82 мм боевые машины реактивной артиллерии БМ-8-36 и БМ-8-48

                                                                                             

  

  

СОДЕРЖАНИЕ
76 мм полковая пушка обр.1943г. ОБ-25
3 дм. (76 мм)  пушка обр. 1900г.
3 дм.  (76 мм) пушка обр. 1902г.
122 мм  пушка обр. 1931/37 гг.     А-19
152 мм  пушка  обр. 1935 г.    Бр-2
152 мм самоходная пушка  2С5 "Гиацинт"
203 мм  самоходная пушка 2С7 "Пион"
37 мм  противотанковая пушка обр. 1930 г. 1-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1932 г. 19-К
45 мм  противотанковая пушка  обр. 1937 г. 53-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1942 г. М42
48-лн. (122 мм) полевая гаубица обр. 1909 г.
122 мм  гаубица обр. 1938 г.    М-30
152 мм гаубица обр. 1943 г. Д-1
203 мм гаубица  обр. 1931 г.  Б-4
122 мм  самоходная гаубица  2С1 "Гвоздика"
152 мм  самоходная гаубица  2С3 "Акация"
152 мм гаубица-пушка обр. 1937 г.  МЛ-20
280 мм мортира  обр. 1939 г.  Бр-5
120 мм  самоходное орудие  2С9 "Нона"
58 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Ф-Р
90 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Г-Р
240 мм   самоходный миномет  2С4 "Тюльпан"
76 мм  динамореактивная пушка обр.1931 г.  БПК
82 мм  станковый гранатомет  СГ-82
82 мм безоткатное орудие  Б-10
107 мм  безоткатное орудие  Б-11
73 мм  СП Г-9 "Копье"
76 мм  Самоходная  установка  СУ-76
122 мм  самоходная  установка  СУ-122
152 мм  самоходная  установка СУ-152
85 мм  самоходная  установка  СУ-85
100 мм  самоходная  установка  СУ-100
85 мм   самоходная установка     АСУ-85
Тактический ракетный комплекс  2К5 "Коршун"
Тактический ракетный комплекс  2К1 "Марс"
132 мм боевая машина  БМ-13-16
82 мм боевая машина    БМ-8-24
300 мм  боевая машина БМ-31-12
140 мм боевая машина   БМ-14-16
240 мм  боевая машина  БМ-24
200 мм боевая машина  БМД-20
122 мм Боевая машина  БМ-21 "Град"
122 мм Боевая машина БМ-21В "Грпад-В"
Переносной  комплекс ПТУР 9К111 "Фагот"
Боевая машина  ПТУР 2П27 "Шмель"
Боевая машина  ПТУР 2П32 "Фаланга"
Боевая машина  ПТУР 9П110 "Малютка
Боевая машина  ПТУР 9П122 "Малютка-М"
Боевая машина  ПТУР 9П133 "Малютка-П"
Боевая машина  ПТУР 9П137 "Флейта"
Боевая машина  ПТУР 9П148 "Конкурс"
Боевая машина  ПТУР 9П149 "Штурм-С"
Передовой разведывательный пункт ПРП-3 "Вал"
Передовой разведывательный пункт ПРП-4 "Нард"
Машина АР и УО 1В119 "Реостат
К СУАО 1В12 "Машина-С
КСАУО 1В17 "Машина-Б"
Радиолокационная станция СНАР-10 "Леопард"
Разведывательный комплексАРК-1 1РЛ239-1 "Рысь"
Радиолокационный комплекс  1Л219М "Зоопарк
Трактор СТЗ-5
Трактор С-65 "Сталинец"
Тягач  ЗИС-42
Тягач АТ-Т
Транспортер МТ-ЛБ
Тягач МТ-Т

  

82 мм боевая машина реактивной артиллерии БМ-8-36

82 мм боевая машина реактивной артиллерии БМ-8-48

82 мм боевая машина реактивной артиллерии БМ-8-48

82 мм боевая машина реактивной артиллерии БМ-8-48

82 мм боевая машина реактивной артиллерии БМ-8-48

82 мм боевая машина реактивной артиллерии БМ-8-48 на шасси автомобиля Студебеккер US 6

82 мм боевая машина реактивной артиллерии БМ-8-48 на шасси автомобиля Студебеккер US 6

82 мм боевая машина реактивной артиллерии БМ-8-48 на шасси автомобиля Студебеккер US 6 в парадной окраске

82 мм боевая машина реактивной артиллерии БМ-8-48 на шасси автомобиля Студебеккер US 6 в деформирующей окраске

82 мм боевая машина реактивной артиллерии БМ-8-48 на шасси автомобиля Студебеккер US 6

82 мм боевая машина реактивной артиллерии БМ-8-48 на шасси автомобиля Студебеккер US 6

Одновременно с разработкой и запуском в серийное производство 132 мм реактивных снарядов для боевых машин реактивной артиллерии (БМ РА) БМ-13-16, активно проводились работы по созданию 82 мм реактивных снарядов М-8 на основе авиационных реактивных снарядов РС-82. В виду того, что специалисты НИИ-3 были заняты спешной разработкой и подготовкой к серийному производству боевой машины БМ-13-16, разработку боевой машины под 82 мм реактивный снаряд поручили конструкторам СКБ завода "Компрессор" (г. Москва), имеющих опыт в разработке БМ-13-16. Для убыстрения работ пусковую установку было решено проектировать на основе направляющих типа"флейта", применяющихся в авиации. К началу июля 1941 г. были изготовлены два опытных экземпляра боевой машины с 38 направляющими, одна из них была смонтирована на шасси автомобиля ЗИС-5, другая -  на шасси ЗИС-6. Испытания проводились 30 июля 1941. Результаты испытаний признаны положительными. К принятию на вооружение, учитывая более высокую проходимость по сравнению с автомобилем ЗИС-5 и то обстоятельство, что на шасси ЗИС-6 уже серийно производилась боевая машина БМ-13-16, была рекомендована машина на шасси ЗИС-6. При подготовке серийного производства машины для обеспечения безопасности расчета при пусках, было решено сократить количество направляющих до 36. Боевая машина была принята на вооружение РККА 6 августа 1941 г. и передана для серийного производства на заводы "Компрессор" и "Красная Пресня". К началу сентября того же года на обоих заводах было произведено 72 машины, а к ноябрю еще 270 установок.

В начале 1942 в СКБ завода "Компрессор" конструкторской группой  В.М. Васильева было начато проектирование  артиллерийской части новой пусковой установки под 82 мм реактивный снаряд М-8. Было решено увеличить количество направляющих и улучшить баллистические характеристики. За основу конструкции  использовали направляющие ранее разработанные для боевой машины БМ-8-24 типа "балка". В конструкции пусковой установки был использован сдвоенный пакет направляющих этого типа, обеспечивающий пуск 48 реактивных снарядов М-8. Артиллерийская часть монтировалась на шасси автомобиля ЗИС-6, сконструированного специально для размещения артиллерийской части машины БМ-13-16. Во многих печатных источниках и в материалах размещенных в сети часто встречается утверждение, что артиллерийская часть БМ-8-48 монтировалась на шасси 1, 5 тонного автомобиля ГАЗ-АА. Мне это кажется маловероятным, ввиду недостаточной проходимости и грузоподъемности этого автомобиля, вместе с тем, в экспозиции Музея истории артиллерии, инженерных войск и войск связи в г. С-Петербурге выставлена машина БМ-8-48 смонтированная именно на шасси ЗИС-6. В июне 1942 г. машина была принята на вооружение РККА под названием БМ-8-48. Производство боевых машин было развернуто на заводе "Компрессор". С середины 1943 г.  артиллерийская часть установки монтировалась на шасси автомобилей высокой проходимости Студебеккер US-6  поставляемых из США по программе ленд-лиза. Есть сведения о производстве аналога реактивных снарядов М-8 и пусковых установок для них в 1944-1945 гг. на заводе "Шкода" для вооружения немецкой армии.

 

         Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения БМ-8-36 БМ-8-48 БМ-8-48 на шасси US 6
1 Расчет чел. 5-6 5-6 6
2 Шасси   ЗИС-6 ЗИС-6 Студебеккер

US 6

3 Мощность двигателя л.с. 73 73 95
4 Максимальная скорость км/час 60 60 70
5 Боевая масса кг 5485 5910 6340
6 Длина по корпусу мм 6006 6006 6735
7 Ширина мм 2235 2235 2240
8 Высота в походном положении мм 2600 2800 2700
9 Запас хода по топливу км 205 205 390
10 Время перевода в боевое положение мин. 1,5-2 1,5-2 2
11 Время заряжания машины мин. 4 - 5 6 - 7 6 - 7
12 Масса артиллерийской части кг 1720 1835 1835
13 Длина направляющих мм 180 250 250
14 Количество направляющих шт. 36 48 48
15 Прицельные приспособления                                                       панорама системы Герца панорама системы Герца панорама системы Герца
16 Угол горизонтального обстрела градус 360 360 360
17 Угол возвышения максимальный градус 45 45 45
19 Угол склонения градус - 3 - 3 - 3
20 Время производства залпа сек. 10-15 15-20 15-20
21 Общий вес залпа кг 288 360 360
22 Максимальная дальность стрельбы                                                                    м 5500 5500 5500
23 Калибр снаряда М-8 мм 82 82 82
24 Длина снаряда М-8 мм 714 714 714
25 Размах стабилизаторов снаряда М-8 мм 200 200 200
26 Масса снаряда М-8 кг 7,98 7,98 7,98
27 Максимальная скорость полета снаряда м/сек 315 315 315

 

 

© Copyright 2007. А.К. Лысоченко                                                                                                                                              E-mail: cris9@rambler.ru