![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
С принятием на вооружение в 1961 г. 100 мм противотанковой пушки Т-12, выяснилось, что промышленность не производит средства тяги, способные придать этому орудию достаточную маневренность и обеспечить, с учетом специфики боевого применения противотанковой артиллерии, защиту расчета при перемещении. 29 июня 1962 г. вышло Постановление Совета Министров СССР (СМ СССР), в котором ставилась задача на производство опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию проекта легкого бронированного тягача, способного буксировать артиллерийские системы массой до 3500 кг и перевозить расчет орудия и боекомплект в защищенном корпусе. Головным разработчиком было определено конструкторское бюро (КБ) Харьковского тракторного завода (ХТЗ, ныне АО "Харьковский тракторный завод") под общим руководством главного конструктора предприятия А.Ф. Белоусова. При создании проекта, широко использовались наработки проектирования артиллерийских тягачей АТ-Л и АТ-П. В середине лета 1964 г. опытные образцы "Объект 6" (заводское обозначение нового тягача) были представлены на государственные испытания, которые продолжались до конца осени того же года в разных климатических условиях и завершились успешно. Постановлением СМ СССР от 25 декабря 1964 г. № 1030-401 и приказом Министра Обороны от 1 февраля 1965 г. "Объект 6" был принят на вооружение Советской Армии под названием "Многоцелевой транспортер (тягач) легкий бронированный" - МТ-ЛБ. Серийное производство МТ-ЛБ было организовано на ХТЗ в начале 1966 г., после отработки технологической документации. Впоследствии тягач серийно производился также на предприятиях Болгарии и Польши.
Транспортер МТ-ЛБ предназначен для буксировки артиллерийских систем и прицепов общей массой до 6500 кг, перевозки людей и грузов, монтажа различного оборудования, а также для обеспечения других транспортных потребностей. Основные части МТ-ЛБ: корпус, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и специальное оборудование. Силовая установка состоит из двигателя и его систем: охлаждения, подогрева, смазки, питания топливом, питания воздухом, удаления отработанных газов. Трансмиссия состоит из сцепления, промежуточного редуктора, центрального карданного вала, главной передачи и бортовых передач. В состав ходовой части входят: два ведущих колеса, два направляющих колеса с натяжными устройствами, двух гусениц, двенадцать опорных катков и четырех амортизаторов. К особенностям компоновки шестикатковых шасси относятся переднее расположение ведущих катков и узлов трансмиссии, продольное расположение двигателя в средней части корпуса и заднего расположения десантно-грузового отделения.
Транспортер рассчитан на эксплуатацию и хранение на открытых площадках при температурах окружающего воздуха от -45˚ до +45˚, в горных условиях на высотах до 2000 м над уровнем моря.
В передней части корпуса размещены агрегаты трансмиссии, отделение управления и башенная пулеметная установка ТКБ-01-1 с 7, 62 мм пулеметом ПКТ. Отделение управления отделено от трансмиссионного отделения перегородкой. В отделении управления установлены механизмы управления машины, контрольно-измерительные приборы, и два сидения. Сидение механика-водителя расположено между главной передачей и двигателем с левой стороне от центрального карданного вала. В средней части корпуса в специальном отделении размещен двигатель ЯМЗ-238В и все его агрегаты и системы. В кормовой части корпуса размещается десантно-грузовое отделение. Силовое отделение отделено от отделения управления и десантно-грузового отделения термошумоизоляционными перегородками. В десантно-грузовом отделении установлены четыре топливных баков: два на днище, два - в боковых полостях корпуса. Баки, установленные на днище имеют конфигурацию и размеры, позволяющие использовать их в качестве сидений, каждое на четыре человека, для чего на баки укладываются поролоновые подушки. Для сообщения между отделением управления и десантно-грузовым отделением с правой стороны от двигателя имеется проход, в котором установлены два откидных сидения.
Электрооборудование транспортера состоит из двух аккумуляторных батарей 2СТ-70М и генератор Г290В-О.
На машине установлены следующие наблюдательные приборы: а) три стеклоблока Б-2, два из которых установлены в левом и правом бортовых листах отделения управления, третий - в правом бортовом листе десантно-грузового отделения: б) четыре наблюдательных прибора ТНПО-170А, три из которых установлены в лобовом листе перед рабочим местом механика-водителя, один - на правой крышке люка десантно-грузового отделения. в) один ночной перископический прибор механика-водителя ТВН-2Б, который при вождении в ночных условиях, устанавливается на месте центрального прибора ТНПО-170А на рабочем месте механика-водителя; г) два смотровых прибора 54.36.5сб БМ с левой и правой стороны установки ТКБ-01-1.
Радиостанция Р-123 (Р-123М) с блоком питания установлена под правым лобовым стеклом на двух кронштейнах. Транспортер оборудован внутренним переговорным устройством (ВПУ) Р-124. На лобовом листе отделения управления между сидениями установлен дозиметрический прибор ДП-3Б.
На базе МТ-ЛБ разработаны и производились следующие модификации: МТ-ЛБВ - арктический вариант, применяется в районах крайнего севера в качестве бронетранспортера; МТ-ЛБУ- модификация с удлиненным шасси, дополнительной радиостанцией и навигационной аппаратурой; МТ-ЛБТ - артиллерийский тягач; МТ-ЛБС - санитарная эвакуационная модификация. На основе МТ-ЛБ создан ряд образцов военной техники: 122 мм самоходная гаубица 2С1 "Гвоздика", комплекс средств автоматизации управления огнем 1В12 "Машина-С", ЗРК 9А35 "Стрела-10", боевая машина ПТУР 9П149 комплекса "Штурм-С", СНАР-10 "Леопард", АРК-1 "Рысь", РЛК "Зоопарк, РХМ "Кашалот" и некоторые другие. Транспортер поставлялся на экспорт в страны - участницы Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Бангладеш, Ирак, Нигерию, Сирию, Уругвай, Финляндию , Швецию и Югославию.
Тактико-технические характеристики
№№ п.п. |
Наименование характеристики | Единица измерения | Значение характеристики |
1 | Экипаж | чел. | 1 |
2 | Вооружение | пулемет | 7,62 мм ПКТ |
3 | Боекомплект | шт. | 1000 |
4 | Грузоподъемность | кг | 2500 |
5 | Максимальная масса буксируемого прицепа | кг | 6500 |
6 | Количество мест в отделении управления | чел. | 2 |
7 | Количество личного состава перевозимого в десантно-грузовом отделении | чел. | 10 |
8 | Боевая масса | кг | 9700 |
9 | Длина по корпусу | мм | 6454 |
10 | Ширина | мм | 2820 |
11 | Высота | мм | 1835 |
12 | Бронирование | мм | 14 - 17 |
13 | Запас хода по топливу | км | 500 |
14 | Максимальная скорость | км/час | 60 |
15 | Колея | мм | 2500 |
16 | Средний расход топлива на 100 км пути | кг | 100-135 |
17 | Дорожный просвет | мм | 415 |
18 | Среднее удельное давление на грунт | кг/кв.см | 0.48 |
19 | Мощность двигателя ЯМЗ-238В | л.с. | 240 |
20 | База | мм | 3700 |
21 | Средства радиосвязи | Радиостанция | Р-123М |