152 мм САУ СУ-152

                                                                                               

  

  

СОДЕРЖАНИЕ
76 мм полковая пушка обр.1943г. ОБ-25
3 дм. (76 мм)  пушка обр. 1900г.
3 дм.  (76 мм) пушка обр. 1902г.
122 мм  пушка обр. 1931/37 гг.     А-19
152 мм  пушка  обр. 1935 г.    Бр-2
152 мм самоходная пушка  2С5 "Гиацинт"
203 мм  самоходная пушка 2С7 "Пион"
37 мм  противотанковая пушка обр. 1930 г. 1-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1932 г. 19-К
45 мм  противотанковая пушка  обр. 1937 г. 53-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1942 г. М42
48-лн. (122 мм) полевая гаубица обр. 1909 г.
122 мм  гаубица обр. 1938 г.    М-30
152 мм гаубица обр. 1943 г. Д-1
203 мм гаубица  обр. 1931 г.  Б-4
122 мм  самоходная гаубица  2С1 "Гвоздика"
152 мм  самоходная гаубица  2С3 "Акация"
152 мм гаубица-пушка обр. 1937 г.  МЛ-20
280 мм мортира  обр. 1939 г.  Бр-5
120 мм  самоходное орудие  2С9 "Нона"
58 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Ф-Р
90 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Г-Р
240 мм   самоходный миномет  2С4 "Тюльпан"
76 мм  динамореактивная пушка обр.1931 г.  БПК
82 мм  станковый гранатомет  СГ-82
82 мм безоткатное орудие  Б-10
107 мм  безоткатное орудие  Б-11
73 мм  СП Г-9 "Копье"
76 мм  Самоходная  установка  СУ-76
122 мм  самоходная  установка  СУ-122
85 мм  самоходная  установка  СУ-85
100 мм  самоходная  установка  СУ-100
85 мм   самоходная установка     АСУ-85
Тактический ракетный комплекс  2К5 "Коршун"
Тактический ракетный комплекс  2К1 "Марс"
132 мм боевая машина  БМ-13-16
82 мм боевая машина    БМ-8-24
82 мм боевая машина   БМ-8-48
300 мм  боевая машина БМ-31-12
140 мм боевая машина   БМ-14-16
240 мм  боевая машина  БМ-24
200 мм боевая машина  БМД-20
122 мм Боевая машина  БМ-21 "Град"
122 мм Боевая машина БМ-21В "Грпад-В"
Переносной  комплекс ПТУР 9К111 "Фагот"
Боевая машина  ПТУР 2П27 "Шмель"
Боевая машина  ПТУР 2П32 "Фаланга"
Боевая машина  ПТУР 9П110 "Малютка
Боевая машина  ПТУР 9П122 "Малютка-М"
Боевая машина  ПТУР 9П133 "Малютка-П"
Боевая машина  ПТУР 9П137 "Флейта"
Боевая машина  ПТУР 9П148 "Конкурс"
Боевая машина  ПТУР 9П149 "Штурм-С"
Передовой разведывательный пункт ПРП-3 "Вал"
Передовой разведывательный пункт ПРП-4 "Нард"
Машина АР и УО 1В119 "Реостат
К СУАО 1В12 "Машина-С
КСАУО 1В17 "Машина-Б"
Радиолокационная станция СНАР-10 "Леопард"
Разведывательный комплексАРК-1 1РЛ239-1 "Рысь"
Радиолокационный комплекс  1Л219М "Зоопарк
Трактор СТЗ-5
Трактор С-65 "Сталинец"
Тягач  ЗИС-42
Тягач АТ-Т
Транспортер МТ-ЛБ
Тягач МТ-Т

  

152 мм самоходная артиллерийская установка СУ-152 (КВ-14)

152 мм самоходная артиллерийская установка СУ-152 (КВ-14)

152 мм самоходная артиллерийская установка СУ-152 (КВ-14) с тактическими опознавательными знаками 338 гв. тсап 152 мм самоходная артиллерийская установка СУ-152 (КВ-14) 152 мм самоходная артиллерийская установка СУ-152 (КВ-14)

К концу 1941 г. численный и качественный состав советских автобронетанковых войск разительно изменился по сравнению с довоенным их состоянием. Во-первых, общее количество танков в них уменьшилось в 4 - 5 раз, на комплектование танковых частей в достаточно большом количестве стали поступать легкие танки Т-60 с карбюраторным автомобильным двигателем и слабым вооружением. Вместе с тем производство средних и тяжелых танков неуклонно снижалось в связи с эвакуацией предприятий производивших эти машины на восток. Не менее значительные изменения, причем не в лучшую сторону, произошли и в организационно-штатной структуре войск, в результате которых в составе танковых бригад практически не оказалось подразделений полевой артиллерии. Как следствие, в ходе проведения в декабре 1941 г. - апреле 1942 г. ряда наступательных операций на участках Северо-Западного, Калининского, Центрального, Брянского и Юго-Западного фронтов танковые и механизированные соединения и части стали ощущать потребность в более мощной непосредственной огневой поддержки своих действий огнем артиллерии. Вместе с тем, даже введение в состав танковой бригады дивизиона полевой артиллерии проблему не решала бы, в связи со спецификой боевого применения подразделений буксируемой артиллерии на механической или конной тяге. В начальный период войны задачи непосредственной огневой поддержки боевых порядков танковых частей в какой-то мере решали с помощью тяжелых танков КВ-2, однако в силу неустранимых конструктивных недостатков их производство к середине осени 1941 г. было завершено, а основная часть имеющихся в войсках машин этого типа было потеряно в период летних боев. В предвидении более масштабных наступательных операций РККА в ходе летней кампании 1942 г. в середине апреля того же года в Москве состоялся пленум Артиллерийского комитета, на котором наряду с другими, обсуждался вопрос создания эффективного средства огневой поддержки частей и подразделений танковых войск. Учитывая результаты опытно-конструкторских работ (ОКР) проведенных в СКБ-2 по созданию проектов тяжелых танков огневой поддержки КВ-7 и КВ-9, не получивших дальнейшего развития, опыт применения штурмовых орудий на базе средних танков немецкими войсками, на пленуме была определена общая концепция проектирования таких машин. По мнению большинства конструкторов артиллерийского и бронетанкового вооружения, это должна быть мощная артиллерийская система калибра 122 - 152 мм, установленная на шасси серийного тяжелого танка в неподвижной закрытой броневой рубке. Работы по созданию новой машины начались уже в мае 1942 г. в СКБ-2 Челябинского Кировского завода и в артиллерийском КБ Уралмаша, однако события происшедшие летом на участках Юго-Западного и Южного фронтов отодвинули их завершение на неопределенное время. К вопросу создания мощной САУ на базе КВ-1С вернулись лишь в конце 1942 г. , когда в СКБ-2 в соответствии с приказом НКТП был создан отдел (конструкторская группа) по проектированию тяжелых САУ, в состав которой кроме сотрудников собственно СКБ-2, вошли конструкторы артиллерийского КБ Уралмаш, имеющих опыт в проектировании САУ: Н.В. Курин, В.А. Вишняков, К.Н. Ильин, Г.Н. Рыбин и другие. В тот же период отмечено первое появление на участке Ленинградского фронта опытных экземпляров новых тяжелых немецких танков Pz.VI "Тигр", изучение одного из них, захваченного в исправном состоянии привело руководителей АБТУ РККА к выводу, что не позднее весны-лета 1943 г. танковым частям придется противостоять немецким войскам оснащенными новыми машинами, превосходившими по своим тактико-техническим характеристикам все, что производила на тот момент советская танковая промышленность. Этот факт послужил одной из причин появления 4 января 1943 г. Постановления ГКО № 2692, предписывающего предприятиям НКВ и НКТП в кратчайший срок, до 25 дней со дня выхода Постановления, спроектировать 152 мм САУ на базе тяжелого танка КВ-1С, изготовить опытный экземпляр и представить его на испытания. В качестве головного разработчика новой машины было определено СКБ-2 ЧКЗ, где к ОКР по новой теме были привлечены конструкторы Н.Н. Звонарев, К.Н. Ильин, Г.Н. Рыбин, В.М. Селезнев, П.С. Тарапатин, В.И. Торотько под руководством Л.С. Троянова. В связи с тем, что в качестве артиллерийской системы новой САУ была выбрана качающаяся часть 152 мм гаубицы-пушки обр. 1937 г. МЛ-20, решение вопросов связанных с проектированием артиллерийской части было возложено на коллектив разработчика системы - КБ завода № 172 (г. Пермь) под руководством генерального конструктора завода Ф.Ф. Петрова. Изготовление корпуса и сборка новой машины, получившей название КВ-14 производились на опытном заводе СКБ-2 № 100 (г. Екатеринбург), изготовление артиллерийской части возложили на завод № 9 (г. Екатеринбург), который в прошлом являлся подразделением Уралмаша по производству артвооружения и специализировался на производстве орудий для танков и САУ. Общее руководство работами и их координацию осуществлял известный советский конструктор бронетанковой техники, руководитель СКБ-2 Ж.Я. Котин. Со стороны НКВ проект курировал лично нарком вооружений Д.Ф. Устинов, что говорит о важности проводимой ОКР. Работы по созданию САУ не прекращались ни днем ни ночью. На заводе изготовление комплектующих, узлов и механизмов, сборка агрегатов производились непосредственно с чертежей выполненных от руки, которые доставлялись в цеха специальными курьерами. При проектировании корпуса, ходовой части, трансмиссии и силового отделения использовались аналогичные из конструкции тяжелого танка КВ-1С, боевого отделения - наработки по теме тяжелого танка КВ-7. К 17 января на заводе № 100 был выполнен макет в натуральную величину, к исходу 19-го - броневой корпус. К 23 января опытная машина была в основном собрана, осталось только смонтировать артиллерийскую часть. При ее создании Ф.Ф. Петров настаивал на глубокой модернизации качающейся части МЛ-20, однако понимания у руководства НКВ в этом вопросе не нашел и был вынужден ограничиться минимальными изменениями в существующей конструкции. К утру 24 января артиллерийская часть была установлена и КВ-14 (заводской индекс - объект 236 ) убыла своим ходом на Чебаркульский полигон для прохождения программы заводских испытаний, которые продолжались до 7 февраля и были признаны успешными. Руководство ГКО сочло возможным засчитать результаты заводских испытаний САУ в качестве государственных и своим Постановлением № 2859 от 9 февраля 1943 г. принял объект 236 на вооружение под названием 152 мм самоходная артиллерийская установка КВ-14. В апреле того же года для КВ-14 было установлено название "СУ-152".
По конструкции СУ-152 относится к классу тяжелых полностью бронированных самоходных артиллерийских установок. Компоновка машины сходна с компоновкой других советских САУ созданных на базе средних и тяжелых танков. Боевое отделение и совмещенное с ним отделение управления располагались в передней и средней части бронекорпуса - в бронированной рубке. Двигатель и элементы трансмиссии размещались в кормовой части корпуса. Конструкция и устройство узлов и механизмов двигателя, трансмиссии, ходовой части, двигателя, электрооборудования и средств связи полностью соответствует аналогичным тяжелого танка КВ-1С. Корпус и бронерубка сваривались из броневых листов толщиной 75, 60, 30 и 20 мм. Лобовые и бортовые броневые листы рубки устанавливались под рациональными углами наклона. В корпусе с бронерубкой имется большое количество технологических отверстий и лючков. Крыша рубки изготовлялась отдельно и приваривалась к ее стенкам. Впереди справа по ходу машины на крыше монтировался прямоугольный одностворчатый люк для посадки и высадки экипажа. Сзади слева находился прямоугольный двухстворчатый люк, предназначенный для тех же целей. Слева от орудия имелся круглый лючок для удлинителя панорамы. В днище, сзади рабочего места механика-водителя имелся аварийный люк. В правом нижнем броневом листе рубки имелся люк с откидывающейся крышкой для загрузки боекомплекта. В лобовом и кормовом броневых листах имелись бойницы, прикрываемые заглушками. От силового отделения рубка отгораживалась металлической перегородкой . Вдоль бортов рубки и назадней ее стенке монтировались боеукладки под снаряды и заряды. Машина оборудовалась двумя топливными баками, располавшимися один - в силовом отделении, другой - в боевом. Кроме этого была предусмотрена возможность крепления дополнительных емкостей под горючее снаружи корпуса машины. Весь экипаж в составе пяти человек располагался в бронерубке. Впереди слева от орудия размещалось рабочее место механика-водителя, сразу за ним размещался наводчик орудия. Рабочее место заряжающего находилось сзади рабочего места наводчика. Справа от орудия распологалось рабочее место командира машина, сзади за ним - замкового. Все рабочие места оборудовались приборами наблюдения МК-4, а рабочее место командира кроме того перескопическим прибором ПТК-4. Артиллерийская часть СУ-152 - МЛ-20С, разработанная на основе конструкции 152 мм гаубицы-пушки МЛ-20 отличалась от нее расположением маховиков механизмов вертикальной и горизонтальной наводки слева от ствола и наличием лотка для облегчения заряжания. Орудие устанавливалось в лобовом листе рубке справа от продольной оси машины в установке рамочного типа. Снаружи узлы и механизмы орудия прикрывала бронемаска сферической формы и неподвижный кожух противооткатных устройств (ПОУ), изготавливаемым из броневого листа толщиной 60 мм. МЛ-20С - артиллерийская система раздельно-гильзового заряжания. Ствол орудия по конструкции является моноблоком с навинтным казенником и дульным тормозом щелевого типа. В казеннике размещался поршневой затвор с предохранителем инерционного типа и механизмом экстракции стрелянной гильзы. ПОУ состоят из гидравлического тормоза откатных частей веретенного типа емкостью 22 л. и накатника гидропневматичекого типа с давлением 45 атм. Наведение орудия в цель осуществлялось с помощью плдъемного и поворотного механизмов секторного типа. В состав прицельных приспособлений входили телескопический прицел СТ-10, для стрельбы с ЗОП применялась панорама системы Герца. В состав боекомплекта САУ входили бронебойные снаряды БР-540, БР-540Б и осколочно-фугасные гранаты ОФ-540. Для стрельбы применялись специально разработанные пороховые заряды: для бронебойного снаряда Ж-545Ж и для стрельбы гранатой - полный и уменьшенный Ж-545 и Ж-545У. Однако САУ могло вести огонь используя всю номенклатуру выстрелов, разработанных для гаубицы-пушки МЛ-20.
Серийное производство СУ-152 началось в апреле 1943 г. на ЧКЗ и продолжалось до декабря того же года, после чего ее сменила более совершенная ИСУ-152. Всего было построено 670 машин этого типа. САУ поступала на комплектование тяжелых самоходных артиллерийских полков (тсап). Небольшое количество СУ-152 было передано в 1 армию Войска Польского.

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристик
1 Экипаж чел. 5
2 Вооружение гаубица 152 мм МЛ-20С
3 Боекомплект                         количество выстрелов 20
4 Шасси   на базе танка КВ-1С
5 Мощность двигателя В-2К л.с. 600
6 Максимальная скорость км/час 43
7 Боевая масса т 45,5
8 Длина по корпусу мм 6750
9 Длина с орудием   8950
10 Ширина мм 3250
11 Высота мм 2450
12 Дорожный просвет мм 450
13 Запас хода по топливу км 330
14 Емкость баков л 1100
15 Бронирование мм 30-75
16 Масса снаряда бронебойного снаряда БР-540 кг 48,8
17 Начальная скорость полета снаряда БР-540 м/сек 600
18 Предельная дальность стрельбы бронебойным снарядом (табличная) м 4000
19 Масса осколочно-фугасной гранаты ОФ-540 кг 43,3
20 Начальная скорость полета гранаты ОФ-540 м/сек 655
21 Максимальная дальность стрельбы гранатой м 13 000
22 Прицельные приспособления                                                       панорама системы Герца

телескопический прицел СТ-10

23 Угол горизонтального обстрела градус 12°
24 Угол возвышения максимальный градус 18°
25 Угол угол склонения градус - 5°
26 Скорострельность выстр./мин. 2
27 Бронепробиваемость максимальная снарядом БР-540 мм 125
28 Длина ствола калибр 27,9
29 Средства связи   радиостанция 9Р (10Р)

ТПУ-4бис

 

 

© Copyright 2007. А.К. Лысоченко                                                                                                                                              E-mail: cris9@rambler.ru