Танк Т-64

                                                                                             

 

   

СОДЕРЖАНИЕ:
Бронеавтомобиль РБВЗ С-24-40
Бронеавтомобиль "Русский Остин"
Бронеавтомобиль "Русский ФИАТ"
Легкий танк "Русский Рено"
Легкий танк МС-1 (Т-18)
Танкетка Т-27
Легкий танк Т-40 (Т-30)
Легкий танк Т-60
Легкие танки Т-70, Т-80
Легкий плавающий танк ПТ-76
Средний танк Т-24
Средний танк  Т-28
Средний танк Т-34-76
Средний танк Т-34-85
Тяжелый танк Т-35
Тяжелый танк КВ (КВ-1)
Тяжелый танк КВ-2
Тяжелый танк КВ-85
Основной боевой танк Т-72 "Урал"
Основной боевой танк Т-90 "Владимир"

 

  

Средний танк Т-64 выпуска 1966 г.

Средний танк Т-64 выпуска 1967 г.

Средний танк Т-64 выпуска 1967 г. Средний танк Т-64А  выпуска 1969 г.
Средний танк Т-64А  выпуска 1969 г. Средний танк Т-64А  выпуска 1969 г.
Средний танк Т-64А  выпуска 1969 г. Средний танк Т-64А  выпуска 1972 г.
Средний танк Т-64А  выпуска 1975 г. Средний танк Т-64А  выпуска 1980 г.
Средний танк Т-64А  выпуска 1980 г. Средний танк Т-64А  выпуска 1976 г.
Основной боевой танк Т-64Б  выпуска 1980 г. Основной боевой танк Т-64Б-1 в окраске для майского парадап 1985 г.
Основной боевой танк Т-64Б  выпуска 1980 г. Основной боевой танк Т-64Б  выпуска 1980 г.
Основной боевой танк Т-64БВ Основной боевой танк Т-64БВ
Основной боевой танк Т-64БВ в деформирующей окраске Основной боевой танк Т-64БВ
Основной боевой танк Т-64БВ Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-64
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-64 Ходовой тренажер вождения ХТВ-64

К началу 60-х годов прошлого века стало ясно, что средние танки ведущие свою родословную от Т-34 (Т-44, Т-54, Т-55 и их модификации) исчерпали свой ресурс для дальнейшего совершенствования, хотя оставались вполне современными боевыми машинами, что свидетельствует факт принятия на вооружение средних танков Т-62 и Т-62А в 1962 г. (танк Т-62 остается на вооружении армий многих стран до сих пор). Разработка проекта перспективного среднего танка началась в КБ-60М (г. Харьков) под руководством известного конструктора советских танков А.А. Морозова еще в 1955 г. Новый танк разрабатывался под названием "объект 430" и должен был оснащаться 100 мм танковой пушкой Д-54ТС спаренной с 7,62 курсовым пулеметом СГМТ, 14,5 мм зенитной пулеметной установкой на основе КПВТ, двигателем 5ТД и принципиально новой ходовой частью. Три первые экземпляра об. 430 были изготовлены в 1957 г. на заводе № 75 (Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева) и поступили на испытания на полигон НИИ БТ в Кубинке. Испытания нового танка прошли в целом успешно, хотя были выявлены значительные недостатки в конструкции двигателя и ходовой части. В заключительном акте комиссия отметила новаторские тенденции в конструкции об. 430. Вместе с тем был сделан вывод, что конструкторам не удалось достичь существенного повышения тактико-технических характеристик нового танка по сравнению с Т-54. Это обстоятельство послужило причиной закрытия дальнейших работ по об. 430. В 1959 г., учитывая последние тенденции в мировом танкостроении  КБ-60М в инициативном порядке возобновило работы по проекту "объект 430". В ходе проектных работ предусматривалось устранение недостатков, выявленных на испытаниях 1957 г. и оснащения танка новой 115 мм гладкоствольной пушкой Д-68 (2А21). Новая разработка получила название "объект 435". Новый танк на очередном показе произвел впечатление на представителей ГБТУ и конструкторы в начале 1961 г. получили тактико - техническое задание на разработку нового среднего танка на основе проектов об. 430 и об. 435. Машина должна быть вооружена 115 мм пушкой Д-68, обладать броней, обеспечивающей от поражения кумулятивными снарядами и защитой от оружия массового поражения при сохранении маневренных качеств, присущих об. 430. Имея хороший задел в виде проектов танков об. 430 и об. 435, КБ представило технический проект нового танка, получившего название "объект 432" в конце 1961 г. и уже в октябре 1962 первые опытные образцы были показаны руководству страны. Серийное производство об. 432 было организовано на ХЗТМ им. Малышева в октябре 1963 г. до официального принятия танка на вооружение. Войсковые испытания машина проходила в 41 гв. тд, по результатам которых танк был рекомендован для принятия на вооружение. Об. 432 был принят на вооружение постановлением СМ СССР от 30.12.1966 г. под названием "средний танк Т-64". В конструкции танка Т-64 впервые в мире были применены разнесенное многослойное бронирование и механизм заряжания орудия. Осуществляя конструкторское сопровождение серийного производства Т-64, КБ-60М  уже в 1963 г. начало работу по оснащению танка новой 125 мм пушкой Д-81Т. Одновременно предусматривалось применение улучшенных прицельных приспособлений и приборов оптической разведки, установка противокумулятивных экранов и приборов ПХРБ, повышение эргономических характеристик. Усовершенствованная машина разрабатывалась и испытывалась под названием "объект 434". В мае 1968 об. 434 был принят на вооружение под названием Т-64А. В начале 70-х годов в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению (ХКМБ) под руководством Н.А. Шомина была начата разработка проекта по глубокой модернизации танка Т-64А , в ходе которой предполагалось оснащение машины новой 125 мм пушкой 2А46-2, позволяющей вести огонь как артиллерийским снарядом так и ПТУР, усовершенствованной системой управления огнем (СУО), комплексом управляемого ракетного вооружения (КУРВ), предусматривалось установка более мощного двигателя 6ТД. В 1973 г. была готова техническая документация танка под названием "объект 447", а в 1976 г. на ХЗТМ началось производство новой машины, получившей название "основной боевой танк Т-64Б". Принятие на вооружение Т-64Б, совмещавшего качества среднего и тяжелого танков, привело к появлению нового типа боевых машин - основного боевого танка (ОБТ). Стоимость производства Т-64Б по сравнению с Т-64А значительно возросла. По этой причине было принято решение оснащать комплексом управляемого ракетного вооружения не все машины. Танки не оснащенные комплексом получили обозначение Т-64Б-1. В соответствии с решением военно-промышленной комиссии, в 1981 - 1983 гг. на ХЗТМ им. Малышева был подготовлен технический проект по оснащению танков Т-64Б и Т-64Б-1 комплектом динамической защиты "Контакт", состоявшего из 265 контейнеров для размещения заряда ВВ и элементов крепления. Танки оборудованные комплектом динамической защиты получили название Т-64БВ и, соответственно, Т-64БВ-1. Необходимо отметить, что в ходе плановых капитальных ремонтов танки семейства Т-64 ранних выпусков последовательно доводились до уровня более совершенных модификаций, Т-64 до уровня Т-64А (Т-64Р), Т-64А - до уровня Т-64Б и т. д. Отечественной промышленностью производились следующие модификации танка Т-64:

- объект 432 - танки серии произведенные до принятия машины на вооружение в 1963 -1966 гг., произведено 272 машины;

- средний танк Т-64 - серийный вариант танка 1966 г., произведено около 1200 машин ;

- средний танк Т-64А - серийный вариант танка с 125 мм пушкой 1967 г., произведено около 4600 машин ;

- средний танк Т-64Р - танки Т-64 доведенные в ходе капитального ремонта до уровня Т-64А;

- танк Т-64АК - командирский вариант танка Т-64А, оснащен дополнительной радиостанцией, отличался от основного образца отсутствием зенитной пулеметной установки, произведено около 780 машин ;

- основной боевой танк Т-64Б "Сосна" - модификация Т-64А с 125 мм пушкой 2А46-2 или 2А46М1, новой СУО и КУРВ, произведено около 4200 машин ;

- основной боевой танк Т-64Б-1 - модификация Т-64Б без КУРВ, произведено около 1200 машин ;

- танк Т-64БК - командирский вариант танка Т-64Б, произведено 57 машины ;

- основной боевой танк Т-64БВ - модификация Т-64Б, оснащенная комплектом динамической защиты "Контакт";

- танк Т-64БВК - командирский вариант танка Т-64БВ;

Используя элементы ходовой части Т-64 и его модификаций были разработаны и производились: многоцелевой тяжелый тягач МТ-Т, путепрокладчик БАТ-2, котлованная машина МДК-3, плавающий гусеничный транспортер ПТС-2, самоходный паром ПММ -2М. На 115 танковом ремонтном заводе (г. Харьков) незначительное количество танков Т-64 было переоборудовано  и использовались в войсках в качестве бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ-64) и тренажера вождения ХТВ-64. Одновременное производство значительного количества различных модификаций танка привело к положению, когда, зачастую, танковые батальоны одного полка были вооружены машинами разных модификаций. Серийное производство танка и его модификаций продолжалось с 1963 по 1987 г. Производство модификации Т-64 - Т-64БВМ продолжалось на Украине (ХЗТМ) вплоть до 2005 г. Машина на экспорт никогда не поставлялась. В настоящее время состоит на вооружении в армиях России, Украины, Белоруссии, Узбекистана и Азербайджана. В среде офицеров, имеющих опыт службы на танках Т-64 существуют разные оценки этой машины. Кто-то полагает, что конструкция танка недоработана, танк капризен и требователен в обслуживании и эксплуатации. Другие, упрекая первых в недостаточной подготовленности, считают танк чуть ли не идеальной боевой машиной. Истина, скорей всего где-то посередине. При всем разнообразии мнений и оценок, мы все таки должны признать Т-64 переломной, новаторской машиной опередившей свое время, определяющей тенденции отечественного танкостроения до сих пор.

                                           Тактико-технические характеристики  

№№

п.п.

    Наименование характеристики Наименование

и индекс

Единица измерения Т-64 Т-64А(1969 г.) Т-64АК Т-64Б Т-64Б-1 Т-64БК Т-64БВ
1 Тип танка     средний средний командирский ОБТ ОБТ командирский ОБТ
2 Экипаж   чел. 3 3 3 3 3 3 3
3 Орудие 115 мм Д-68 (2А21) шт. 1

 

 

 

         
125 мм Д81Т(2А26)   1 1        
125 мм Д81ТМ (2А46)       1 1 1 1
4 Курсовой пулемет          7,62 мм ПКТ (6П7) шт. 1 1 1 1 1 1 1
5 Зенитный пулемет 12,7 мм НСВТ "Утес"(6П17) шт.       1 1   1
6 Комплекс управляемого ракетного вооружения 9К112 "Кобра" к-т       1   1 1
7 Система пуска дымовых ракет 902Б

"Туча-2"

к-т       1 1 1 1
8 Боекомплект 115 мм шт. 37            
125 мм шт.   37 38 36 37 28 36
9М112 шт.       6   6 6
12,7 мм шт.       300 300   300
7,62 мм шт. 2000 2000 1000 1250 2000 1000 1250
дымовые ракеты шт.       8 8 8 8
9 Угол горизонтального обстрела   градус 360° 360° 360° 360° 360° 360° 360°
10 Угол возвышения   градус 14° 14° 14° 14° 14° 14° 14°
11 Угол снижения в переднем секторе обстрела   градус 6° 6° 6° 6° 6° 6° 6°
12 Максимальная эффективная дальность стрельбы Подкалиберным м 2500 2500 2500 2500 2500 2500 2500
ПТУР       100-4000   100-4000 100-4000
13 Начальная скорость полета снаряда Кумулятивным м/с 905 905 905 905 905 905 905
14 Система управления огнем           1А33 1А33 1А33 1А33-1
15 Механизм заряжания пушки     ЭЦ ЭЦ-10 ЭЦ-10 6ЭЦ40 6ЭЦ40 6ЭЦ40 6ЭЦ40
16 Прицел - дальномер     Оптический ТПД-43Б Оптический ТПД-2-1 Оптический ТПД-2-49 Квантовый 1Г42 Квантовый 1Г42 Квантовый 1Г42 Квантовый 1Г42
17 Блок разрешения выстрела           1Г43 1Г43 1Г43 1Г43
18 Баллистический вычислитель           1В517 1В517 1В517 1В517
19 Датчик ветра           1В11 1В11 1В11 1В11
20 Датчик крена           1В14 1В14 1В14 1В14
21 Ночной прицел     ТПН-1-432 ТПН-1-43А ТПН-1-49-23 ТПН-1-49-23 ТПН-1-49-23 ТПН-1-49-23 ТПН-1-49-23
22 Зенитный прицел           ПЗУ-5 ПЗУ-5   ПЗУ-5
23 Командирский наблюдательный прибор Перескопический комбинированный   ТКН-3 ТКН-3 ТКН-3 ТКН-38 ТКН-38 ТКН-38 ТКН-38
24 Артиллерийская буссоль ПАБ-2АМ шт.     1     1  
25 Гирополукомпас ГПК - 59   1 1   1 1   1
26 Навигационная аппаратура ТНА-3       1     1  
27 Радиостанция     Р-123 Р-123 Р-123М

Р-130М

Р-123М Р-123М Р-123М

Р-130М

Р-173П

Р-170

28 Переговорное устройство     Р-124 Р-124 Р-124 Р-124 Р-124 Р-124 Р-174
29 Боевая масса   т 36 38 38 39 39 39 42,4
30 Средняя удельное давление на грунт   кг/см² 0,815 0,83 0,83 0,84 0,84 0,84 0,84
31 Длина по корпусу   мм 6428 6540 6540 6540 6540 6540 6540
32 Ширина   мм 3415 3415 3415 3415 3415 3415 3539
33 Высота по верхнему срезу башни   мм 2164 2170 2170 2170 2170 2170 2170
34 Ширина колеи   мм 2730 2730 2730 2730 2730 2730 2730
35 Дорожный просвет   мм 500 500 500 500 500 500 500
36 Скорость максимальная   км/ч 65 60,5 60,5 60,5 60,5 60,5 60,5
37 Запас хода по топливу   км 550-650 500-600 500-600 500-600 500-600 500-600 500-600
38 Запас хода с использованием дополнительных бочек   км   700 700 700 700 700 700
39 Максимальная толщина брони башня мм 90-150-90 150-150-40 150-150-40 150-150-40 150-150-40 150-150-40 150-150-40
лоб 80-105-20 80-105-20 80-105-20 80-105-20 80-105-20 80-105-20 120-105-40
борт 80 80 80 80 80 80 80
40 Количество контейнеров динамической защиты   шт.             265
41 Мощность двигателя 5ТДФ   л.с. 700 700 700 700 700 700 700
42 Колейный минный трал КТМ-6 шт.     1 1 1 1 1

 

 

© Copyright 2007. А.К. Лысоченко                                                                                                                                              E-mail: cris9@rambler.ru