76 мм батальонная пушка системы Курчевского БПК

                                                                                             

  

  

СОДЕРЖАНИЕ
76 мм полковая пушка обр.1943г. ОБ-25
3 дм. (76 мм)  пушка обр. 1900г.
3 дм.  (76 мм) пушка обр. 1902г.
122 мм  пушка обр. 1931/37 гг.     А-19
152 мм  пушка  обр. 1935 г.    Бр-2
152 мм самоходная пушка  2С5 "Гиацинт"
203 мм  самоходная пушка 2С7 "Пион"
37 мм  противотанковая пушка обр. 1930 г. 1-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1932 г. 19-К
45 мм  противотанковая пушка  обр. 1937 г. 53-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1942 г. М42
48-лн. (122 мм) полевая гаубица обр. 1909 г.
122 мм  гаубица обр. 1938 г.    М-30
152 мм гаубица обр. 1943 г. Д-1
203 мм гаубица  обр. 1931 г.  Б-4
122 мм  самоходная гаубица  2С1 "Гвоздика"
152 мм  самоходная гаубица  2С3 "Акация"
152 мм гаубица-пушка обр. 1937 г.  МЛ-20
280 мм мортира  обр. 1939 г.  Бр-5
120 мм  самоходное орудие  2С9 "Нона"
58 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Ф-Р
90 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Г-Р
240 мм   самоходный миномет  2С4 "Тюльпан"
82 мм  станковый гранатомет  СГ-82
82 мм безоткатное орудие  Б-10
107 мм  безоткатное орудие  Б-11
73 мм  СП Г-9 "Копье"
76 мм  Самоходная  установка  СУ-76
122 мм  самоходная  установка  СУ-122
152 мм  самоходная  установка СУ-152
85 мм  самоходная  установка  СУ-85
100 мм  самоходная  установка  СУ-100
85 мм   самоходная установка     АСУ-85
Тактический ракетный комплекс  2К5 "Коршун"
Тактический ракетный комплекс  2К1 "Марс"
132 мм боевая машина  БМ-13-16
82 мм боевая машина    БМ-8-24
82 мм боевая машина   БМ-8-48
300 мм  боевая машина БМ-31-12
140 мм боевая машина   БМ-14-16
240 мм  боевая машина  БМ-24
200 мм боевая машина  БМД-20
122 мм Боевая машина  БМ-21 "Град"
122 мм Боевая машина БМ-21В "Грпад-В"
Переносной  комплекс ПТУР 9К111 "Фагот"
Боевая машина  ПТУР 2П27 "Шмель"
Боевая машина  ПТУР 2П32 "Фаланга"
Боевая машина  ПТУР 9П110 "Малютка
Боевая машина  ПТУР 9П122 "Малютка-М"
Боевая машина  ПТУР 9П133 "Малютка-П"
Боевая машина  ПТУР 9П137 "Флейта"
Боевая машина  ПТУР 9П148 "Конкурс"
Боевая машина  ПТУР 9П149 "Штурм-С"
Передовой разведывательный пункт ПРП-3 "Вал"
Передовой разведывательный пункт ПРП-4 "Нард"
Машина АР и УО 1В119 "Реостат
К СУАО 1В12 "Машина-С
КСАУО 1В17 "Машина-Б"
Радиолокационная станция СНАР-10 "Леопард"
Разведывательный комплексАРК-1 1РЛ239-1 "Рысь"
Радиолокационный комплекс  1Л219М "Зоопарк
Трактор СТЗ-5
Трактор С-65 "Сталинец"
Тягач  ЗИС-42
Тягач АТ-Т
Транспортер МТ-ЛБ
Тягач МТ-Т

    

76,2 мм батальонная пушка Курчевского БПК в боевом положении

76,2 мм батальонная пушка Курчевского БПК в боевом положении

76,2 мм батальонная пушка Курчевского БПК в походном  положении

76,2 мм батальонная пушка Курчевского БПК в боевом положении

76,2 мм самоходная установка СУ-4 (СПК)

76,2 мм самоходная установка СУ-4 (СПК)

Работы над созданием безоткатных орудий в России начались в годы I мировой войны, когда определилась потребность войск в легком, достаточно маневренным орудии непосредственной поддержки пехоты. Первое безоткатное орудие, разработанное под руководством инженера Д.П. Рябушинского в Аэродинамическом институте (Московская губерния) было испытано на базе института летом 1916 г.. 70 мм орудие весило всего 7 кг и имело максимальную дальность стрельбы не превышающую 300 м, что впрочем, вполне подходило для ведения боевых действий в условиях позиционной войны. Испытания, по-видимому, завершились успешно т.к. уже осенью 1916 г. Артиллерийский комитет рассмотрев проектную документацию орудия, принял решение о производстве полигонных испытаний опытных образцов, которые не были завершены в связи с событиями 1917 года и последующей Гражданской войной. В 20-х годах прошлого века в Советском Союзе разрабатывались многочисленные проекты безоткатных орудий различного назначения (в том числе даже авиационные пушки), однако не один опытный образец не был доведен до войсковых испытаний из-за конструктивных особенностей присущих безоткатным системам вообще. Действительно, выгодно отличаясь от классических артиллерийских систем небольшим весом, малым воздействием на лафет при выстреле и невысокой себестоимостью, безоткатные орудия того времени значительно уступали первым в дальности и точности стрельбы, обладали значительными демаскирующими свойствами. Золотой век безоткатных орудий в СССР начался в начале 30-х годов благодаря усилиям конструктора - энтузиаста Л.В. Курчевского. Сумев заинтересовать темой безоткатных или как их называли в то время, динамореактивных артиллерийских орудий, высшее руководство РККА и советской промышленности в лице маршала М.Н. Тухачевского и наркома тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе, Л.В. Курчевский создал проекты многочисленных безоткатных орудий, которыми маршал М.Н. Тухачевский, тогда начальник вооружения РККА, планировал вооружить всю артиллерию Красной армии и флота. К счастью этим планам не суждено было сбыться во многом из-за непоследовательности самого конструктора. Несомненно талантливый инженер и увлекающийся человек, Л.В. Курчевский все - таки не обладал качествами зрелого конструктора артиллерийских систем. Имея всего два курса физико-математического факультета, он конечно не мог владеть отточенной методикой проектирования элементов артиллерийского орудия. Имея авантюрный склад характера и используя высокое покровительство, Курчевский добивался решения о принятии на вооружение того или иного образца, забывал о нем, работы по устранению недостатков, выявленных на полевых испытаниях производил уже без интереса, конструкторским же сопровождением серийного производства, похоже не занимался вовсе. Я думаю, именно эти качества конструктора послужили причиной массового срыва серийного производства многих образцов созданных им безоткатных орудий. Однако, при наличии вовсе курьезных "безоткатных "разработок, вроде 305 мм самоходной гаубицы на шасси автомобиля или корабельной установки того же калибра, Курчевскому удалось создать динамореактивное орудие, которое при условиях профессиональной доработки, могло бы стать вполне функциональным средством непосредственной поддержки пехоты в звене батальон - полк. Речь идет о принятом на вооружение в августе 1932 г. 76 мм батальонной пушке Курчевского БПК. Проект орудия в основном был завершен к концу 1931 г. Орудие создавалось на принципе применения сопла Лаваля, крепившегося к казенной части 76 мм нарезного ствола. Ствол располагался на трубчатом сварном лафете с передним сошником. Боевой ход представлял собой окованные деревянные колеса на стальной раздвижной оси без подрессоривания, что исключало буксирование пушки автомобилем. Подъемный и поворотный механизмы - винтового типа. На орудии устанавливался панорамный прицел, по видимому такой - же как на 3-х дм. полевой пушке обр. 1902 г. Для улучшения охлаждения ствола он выполнялся ребристой формы, увеличивающей общую площадь внешней поверхности. Сопло крепилось к внешнему торцу затвора и при открывании откидывалось вместе с ним. Войсковые испытания пушка проходила в июле 1932 г., в ходе которых были высказаны обоснованные претензии в отношении прочности лафета, не выдержавший контрольной возки на конной тяге. В дальнейшем лафет собирали из уголковых элементов, однако его прочность увеличилась не на много. Интересно, что в 1932-33 гг. была предпринята попытка, правда неудачная, воплотить в конструкции БПК идею комбинированного орудия, т.е. приспособить пушку к применению как штатных 76 мм артиллерийских выстрелов, так и специально спроектированных мин. К принципу орудия "гаубица - миномет" вернулись только в начале 80-х годов прошлого века (2Б16). Серийное производство орудия было организованно на заводах  № 7, №8 и "Большевик" (б. Обуховский) г. Санкт-Петербург. При общем заказе в 959 БПК на трех заводах с 1932 по 1935 г. было изготовлено 487 орудий. Пушка была снята с вооружения в 1939 г. Для вооружения артиллерии механизированных войск и кавалерии в 1932 г. под руководством Л.В. Курчевского была спроектирована 76 мм самоходная пушка на шасси автомобиля ГАЗ-ТК СУ-4 (СПК). Артиллерийская часть самоходки представляла собой ствол МПК (мотоциклетная пушка Курчевского), установленный на тумбе. Автомобиль ГАЗ-ТК был создан на основе легкового автомобиля Горьковского завода ГАЗ-А, путем установки на удлиненную раму машины третей оси, которая подвешивалась на поперечной рессоре и применения модернизированной коробки передач. На заднюю пару колес для повышения проходимости можно было одевать легкую гусеничную ленту. Испытания СПК начались в апреле 1932 г. и закончились пробегом по маршруту Москва - Ленинград в конце мая того же года. В июле 1932 г. орудие проходило войсковые испытание, по итогам которых и была принята на вооружение под названием 76 мм самоходная установка СУ-4 (Самоходная пушка Курчевского СПК). Серийное производство СПК было организованно на заводе № 7. Всего было произведено не менее 90 орудий. В 1938 г. самоходка была снята с вооружения. СУ-4 вооружались артиллерийские батареи  разведывательных батальонов некоторых танковых и механизированных дивизий. Орудие принимало участие в советско-финской и в начальном периоде Великой Отечественной войн.

                                     Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

                                                         Наименование характеристики Единица измерения БПК СПК
1 Расчет чел. 6 4
2 Калибр мм 76,2 76,2
3 Масса в боевом положении кг 162,5 2780
4 Шасси     ГАЗ-ТК
5 Мощность двигателя л.с.   40
6 Максимальная скорость км/час 10-12 63
7 Длина по корпусу мм 2435 4600
8 Ширина мм 1800 1920
9 Высота мм 1115 2210
10 Длина ствола калибр 19,9 27
11 Длина сопла мм 735 810
12 Длина нарезной части мм 1110 1230
13 Число нарезов   24 24
14 Запас хода по топливу км   230
15 Клиренс мм 280 205
16 Время перевода в боевое положение сек. 47 60
17 Масса снаряда ОФ-350 кг 6,23 6,23
18 Начальная скорость полета снаряда ОФ-350 м/сек 380 380
19 Угол горизонтального обстрела градус 6 240
20 Угол возвышения максимальный градус 45 25
21 Угол возвышения минимальный градус - 17 - 15
22 Скорострельность выстр./мин. 7 6
23 Максимальная дальность стрельбы ОФ-350 м 7000 6000
24 Радиостанция     71ТК-3

 

 

© Copyright 2007. А.К. Лысоченко                                                                                                                                              E-mail: cris9@rambler.ru