Боевая машина реактивной артиллерии БМ-21В

                                                                                             

  

  

СОДЕРЖАНИЕ
76 мм полковая пушка обр.1943г. ОБ-25
3 дм. (76 мм)  пушка обр. 1900г.
3 дм.  (76 мм) пушка обр. 1902г.
122 мм  пушка обр. 1931/37 гг.     А-19
152 мм  пушка  обр. 1935 г.    Бр-2
152 мм самоходная пушка  2С5 "Гиацинт"
203 мм  самоходная пушка 2С7 "Пион"
37 мм  противотанковая пушка обр. 1930 г. 1-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1932 г. 19-К
45 мм  противотанковая пушка  обр. 1937 г. 53-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1942 г. М42
48-лн. (122 мм) полевая гаубица обр. 1909 г.
122 мм  гаубица обр. 1938 г.    М-30
152 мм гаубица обр. 1943 г. Д-1
203 мм гаубица  обр. 1931 г.  Б-4
122 мм  самоходная гаубица  2С1 "Гвоздика"
152 мм  самоходная гаубица  2С3 "Акация"
152 мм гаубица-пушка обр. 1937 г.  МЛ-20
280 мм мортира  обр. 1939 г.  Бр-5
120 мм  самоходное орудие  2С9 "Нона"
58 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Ф-Р
90 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Г-Р
240 мм   самоходный миномет  2С4 "Тюльпан"
76 мм  динамореактивная пушка обр.1931 г.  БПК
82 мм  станковый гранатомет  СГ-82
82 мм безоткатное орудие  Б-10
107 мм  безоткатное орудие  Б-11
73 мм  СП Г-9 "Копье"
76 мм  Самоходная  установка  СУ-76
122 мм  самоходная  установка  СУ-122
152 мм  самоходная  установка СУ-152
85 мм  самоходная  установка  СУ-85
100 мм  самоходная  установка  СУ-100
85 мм   самоходная установка     АСУ-85
Тактический ракетный комплекс  2К5 "Коршун"
Тактический ракетный комплекс  2К1 "Марс"
132 мм боевая машина  БМ-13-16
82 мм боевая машина    БМ-8-24
82 мм боевая машина   БМ-8-48
300 мм  боевая машина БМ-31-12
140 мм боевая машина   БМ-14-16
240 мм  боевая машина  БМ-24
200 мм боевая машина  БМД-20
122 мм Боевая машина  БМ-21 "Град"
Переносной  комплекс ПТУР 9К111 "Фагот"
Боевая машина  ПТУР 2П27 "Шмель"
Боевая машина  ПТУР 2П32 "Фаланга"
Боевая машина  ПТУР 9П110 "Малютка
Боевая машина  ПТУР 9П122 "Малютка-М"
Боевая машина  ПТУР 9П133 "Малютка-П"
Боевая машина  ПТУР 9П137 "Флейта"
Боевая машина  ПТУР 9П148 "Конкурс"
Боевая машина  ПТУР 9П149 "Штурм-С"
Передовой разведывательный пункт ПРП-3 "Вал"
Передовой разведывательный пункт ПРП-4 "Нард"
Машина АР и УО 1В119 "Реостат
К СУАО 1В12 "Машина-С
КСАУО 1В17 "Машина-Б"
Радиолокационная станция СНАР-10 "Леопард"
Разведывательный комплексАРК-1 1РЛ239-1 "Рысь"
Радиолокационный комплекс  1Л219М "Зоопарк
Трактор СТЗ-5
Трактор С-65 "Сталинец"
Тягач  ЗИС-42
Тягач АТ-Т
Транспортер МТ-ЛБ
Тягач МТ-Т

  

 

Боевая машина реактивной артиллерии БМ-21В в походном положении

Боевая машина реактивной артиллерии БМ-21В в походном положении

Боевая машина реактивной артиллерии БМ-21В в деформирующей окраске

Боевая машина реактивной артиллерии БМ-21В в боевом положении

Боевая машина реактивной артиллерии БМ-21В в боевом положении

Боевая машина реактивной артиллерии БМ-21В в боевом положении

Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Ф37В

Стоящая на вооружении артиллерийских подразделений воздушно-десантных войск (ВДВ) буксируемая реактивная установка РПУ-14 (8У38), к началу 60-х гг. уже с трудом обеспечивала огневую поддержку боевых действий этих войск, главным образом, из-за низкой маневренности и явно недостаточной дальности стрельбы. По просьбе командования ВДВ, в конце 1963 г. был разработан план конструкторских работ по созданию авиадесантируемой реактивной системы на базе разработанной полевой реактивной системы М-21 "Град" на основании тактико-технических требований (ТТТ) ГРАУ № 0010207. Головным разработчиком был выбран НИИ-147 (ныне ОАО НПО "Сплав", г. Тула).Артиллерийскую часть боевой машины создавали в Государственном конструкторском бюро компрессорного машиностроения (СКБ-203, ныне ОАО НПП "Старт" г. Екатеринрбург). Работы по проектированию парашютно-десантной системы проводились в Научно-исследовательском экспериментальном институте парашютно-десантного снаряжения Министерства авиационной промышленности (НИЭИ ПДС, ныне ОАО "НИИ парашютостроения", г. Москва). Общее руководство созданием реактивной системы осуществлял известный советский конструктор реактивных систем А.Н. Ганичев. Проектные работы продвигались достаточно быстро, т.к. для элементов системы использовались уже освоенные промышленностью элементы: артиллерийская часть системы М-21 и автомобиль ГАЗ-66. Опытные образцы были представлены на полигонно-войсковые испытания, проходившими в в/ч 33491 (Ржевский полигон) и в частях в/ч 07264 (76 гв. вдд) на Стругокрасненском полигоне в соответствии с директивой Генерального штаба (ГШ ВС СССР) № 151123 от 23 ноября 1966 г. Испытательные стрельбы и маршевые испытания прошли достаточно успешно, однако испытательное десантирование боевой машины, вызвали ряд нареканий по поводу габаритов кабины автомобиля, что послужило причиной взять за основу автомобильной части автомобиль ГАЗ-66Б, специально приспособленный к десантированию. Испытания системы завершились в июле 1967 г. 3 августа того же года система решением Научно-технического совета ГРАУ (НТС ГРАУ) была рекомендована к серийному производству и принятию на вооружение. Приказом Министра обороны СССР № 0220 от 20 сентября 1967 г. была принята на вооружение ВС СССР под названием "Полевая реактивная система М-21В". Серийное производство было организованно на Пермском машиностроительном заводе им. В.И. Ленина (ныне ОАО "Мотовилихенские заводы").

В состав системы входят: боевая машина БМ-21В (9П125), транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Ф37В и неуправляемый реактивный снаряд М-21 различного назначения. Боевая машина 9П125 представляет собой облегченную боевую часть (12 направляющих вместо 40) системы М-21, смонтированную на грузовой платформе автомобиля ГАЗ-66Б. В задней части машины размещались два выносных механических домкрата предназначенных для стабилизации БМ-21В во время стрельбы. Боевая машина наводилась в цель с помощью механизмов горизонтальной и вертикальной наводки винтового типа и прицельных приспособлений: механического прицела 9Ш118, панорамы ПГ-1М и коллиматора К-1. Приводы наведения имеют дополнительное устройство: механизм обхода кабины, исключающий стрельбу в створе кабины автомобиля. В комплект машины входили выносной пульт 9В366, прибор ночного видения ПНВ-57 и радиостанция Р-105М (Р-107). Заряжание БМ-21В могло производиться как вручную с грунта, так и с ТЗМ 9Ф37В, представляющую из себя грузовой автомобиль ГАЗ-66Б, в кузове которого смонтированы специальные стеллажи для перевозки 24 реактивных снарядов. В комплект ТЗМ также входили прибор ночного видения ПНВ-57 и радиостанция Р-105М или Р-107. Для стрельбы использовались штатные 122 мм реактивные снаряды систем "Град" и "Град-1". Система М-21В десантировалась на специальных платформах ПП-128-5000 с помощью парашютно-десантной системы МКС-5-128М. Система поставлялась на экспорт в Ирак. 

                                         Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристики
1 Расчет чел. 3
2 Шасси   ГАЗ-66Б
  Колесная формула   4 х 4
3 Мощность двигателя ЗМЗ-66 л.с. 120
4 Максимальная скорость км/час 85
5 Боевая масса кг 6000
6 Длина по корпусу мм 5655
7 Ширина мм 2440
8 Высота в походном положении мм 2400
  Дорожный просвет мм 315
  Колея колес мм 1800
9 Запас хода по топливу км 875
10 Время перевода в боевое положение и обратно мин. 3,5
11 Время заряжания машины мин. 5
12 Количество направляющих шт. 12
  Калибр направляющей мм 122,4
13 Длина направляющей мм 3000
14 Прицельные приспособления                                                       9Ш118, ПГ-1М, К-1
15 Средства связи радиостанция Р-105М
16 Угол горизонтального обстрела

вправо от оси:

влево от оси

градус  

70

70

17 Угол возвышения максимальный градус 54
18 Угол возвышения минимальный градус 0
19 Время производства залпа сек. 6
20 Боекомплект шт 36
21 Максимальная дальность стрельбы            м 20 100
22 Минимальная дальность стрельбы м 3000
23 Калибр снаряда мм 122
24 Длина снаряда мм 2870
25 Масса снаряда 9М22У кг 66,7
26 Масса боевой части 9М22У кг 18,7
27 Максимальная скорость полета снаряда м/сек. 690

 

 

© Copyright 2007. А.К. Лысоченко                                                                                                                                              E-mail: cris9@rambler.ru