Трактор С-65 "Сталинец"

                                                                                             

  

  

СОДЕРЖАНИЕ
76 мм полковая пушка обр.1943г. ОБ-25
3 дм. (76 мм)  пушка обр. 1900г.
3 дм.  (76 мм) пушка обр. 1902г.
122 мм  пушка обр. 1931/37 гг.     А-19
152 мм  пушка  обр. 1935 г.    Бр-2
152 мм самоходная пушка  2С5 "Гиацинт"
203 мм  самоходная пушка 2С7 "Пион"
37 мм  противотанковая пушка обр. 1930 г. 1-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1932 г. 19-К
45 мм  противотанковая пушка  обр. 1937 г. 53-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1942 г. М42
48-лн. (122 мм) полевая гаубица обр. 1909 г.
122 мм  гаубица обр. 1938 г.    М-30
152 мм гаубица обр. 1943 г. Д-1
203 мм гаубица  обр. 1931 г.  Б-4
122 мм  самоходная гаубица  2С1 "Гвоздика"
152 мм  самоходная гаубица  2С3 "Акация"
152 мм гаубица-пушка обр. 1937 г.  МЛ-20
280 мм мортира  обр. 1939 г.  Бр-5
120 мм  самоходное орудие  2С9 "Нона"
58 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Ф-Р
90 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Г-Р
240 мм   самоходный миномет  2С4 "Тюльпан"
76 мм  динамореактивная пушка обр.1931 г.  БПК
82 мм  станковый гранатомет  СГ-82
82 мм безоткатное орудие  Б-10
107 мм  безоткатное орудие  Б-11
73 мм  СП Г-9 "Копье"
76 мм  Самоходная  установка  СУ-76
122 мм  самоходная  установка  СУ-122
152 мм  самоходная  установка СУ-152
85 мм  самоходная  установка  СУ-85
100 мм  самоходная  установка  СУ-100
85 мм   самоходная установка     АСУ-85
Тактический ракетный комплекс  2К5 "Коршун"
Тактический ракетный комплекс  2К1 "Марс"
132 мм боевая машина  БМ-13-16
82 мм боевая машина    БМ-8-24
82 мм боевая машина   БМ-8-48
300 мм  боевая машина БМ-31-12
140 мм боевая машина   БМ-14-16
240 мм  боевая машина  БМ-24
200 мм боевая машина  БМД-20
122 мм Боевая машина  БМ-21 "Град"
122 мм Боевая машина БМ-21В "Грпад-В"
Переносной  комплекс ПТУР 9К111 "Фагот"
Боевая машина  ПТУР 2П27 "Шмель"
Боевая машина  ПТУР 2П32 "Фаланга"
Боевая машина  ПТУР 9П110 "Малютка
Боевая машина  ПТУР 9П122 "Малютка-М"
Боевая машина  ПТУР 9П133 "Малютка-П"
Боевая машина  ПТУР 9П137 "Флейта"
Боевая машина  ПТУР 9П148 "Конкурс"
Боевая машина  ПТУР 9П149 "Штурм-С"
Передовой разведывательный пункт ПРП-3 "Вал"
Передовой разведывательный пункт ПРП-4 "Нард"
Машина АР и УО 1В119 "Реостат
К СУАО 1В12 "Машина-С
КСАУО 1В17 "Машина-Б"
Радиолокационная станция СНАР-10 "Леопард"
Разведывательный комплексАРК-1 1РЛ239-1 "Рысь"
Радиолокационный комплекс  1Л219М "Зоопарк
Трактор СТЗ-5
Тягач  ЗИС-42
Тягач АТ-Т
Транспортер МТ-ЛБ
Тягач МТ-Т

  

 

Трактор С-65 "Сталинец"

Трактор С-65 "Сталинец"

Трактор С-65 "Сталинец" со снятым боковым капотом Трактор С-65 "Сталинец" поздних серий выпуска с закрытой кабиной
Трактор С-65 "Сталинец" Трактор С-65 "Сталинец"

Работы по созданию проекта дизельного трактора в СССР начались в начале 30-х годов прошлого века на основании Постановления ЦК ВКП(б) от 15 октября 1930 г., однако, до начала 1935 г. они ограничивались испытанием опытных моделей отечественных дизелей и проведением международного конкурса на лучшую модель дизельного двигателя. В январе 1935 г. нарком тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе на VII Всесоюзном съезде советов потребовал форсировать работы по  проектированию трактора с дизельным двигателем и организации его серийного производства на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ, ныне ООО "ЧТЗ-Уралтрак"). Уже в феврале того же года на ЧТЗ была создана конструкторская группа под руководством В.Т. Ломоносова по созданию проекта серийного тракторного дизеля. К работам так же привлекалась группа конструкторов Научного - исследовательского автотракторного института (НАТИ г. Москва ) под руководством  А.В. Лебедева. Новый двигатель, получивший название М-17, создавался на основе проектов опытных дизель-моторов М-13 и М-75. Уже к 1 июля 1935 г. проектные работы были завершены, а 15 июля был собран первый опытный образец М-17. 1 августа того же года были завершены заводские стендовые испытания нового двигателя. Для ускорения организации серийного производства дизельных тракторов было решено устанавливать М-17 на производящийся серийно с 1933 г. ЧТЗ гусеничный  трактор С-60 "Сталинец" с карбюраторным двигателем, являющимся лицензионной копией американской машины Катерпиллер-60. К 15 августа 1935 г. был собран опытный образец дизельного трактора на базе С-60 и начались его заводские испытания. Новый трактор получил название С-65 "Сталинец". Для установки М-17 в проект прототипа (С-60) были внесены минимальные изменения, в частности слегка изменена конструкция коробки передач, увеличена ширина трака гусеницы, топливный бак был помещен сзади двигателя и закрыт верхним капотом. Запуск основного двигателя осуществлялся с помощью вспомогательного бензинового мощностью 20 л.с. Весь последующий год был затрачен на доработку двигателя и разработку технологической документации. В марте 1937 г. с конвейера завода сошли последние карбюраторные С-60, а 20 июня того же года началось серийное производство С-65, завершившиеся в 1941 г. в связи с начавшейся войной. В 1937 г. трактор был удостоен гран-при международной выставки в Париже "Искусство и техника современной жизни". С 1938 г. поставлялся на экспорт. С-65 создавался как машина в основном сельскохозяйственного назначения, однако в период скрытой мобилизации весной - летом 1941 г. значительное количество тракторов было изъято из народного хозяйства и передано на вооружение РККА, где они использовались в качестве артиллерийских тягачей орудий крупного и среднего калибров, тягачей общего назначения и эвакуационных машин. Некоторое количество С-65 в начальный период войны попали  к немцам, которые использовали их также в качестве средств тяги.  Всего было произведено 37 626 единиц С-65.

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристики
1 Экипаж чел. 1
2 Максимальная масса буксируемого прицепа т 10
3 Боевая масса кг 10850
4 Длина по корпусу мм 4086
5 Ширина мм 2416
6 Высота мм 2151
7 Максимальная скорость км/час 7
8 Ширина трака мм 500
9 Дорожный просвет                      мм 405
10 Запас топлива л 300
11 Мощность дизельного двигателя М-17 л.с. 65

 

 

© Copyright 2007. А.К. Лысоченко                                                                                                                                              E-mail: cris9@rambler.ru