армии в 1672 г., причем
королевская гвардия получила кафтаны синего цвета с красным прикладным
сукном, армейская пехота - серые, кавалерия - красные. До конца
XVII века униформу получили все наиболее передовые армии
европейских государств. В России введение регламентированной военной формы
связано с военными реформами Петра Великого. Начиная с 1699 г.военная форма и
правила ее ношения устанавливается первоначально для гвардейских
(потешных) полков, а в последствии и для вновь формируемых пехотных и драгунских
полков. В 1712 г. свою форму получили и артиллеристы. К окончанию Северной войны
окончательно сформировался общий стиль русской военной формы. Гвардейская и
армейская пехота носили темно-зеленные кафтаны, драгуны - синие, артиллерия -
красные. С этого периода военная форма русской армии развивалась и
совершенствовалась в традиции общеевропейских тенденций. В последующие
царствования при Анне Иоанновне была утверждена форма одежды для конного
лейб-регемента (конной гвардии) и вновь формируемых кирасирских полков. При
Елизавете Петровне в связи с формированием частей легкой кавалерии - гусарских
полков, для них утверждается особая форма, различающаяся по полкам в цветовой
гамме. В начале царствования Екатерины Великой военная форма не претерпела
значительных изменений. Были лишь отменены нововведения, введенные в
краткосрочное царствование ее мужа Петра III. В 1786
г. в рамках военной реформы, проводимой фельдмаршалом Г. Потемкиным была введена
военная форма принципиально отличавшаяся от общеевропейских образцов того
времени. Она была единого покроя для всех родов оружия и отличалась только
цветом. В качестве мундира была введена удобная короткая куртка, узкие брюки
заменялись свободными шароварами обшитыми до середины голени кожей, вместо
неудобной в походе и в бою войлочной шляпы, воины получили сферическую
каску того же материала с поперечным плюмажем. Новая форма вводилась только в
армейских полках. Гвардия носила прежние мундиры. Нововведение являлось
безусловно прогрессивным и опередило свое время на несколько десятилетий. С
воцарением сына Екатерины Великой - Павла
I, в армии в срочном порядке стала вводится
военная форма в основном копирующую форму армии Прусского королевства. Расцветка
мундиров сохранила традиционные для русской армии оттенки, за исключением
артиллерии, которая получила темно-зеленные мундиры пехотного образца с черным
приборным сукном и красными выпушками, ставшими с тех пор традиционными для
этого рода войск. Каждый пехотный и кавалерийский полк получил свои приборные
цвета. Историки дружно осудили Павла за введение новой, якобы "неудобной" формы,
хотя она полностью соответствовала современным европейским тенденциям, при этом
забывая о том, что именно при нем армия получила новый вид обмундирования -
шинель, взамен зимнего шерстяного плаща - епанчи. После трагической
кончины Павла I в ходе государственного переворота,
престол унаследовал его сын Александр
I. Под его руководством и личном участии была
разработана и введена новая военная форма и походное снаряжение. Армия получила
мундир фрачного типа традиционных расцветок. В качестве строевого головного
убора был принят кивер, тяжелая кавалерия и конная артиллерия получила кожаную
каску. Была разработана форма для нового вида легкой кавалерии - уланских
полков. Впервые военная форма была установлена для казаков Донского,
Уральского и Черноморского войск. В качестве нестроевого головного убора
вводится знаменитая фуражка. В разных вариациях эта форма просуществовала более
пятидесяти лет. В царствование Николая I в 1844 г. в
качестве строевого головного убора взамен кивера вводится кожаная каска. Пехота
кавказского корпуса получает особую "кавказскую" форму. Воинские звания
военнослужащих стали обозначать на эполетах и погонах. После окончания крымской
войны в царствование Александра II
остро ощущалась необходимость общей военной реформы. Коснулась
она и военной формы одежды. Мундир фрачного типа сменил т.н. полукафтан. Вместо
каски вводился кивер нового образца, а в последствии кепи. При походной форме
устанавливалось ношение высоких сапог и белой рубахи. Вообще, царствование
характеризуется почти непрерывными изменениями в форме одежды и требуют
отдельного исследования. При Александре
III в 1882 г. начинается очередная реформа. В
этот раз она направлена на упрощение и удешевление обмундирования. Армейские
кирасирские, уланские и гусарские полки лишаются своих блестящих мундиров и
переформировываются в драгунские. В качестве основного комплекта обмундирования
для всех родов войск устанавливается мундир из темно-зеленного сукна с глубоким
запахом застегивающимся на крючки, свободные шаровары из того же материала,
носящиеся заправленными в высокие сапоги при любой форме одежды. Строевым
(парадным) головным убором становится барашковая шапка из черной мерлушки. Хотя
реформа проводилась под дивизом "народности", истинная причина изменений
заключалась, на мой взгляд, в необходимости заготовки большого количества
предметов обмундирования на случай мобилизационного развертывания. Последнее
царствование характеризуется прежде всего введением в 1907 г. походного
обмундирования защитного цвета для всех военнослужащих и возвращении к
традиционным образцам парадной и обыкновенной формы одежды. В 1918 г.
заканчивается история славной русской армии и начинается история ее наследницы -
РККА, впоследствии Советской Армии. Стремясь уйти от традиций "кровавого"
царского режима, советские военные руководители, игнорируя опыт русско-японской
и мировой войн вводят в красной армии странную форму, щедро украшенную яркими
цветными элементами. Отменяются традиционные знаки различия военнослужащих -
погоны. От дополнительных и без того значительных потерь от огня противника
красноармейцев спасало неудовлетворительное положение в экономике страны,
благодаря которому в годы гражданской войны не удалось организовать массовое
производство предметов обмундирования нового образца. И белые и красные
формирования использовали запасы обмундирования оставшиеся от старой армии. В
период до начала Великой Отечественной войны происходит постепенное возращение к
традициям русской армии. В 1922 г. артиллеристам были возвращены их традиционные
приборные цвета черный с красной выпушкой (в 1919 г. для артиллерии был введен
оранжевый приборный цвет) и установлено ношение шинели старого образца взамен
"кафтана" защитного цвета. В 1924 г. было отменено ношение цветных клапанов на
груди, рукавах и воротниках обмундирования. В 1935 г. были введены персональные
воинские звания для, среднего и старшего командного состава и соответствующие
знаки различия. В 1936 г. формируются казачьи кавалерийские части и для них
устанавливается традиционная форма одежды. В 1940 г. отменяется ношение пожалуй
наиболее яркого символа красной армии - буденовки. В том же году
восстанавливаются персональные звания для младшего и высшего командного состава.
Вводится парадная форма для всех категорий военнослужащих. Окончательный возврат
к национальным традициям военной формы одежды произошел в 1943 г. После этого
форма одежды Советской Армии развивалась в рамках многолетних традиций русской
армии. Очередная заметная реформа форменной одежды произошла в 1969 г. В
качестве полевой формы взамен знаменитой гимнастерки вводится полевой китель.
Принимается на снабжение войск форменная одежда для экипажей бронетехники,
полевая утепленная куртка для офицеров. В 1988 г. в войска поступает новый
унифицированный зимний и летний полевые костюмы - "афганка". Развитие военной
формы в последнем десятилетии XX века
характеризуется отказом от советских и русских традиций. Введенная в 1994 г.
новая парадная и повседневная форма по покрою очень похожа на американскую. Было
отменено ношение петлиц цветных околышей на фуражках. В конструкции фуражек явно
проглядываются извращенные понятия о воинской красоте "арбатских" генералов.
Однако для основной массы военнослужащих это не имело большого значение ввиду
крайне скудного снабжения войск вещевым имуществом. Никогда не забуду, когда
летом 1994 г. солдатам и офицерам дивизии в Забайкальском ВО были выданы летние
танковые комбинезоны изготовленные из неокрашенной х/б ткани светло-серого цвета.
Парадная и повседневная формы не выдавались вовсе. Доходило до того, что даже
на парады в г. Москве части и подразделения выводились в полевой форме под белыми и
парадными ремнями, трогательно украшенной аксельбантами, с нашитыми золотыми погонами у офицеров
и цветными у солдат и сержантов. В заключении хочу отметить, что на протяжении
всей истории Российского государства его руководители
придавали вопросу разработке и изготовления форменной одежды для военнослужащих
первостепенное значение, благодаря чему русские и советские войска снабжались качественным и современным
обмундированием в достаточном количестве.
|
|
© Copyright 2011. А.К. Лысоченко E-mail: cris9@rambler.ru |