Зенитный  ракетный комплекс (система) С-75

                                                                                                                    

 

  

 

  Зенитный  ракетный комплекс  2К11 "Круг"
Зенитный  ракетный комплекс  2К12 "Куб" Боевая машина  9А31 ЗРК 9К31 "Стрела"-1
Боевая машина  9А35 ЗРК 9К35 "Стрела"-10 ПЗРК  9К32 , 9К32М, 9К34
3 дм. зенитная самоходная установка обр. 1914/15 гг. 76 мм ЗСУ 29-К
37 мм  зенитная самоходная установка  ЗСУ-37 57 мм  зенитная самоходная установка  ЗСУ-57-2 
3 дм. зенитная пушка обр. 1914/15 гг. 76 мм зенитная пушка обр. 1931 г.
25 мм автоматическая зенитная пушка  72-К Зенитная прожекторная станция З-14-4
Радиолокационная станция П-12 "Енисей" Радиовысотомер ПРВ-13

 

 

  

Антенный пост (ПА) из состава станции наведения ракет СНР-75М3

Антенный пост (ПА) из состава станции наведения ракет СНР-75М3

Антенный пост (ПА) из состава станции наведения ракет СНР-75М3

Антенный пост (ПА) из состава станции наведения ракет СНР-75М3

Антенный пост (ПА) из состава станции наведения ракет СНР-75М

Антенный пост (ПА) из состава станции наведения ракет СНР-75

Радиодальномер РД-75 Амазонка

Радиодальномер РД-75 Амазонка

Пусковая установка СМ-90

Пусковая установка СМ-90

Пусковая установка СМ-90

Пусковая установка СМ-90

Пусковая установка СМ-90 в походном положении

Транспортно-заряжающая машина ПР-11А

Транспортно-заряжающая машина ПР-11А

Транспортно-заряжающая машина ПР-11Б

Транспортно-заряжающая машина ПР-11Б

Транспортно-заряжающая машина ПР-11Б в окраске для майского военного парада 1965 г. в г. Москве

Транспортно-заряжающая машина ПР-11Б

Транспортно-заряжающая машина ПР-11ДА

Транспортно-заряжающая машина ПР-11ДА

Транспортно-заряжающая машина ПР-11ДА в окраске для ноябрьского военного парада 1977 г. в г. Москве

Транспортно-заряжающая машина ПР-11ДА

Транспортно-заряжающая машина ПР-11ДА

Проектирование передвижного зенитного управляемого ракетного комплекса производилось на основании Постановления Совета Министров СССР № 2838/1201 от 20 ноября 1953 г. "О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника". В этот период в Советском Союзе уже проходили испытания управляемой стационарной зенитной ракетной системы С-25, предназначенной для противовоздушной обороны (ПВО) крупных административных и промышленных центров страны, однако, учитывая высокую стоимость подобных комплексов, не представлялось возможным обеспечить надежным противовоздушным прикрытием все важные объекты на территории страны, а также районы отмобилизования и сосредоточения войск. Советское военное руководство видело выход  в создании высокоманевренного зенитного ракетного комплекса (ЗРК), пусть уступающего по качеству стационарной системе, но позволяющего в короткое время осуществлять перегруппировку и сосредоточение сил и средств ПВО на угрожаемых направлениях. Работа по созданию комплекса была поручена коллективу КБ-1 Министерства среднего машиностроения под руководством известного конструктора А.А. Расплетина. КБ осуществляло проектирование системы в целом, вело разработку систем управления и навигации, бортовой аппаратуры ракеты. Этими работами непосредственно руководил Б.В. Бункин. На основе кадров КБ-1 для проектирования ракеты было создано    ОКБ -2 под руководством конструктора П.Д. Грушина. В процессе проектирования комплекса широко использовались наработки и инженерные решения найденные при создании С-25, в том числе и нереализованные в стационарном комплексе. Проектирование станции наведения ракет (СНР) непосредственно осуществлял коллектив конструкторов под руководством С.П. Заворотищева и В.Д. Селезнева на основе теоретического метода "половинного спрямления", позволяющего строить и выбирать наиболее оптимальные траектории полета ракеты.  Ракета, получившая обозначение В-750 (изделие 1Д) создавалась на основе нормальной аэродинамической схемы, имела две ступени - стартовую с твердотопливным двигателем и маршевую - с жидкостным, что обеспечивало высокую начальную скорость с наклонного старта. К разработке двигателя маршевой ступени привлекались специалисты НИИ-88, двигатель стартовой ступени был создан в КБ-2 завода № 81. Пусковая установка СМ-63 создавалась в ЦКБ-34 (г. Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Б.С. Коробова. В ГСКБ (г.Москва) разрабатывалась транспортно-заряжающая машина ПР-11. Эскизный проект ЗРК, получивший название С-75 был в основном готов к середине мая 1954 г. Начинался долгий процесс летных испытаний ракет, отладки электронного оборудования, разработки технологической документации. Летные испытания ракеты В-750 начались 26 апреля 1955 г. бросковым пуском и завершились в декабре 1956 г. В связи с повышением активности авиационной разведки США в воздушном пространстве Советского Союза, в августе 1956 г. руководством страны принимается решение о всемерном форсировании работ по введению комплекса С-75 с СНР, работающей в 6 см диапазоне радиоволн (диапазон "Н") в строй. Однако принять в кратчайшее время на вооружение комплекс с такими характеристиками не представлялось возможным из-за задержек в процессе испытания ракет и возникшими сложностями в отладке технологии производства аппаратуры наведения. В качестве альтернативы, по предложению А.А. Расплетина, принимается решение о производстве упрощенного варианта С-75, работающего на основе электровакуумных приборов 10 см диапазона (диапазон "В") хорошо освоенных промышленностью. Постановлением Совета Министров СССР от 25 август 1956 г.принимается решение о производстве упрощенного комплекса под названием СА-75 "Двина".  Тем же постановлением было предусмотрено проведения совместных испытаний СА-75 в апреле 1957 г., одновременно ставилась задача промышленности по обеспечению производства и поставки в войска до сорока комплектов ЗРК и 1200 ракет В-750. Хотя полигонные испытания комплекса начались лишь в августе 1957 г., проходили они достаточно успешно. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №1382/638 от 11 декабря ЗРК СА-75 "Двина" был принят на вооружение. Производство элементов комплекса организовывалось на следующих предприятиях: радиоэлектронная и навигационная аппаратура - на заводах № 304 (г.Москва), № 569 (г.Сергиев Посад), № 933 (г. Днепропетровск), изготовление антенн и антенного хозяйства размещалось на заводах № 23 (г. Москва),  № 92 (г. Нижний Новгород), № 710(г. Подольск). Ракеты производились на заводах № 41 (г. Москва) , № 464 (г. Долгопрудный), № 272 (г. Санкт-Петербург), № 292 (г. Саратов), № 8 (г. Екатеринбург). На автомобильном заводе им. Лихачева (ЗИС, ЗИЛ) производилась производилась автомобильная часть транспортно-заряжающих машин ПР-11. Для изготовления комплектующих различного назначения привлекалось еще более десятка предприятий. Одновременно с организацией серийного производства СА-75 конструкторский коллектив КБ-1 продолжал работу над созданием комплекса, работающего в 6 см диапазоне. В мае 1957 г. опытный образец С-75, работающий в 6 см диапазоне был отправлен на полигон Капустин Яр для испытаний. В новом комплексе был реализован вариант размещения элементов СНР в трех кабинах, расположенных в двухосных автомобильных прицепах, в отличие от СА-75, где аппаратура размещалась в пяти КУНГах автомобилей ЗИС-151 или ЗИЛ-157. Это решение было принято с целью сохранения ресурсов автомобильной части комплекса (автомобили -буксировщики прицепов можно было содержать в стационарных боксах, тогда как автомобильные шасси КУНГов постоянно находились на открытом воздухе на стартовых позициях). В конструкции СНР-75 был реализован первоначально предусмотренный принцип селекции целей, который не был применен в СА-75. В комплект аппаратуры СНР был добавлен автоматизированный прибор пуска АПП-75. Новый комплекс комплектовался пусковыми установками СМ-63-1 и СМ-63-2, которые обеспечивали применение модернизированных ракет (изделие 13Д). Специально для ЗРК С-75 была сконструирована ракета В-750Н , в дальнейшем была разработана более совершенная ее модификация В-750ВН (изделие 13Д), которая поступала в войска с конца 50-х годов. После завершения полигонных испытаний Постановлением СМ СССР № 561/290 от 22 мая 1959 г. новый комплекс был принят на вооружение под названием С-75Н "Десна". Следует заметить, что обозначение С-75 является общим для наименования всех модификаций комплекса, а их за долгую службу знаменитого ЗРК было не мало:

- СА-75 "Двина" с ЗУР В-750 - первый серийный комплекс, работающий в 10 см диапазоне (1957 г.);

- СА-75М "Двина" с ЗУР В-750В, В-750ВМ,  В-750ВК  (1957 г.);

- СА-75МК "Двина" с ЗУР В750В - экспортный вариант СА-75М (1960 г.);

- С-75 "Десна" с ЗУР В-750ВН - с электровакуумной аппаратурой 6 см диапазона (1959 г.);

- С-75М "Волхов" с ЗУР В-755 (изделие 20Д), В-755У (изделие 20ДУ) - комплекс с увеличенной зоной поражения целей (1961 г.);

- С-75М "Волхов" с ЗУР В-760 (изделие 15Д) - комплекс с ракетой со специальной боевой частью (1964);

- С-75Д "Десна" с ЗУР В-755 и В-755У (1969 г.);

- С-75М "Десна" с ЗУР В-755 - экспортный вариант (1965 г.);

- С-75М1 "Волхов" (1965 г.);

- С-75М2 "Волхов" с ЗУР В-759 (изделие 5Я23) (1971 г.);

- С-75М3 "Волхов" с ЗУР В-760В (изделие 5В29) - комплекс с ракетой со специальной боевой частью (1975 г.);

- С-75М4 "Волхов" с телевизионным оптическим визиром и имитатором СНР (1978 г.).

Комплекс С-75 производился по лицензии в Китае (HQ-1, HQ-2), в Египте и в Иране. Поставлялся на экспорт в страны - участницы Варшавского договора, а также в Алжир, Вьетнам, Египет, Иран, Ирак, Китай, Кубу, Ливию КНДР, Мозамбик, Монголию, Сирию, Югославию и некоторые другие.

В состав комплекса С-75 входят: станция наведения ракет СНР-75 (антенный пост, кабина боевого управления "У", аппаратная кабина "А", радиодальномер РД-75 "Амазонка", средства обеспечения и буксировки), пусковые установки (СМ-63, СМ-90) - 6 шт., транспортно-заряжающие машины ПР-11 - 6 шт. Комплекс состоит на вооружении зенитного ракетного дивизиона (зрдн) зенитной ракетной бригады (зрбр). В случае, когда зрдн выполняет задачи в качестве отдельного, ему могут придаваться радиолокационная станция разведки и целеуказания П-12 "Енисей" и радиовысотомер  ПРВ-13 из состава радиотехнического дивизиона (ртдн)бригады.

Комплекс С-75 сыграл исключительную роль в становлении и развитии управляемых ракетных средств ПВО страны. Это единственный в мире ЗРК, успешно выполнявший задачи противовоздушной обороны в условиях крупномасштабных боевых действий (Вьетнам, Египет). В настоящее время продолжает состоять на вооружении частей и подразделений ПВО некоторых стран.                                                                     

                                        Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения СА-75М "Двина" С-75 "Десна" С-75М "Волхов"
1 Вооружение ЗУР В-750 В-750ВН В-755
2 Масса ЗУР стартовая кг 2300 2350 2398
3 Масса боевой части кг 130 191 196
4 Тип боевой части   ОФ ОФ ОФ
5 Способ подрыва боевой части   радиокомандный неконтактный РВ неконтактный РВ
6 Скорость ЗУР на траектории число М 3,1 3,5 3,5
7 Длина ЗУР м 10,7 10,7 10,8
8 Диаметр 1 ступени м 0,7 0,7 0,7
9 Диаметр 2 ступени м 0,5 0,5 0,5
10 Наибольший размах плоскостей м 2,57 2,57 2,57
11 Дальность поражения цели км 7-30 7-34 7-43
12 Высота поражения цели км 3-25 0,5-27 0,1-30
13 Максимальная скорость поражаемой цели км/час 1100 1500 2300
14 Время готовности по засечке цели мин. 4-5 4-5 4-5
15 Количество одновременно поражаемых целей ед. 1 1 1
16 Количество одновременно наводимых ракет ед. 3 3 3
17 Время приведения в боевое положение комплекса час 4-5 4-5 4-5
18 Система наведения ракет   радиокомандная радиокомандная радиокомандная

 

 

© Copyright 2007. А.К. Лысоченко                                                                                                                                              E-mail: cris9@rambler.ru