Средний танк Т-34-76

                                                                                             

 

  

 

СОДЕРЖАНИЕ:
Бронеавтомобиль РБВЗ С-24-40
Бронеавтомобиль "Русский Остин"
Бронеавтомобиль "Русский ФИАТ"
Легкий танк "Русский Рено"
Легкий танк МС-1 (Т-18)
Танкетка Т-27
Легкий танк Т-40 (Т-30)
Легкий танк Т-60
Легкие танки Т-70, Т-80
Легкий плавающий танк ПТ-76
Средний танк Т-24
Средний танк  Т-28
Средний танк Т-34-85
Тяжелый танк Т-35
Тяжелый танк КВ (КВ-1)
Тяжелый танк КВ-2
Тяжелый танк КВ-85
Основной боевой танк Т-64А
Основной боевой танк Т-72 "Урал"
Основной боевой танк Т-90 "Владимир"

  

Средний танк Т-34 выпуска 1940 г.

Средний танк Т-34 выпуска 1940 г.

Средний танк Т-34 выпуска 1940 г. Средний танк Т-34 выпуска 1940 г.
Средний танк Т-34 выпуска 1941 г. Средний танк Т-34 выпуска 1941 г.
Средний танк Т-34 выпуска 1941 г. с 57 мм танковой пушкой ЗИС-4 Средний танк Т-34 выпуска 1941 г. Средний танк Т-34 выпуска 1941 г.
Средний танк Т-34 выпуска 1942 г. Средний танк Т-34 выпуска 1942 г.
Средний танк Т-34 выпуска 1942 г. с литыми катками без грузошины Средний танк Т-34 выпуска 1942 г. со штампованными катками без грузошины
Средний танк Т-34 выпуска 1942 г. Средний танк Т-34 выпуска 1942 г.
Средний танк Т-34 выпуска 1943 г. Средний танк Т-34 выпуска 1943 г.
Средний танк Т-34 выпуска 1943 г. с командиррской башенкой Средний танк Т-34 выпуска 1943 г. со штампованной башней
Средний танк Т-34 выпуска 1943 г. Средний танк Т-34 выпуска 1943 г. со штампованной башней Средний танк Т-34 выпуска 1943 г.

"Лучший танк мира"
Фельдмаршал фон Клейст
 

Анализируя первый опыт боевого применения материальной части автобронетанковых войск в ходе гражданской войны в Испании в течении 1937 г. ( в частности, до середины лета 1937 г. республиканцам из СССР были поставлены свыше 100 танков Т-26 и около 50 БТ-5), советское военное руководство пришло к выводу, что советские легкие танки Т-26 превосходят немецкие и итальянские танки, действующие на стороне мятежников -франкистов по вооружению и запасу хода, обладают равным с немецкой техникой  бронированием, БТ-5 превосходят танки противника по вооружению, маневренности, запасу хода, энерговооруженности и несколько уступают  им в броневой защите. Вместе с тем, было отмечено, что вся бронетанковая техника, участвовавшая в конфликте с обеих сторон легко поражается орудиями противотанковой артиллерии калибра 37 и 45 мм. Обращалось особое внимание на высокую пожароопасность двигателя легкого танка БТ-5  - М-5. Основываясь на этих выводах Автобронетанковое Управление РККА (АБТУ РККА) уже к 13 октября 1937 сформулировало тактико-технические требования к новому перспективному танку, который в конце 30-х годов должен был придти на смену существующих танков серии БТ.  В соответствии с ними новая машина должна была иметь колесно-гусеничный движитель по типу применяемого в танках БТ с приводом на шесть катков (колес), боевая масса танка устанавливалась в пределах 13-14 т, в качестве вооружения предполагалось установка одной 45 мм или 76 мм пушки, трех пулеметов ДТ, предусматривалась возможность установки огнеметной системы и дополнительного зенитного пулемета, боекомплект танка должен составлять 140 45 мм выстрелов (50 - 76 мм) и 2-3 тысячи 7,62 мм патронов к пулеметам. Значительно увеличивалась броневая защита: толщина лобовой брони должна была составить 25 мм, башенной - 20 мм, бронирование бортов  и кормы - 16 мм, дна и крыши - 10 мм. Максимальная скорость танка определялась в 70 км/ч, запас хода по шоссе - в 300-400 км., экипаж в количестве 3-х человек. Категорическим требованием АБТУ являлась установка на новом танке дизеля БД-2 мощностью в 400 л.с. разработки КБ Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ завод № 183), проходящий в тот период времени доводку и подготовку к серийному производству на том же заводе.  Подвеска предполагалась торсионного типа. Оговаривалось требование применения системы стабилизации выстрела в вертикальной и стабилизации башни в горизонтальной плоскостях. Основным разработчиком был выбран все тот  же ХПЗ. Ввиду того, что существующее при заводе конструкторское бюро (КБ-190) под руководством М.И. Кошкина в 1936-37 гг. не справилось с проектированием новых колесно-гусеничных танков БТ-7ИС и БТ-9 в соответствии с выданными тактико-техническими требованиями АБТУ РККА по причине слабого инженерно-конструкторского состава, при заводе решением правительства № 94сс от 15 августа 1937 г. было создано новое КБ (ОКБ, отдельное конструкторское бюро) под руководством военинженера 3 ранга А.Я. Дика. В состав ОКБ вошли: от АБТУ РККА - Е.А. Кульчицкий, П.П. Васильев,  В.Г. Матюхин, и группа выпускников Военной академии механизации и моторизации РККА (ВАММ РККА) в количестве 41 человека, завод №183 выделил для укомплектования ОКБ инженеров-конструкторов П.Н. Горюна, В.М Дорошенко, А.А. Морозова, Н.С. Коротченко, А.А. Малоштанова, М.М. Лурье и других.  Новый танк разрабатывался под названием БТ-20, позднее он получил заводской индекс А-20 (к вопросу о происхождении названия А-20: буква "А" в индексе была присвоена для обозначения изделий и разработок ХПЗ, расшифровка названия танка А-20, как "автострадный танк-20" - плод буйной фантазии В.Резуна, тем более первоначально проектируемый танк назывался "БТ", т.е. "быстроходный танк"). В соответствии с тем же решением, ОКБ, параллельно с проектом колесно-гусеничного А-20, должно было создать проект чисто гусеничной машины с теми же характеристиками. Коллектив нового КБ представил технический проект новой машины с опозданием и по невнятным сведениям, этот факт послужил основанием к обвинению А.Я. Дика во вредительстве с последующим его осуждением.  К марту 1938  технический проект А-20 был в основном готов. Разработка технического проекта гусеничной машины, получившего заводской индекс А-32, происходила значительно быстрее, так как в ходе ее широко использовались наработки по проекту А-20 и было завершено к маю 1938 г. По-видимому на этом этапе к созданию гусеничного танка подключился М.И. Кошкин, руководивший до осуждения А.Я. Дика КБ-24 ХПЗ. Так или иначе, но 4 мая 1938г. технические проекты танков А-20 и А-32 на заседании комитета обороны представляли М.И. Кошкин и А.А. Морозов. В августе того же года они же вновь представляли проекты новых машин на заседании Главного военного совета РККА при НКО СССР с участием И.В. Сталина. На заседании обсуждались два мнения: большая часть участников отстаивала концепцию колесно-гусеничного танка как основного претендента для принятия на вооружение, меньшая часть во главе с генералом Д.Г. Павловым не без основания полагала, что колесно-гусеничный движитель не дает боевой машине заметных преимуществ и лишь усложняет общую конструкцию танка. По предложению И.В. Сталина было принято решение изготовить и испытать оба танка по представленным проектам. С целью ускорения работ по изготовлению рабочих чертежей и последующей подготовки серийного производства машин в январе 1939 г. произошло объединение трех танковых КБ ХПЗ (КБ-24, КБ-35 и КБ-190) в одно под названием "отдел 520". Главным конструктором отдела был назначен М.И. Кошкин, его заместителем - А.А. Морозов. К маю 1939 г.были изготовлены опытные образцы  А-20 и А-32. Танк А-20 имел полностью сварной корпус с толщиной брони 10-25 мм, причем лобовой лист имел  угол наклона в 53° , башня также сварная, по форме соответствовала башне танка БТ-7М, но была несколько больше по габаритам. В ней устанавливалась 45 мм пушка обр. 1934 г. и спаренный с ней пулемет ДТ, второй пулемет устанавливался в лобовом листе корпуса справа от рабочего места механика-водителя. Колесный ход имел привод на шесть катков (колес), ширина гусеницы составляла 400 мм. Масса танка увеличилась до 18 т. При разработке танка частично использовались узлы и механизмы танка БТ-7 и наработки по проектам танков БТ-9 и БТ-7ИС. Конструкция танка А-32 была подобна конструкции А-20, за исключением движителя, он был чисто гусеничный и имел пять опорных катков по каждому борту, в отличии от А-20, который имел лишь четыре катка. В мае - июне того же года обе машины прошли заводские испытания, а с 17 июля начались их полигонные испытания. В итоговом акте комиссии АБТУ РККА отмечалось, что вопреки проектной документации А-32 был представлен с некоторыми конструктивными изменениями, в частности на танке была установлена 76 мм пушка Л-10 и боеукладка под 76 мм выстрелы, на танке отсутствовал комплект ОПВТ (оборудования подводного вождения танка), были использованы опорные катки танка БТ-7. С учетом некоторых недостатков, комиссия признала испытания обоих образцов успешными.  23 сентября танки А-20 и А-32 в числе других были представлены на показе бронетанковой техники руководству РККА на полигоне Кубинка. Выступление А-32, выполненное водителем - испытателем Н.Ф. Носиком было весьма эффектным. В ходе показа было высказано коллективное мнение руководства НКО и представителей правительства об увеличении толщины основных бронелистов А-32, который имел конструктивный  запас по увеличению массы,  до 45 мм. После показа были проведены дополнительные ходовые испытания А-32 догруженного балластом весом 6830 кг, которые завершились так же успешно. По итогам показа техники в сентябре 1939, всесторонних испытаний танка А-32, догруженного балластом 19 декабря 1939 г. Комитетом обороны было принято постановление № 443сс, предписывающее изготовить опытные образцы танка А-32 (в постановлении он назван Т-32) со следующими изменениями: толщина основных броневых листов - 45 мм, принять меры для улучшения обзорности с рабочих мест командира и механика-водителя, в качестве вооружения на танке установить 76 мм пушку Ф-32, спаренный с нею 7,62 мм пулемет, 7,62 мм пулемет, установленный в лобовом листе справа от механика-водителя, зенитный 7,62 мм пулемет на крыше башни. Присвоить танку наименование Т-34 и в случае успешного прохождения танком государственных испытаний с пробегом в 2000 км, рекомендовать его к принятию на вооружение РККА и серийному производству. Испытания А-34 (Т-34) должны были завершиться к марту 1940 г., однако к этому времени опытные экземпляры танка не полностью прошли установленный в 2000 км объем пробега. С целью своевременного завершения всего установленного цикла испытаний главным конструкто­ром М.И. Кошкиным было принято решение добрать недостающие километры, совершив марш своим ходом на двух опытных   танках по маршруту Харьков - Москва (750 км) и в столице представить комиссии Государственного комитета обороны   опытные экземпляры Т-34 как прошедшие программу испытаний в полном объеме. 6 марта 1940 г. два опытных экземпляра танка Т-34 с демонтированным вооружением в сопровождении двух тягачей убыли с территории заводского полигона. Марш проходил в сложных условиях практически по бездорожью. В ходе марша серьезно заболел главный конструктор М.И. Кошкин. 12 марта один из танков успешно прибыл на территорию подмосковного завода № 37 (г. Серпухов). Второй танк прибыл позднее из-за поломки в пути главного фрикциона. На заводе в течении нескольких дней танки приводились в порядок  и 17 марта были представле­ны комиссии Государственного комитета обороны (ГКО) непосредственно на Ивановской площади московского Кремля. 31 марта 1940 г. по результатам испытаний и многокилометрового марша Государственным комитетом обороны было принято решение о серийном производстве среднего танка Т-34. Танк имел общую компоновку классического типа: отделение управления находилось в передней части бронекорпуса, боевое отделение - в его средней части и в двухместной бронированной башне, силовое отделение располагалось в кормовой части машины. Экипаж танка состоял из четырех человек. Командир танка, он же выполнял функции наводчика орудия, располагался в башне слева от орудия, заряжающий находился также в башне справа от пушки. Рабочие место механика-водителя было оборудовано в передней носовой части бронекорпуса, справа от него располагался стрелок-радист. Бронекорпус несущего типа, сварной, собирался из бронеплит и стальных листов толщиной 13, 15, 16, 40 и 45 мм. Лобовые листы толщиной 45 мм были расположены под рациональными углами наклона в 53° и 60°  к горизонтал­ьной оси корпуса. Бронелисты верхней части бортов располагались под углом в 40°  и имели толщину  40 мм, нижние бронелисты бортов корпуса располагались вертикально и были толщиной 45 мм. Кормовые бронелисты располагались под углами в 45° и 47°  и имели толщину 40 мм. Крыша бронекорпуса изготовлялась из листов толщиной 16-20 мм, днище из 13 мм листов. С 1943 г. все кормовые листы стали изготовлять толщиной 45 мм, передний лист носовой части днища   - 20 мм. Башня танка первоначально изготавлив­алась из 45 мм броневых плит, 13мм и 15 мм стальных листов сварным способом, она имела форму близкую к шестигранной, толщина боковых, лобовой и кормовой бронеплит достигала 45 мм, крыша башни изготавливалась из 15 мм стальных листов, днище - из 13 мм. В конце 1940 г. башни Т-34 стали изготавливаться методом литья, крыша башни по прежнему выполнялась из 15 мм стальных листов и крепилась к   башне с помощью сварки. Толщина стенок литой башни в лобовой, кормовой и боковых проекциях достигала 52 мм. С 1942 на Уральском заводе тяжелого машиностроения (УЗТМ, ныне ОАО "Уралмашзавод" г. Екатеринбург)   была разработана и серийно выпускалась башня выполненная методом штамповки (т.н. "штампованная " башня), отличавшаяся от других по внешнему несколько скругленной формой граней. В конце 1942 г. был разработан улучшенный вариант башни. По форме она приближалась к правильному шестиугольнику, за что и получила неофициальное название "гайка" и имела увеличенный внутренний объем. С 1943 г. на новые башни стали устанавливать командирские башенки. На танке устанавливался специально разработанный 12-ти  цилиндровый дизельный двигатель В-2-34, имевший   V - образную форму и жидкостное охлаждение. Двигатель был разработан на ХПЗ (завод № 183) под руководством главного конструктора К.М. Чеплана. В 1941-1942 гг. из-за недостатка дизельных двигателей более чем на 1000 танков были установлены авиационные карбюраторные двигатели М-17Т, ранее применявшиеся для танков БТ-7. Трансмиссия Т-34 состояла из четырехсту­пенчатой коробки передач, многодискового главного фрикциона, механизма поворота и двух одноступенчатых бортовых передач. В начале 1943 г. на танке стали устанавливать пятиступенчатую коробку передач. Подвеска танка состояла из пяти опорных катков диаметром 830 мм, ведущего катка, расположенного в кормовой части и ленивца, расположенного впереди. Катки могли различаться по способу изготовления (литые и штампованные) и виду амортизации. На танках первоначальных серий выпуска примерно до конца 1940 г. устанавливали 76 мм танковое орудие обр. 1938 г. Л-11. Впоследствии ее заменили на 76 мм танковую пушку обр. 1940 Ф-34, разработанную специально для Т-34 и производившуюся на заводе № 92 (ныне ОАО "Нижегородский машиностроительный завод") с 1940 по 1944 гг. С августа по ноябрь 1941 г. небольшой серией был выпущен танк Т-34-57 вооруженный 57 мм пушкой ЗИС-4, разработанной на основе конструкции ствола 57 мм противотанковой пушки ЗИС-2. Пулеметное вооружение танка состояла из двух 7,62 мм пулеметов ДТ, один из которых был расположен в башне справа от орудия, другой - на рабочем месте стрелка - радиста в лобовой бронеплите. Боекомплект орудий Л-11 и Ф-34 по составу был практически одинаковый и состоял из 76 мм унитарных выстрелов нижеперечисленных типов:
- выстрел с калиберным бронебойным снарядом: БР-350А, БР-350Б, БР-350БСП;
- выстрел с подкалиберным снарядом БР-354П;
- выстрелы с осколочно-фугасными гранатами: ОФ-350, ОФ-350А, ОФ-350В, ОФ-354.
Из орудия танка можно было вести огонь 76 мм шрапнельными   снарядами и картечью, хотя в штатный боекомплект боеприпасы этого вида не входили. На Т-34 первых серий устанавливалась коротковолновая радиостанция 71-ТК-3, впоследствии замененную на радиостанцию 9-Р и 9-РМ, обеспечивающие радиосвязь на дальности 15-25 км. Для переговоров членов экипажа между собой танк оборудовался внутренним переговорным устройством ТПУ-2 или ТПУ-3. На танках выпуска 1943-1944 гг. применялось переговорное устройство ТПУ-3бис. На башне танка с обоих бортов были установлены перископические смотровые приборы (впрочем, на танках выпуска 1941 начала 1942 гг. могли ограничится и простыми смотровыми щелями), на рабочем месте командира танка был установлен дополнительный поворотный перископический смотровой прибор расположенный на крышке люка (на некоторых сериях отсутствует), кроме этого в распоряжении командира была танковая панорама ПТ-К, впоследствии замененная оптическим перископическим прицелом ПТ-4-7. На рабочем месте механика - водителя имелись три неподвижных перископических смотровых прибора, один из которых располагался по ходу движения, а два других по бокам люка механика - водителя под углом 60° к оси машины.         
Производство Т-34 организовывалось на ХПЗ (завод № 183). На 1940 г. заводу был установлен план выпуска двухсот танков Т-34. Предполагалось   подключить к серийному выпуску танка и Сталинградский тракторный завод (СТЗ). 5 июня 1940 г. вышло совместное постановление ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров­ СССР (СНК СССР) "О производстве танка Т-34 в 1940 г.". В соответствии с ним ХПЗ должен был построить и сдать в войска до конца года 500 машин, а СТЗ - 100. Однако, в связи с технологическими затруднениями в производстве комплектующих смежниками, да и на самих головных предприятиях, план выпуска машин в текущем году был выполнен лишь на 19%, причем СТЗ не сдал военной приемке ни одного танка, хотя и сумел собрать 23 машины из 100 заказанных. 26 сентября 1940 г. скончался в результате тяжелого заболевания главный конструктор М.И. Кошкин. Главным конструктором танкового КБ ХПЗ становится его заместитель А.А. Морозов. В начале осени 1940 г. первые танки Т-34 поступили на комплектование автобронетанковых войск РККА. В первом полугодии 1941 в войска были переданы еще 1110 машин, из них 294 были произведены на СТЗ. Начало войны внесло свои коррективы в планы производства нового танка. В первые же дни войны принимается решение о организации производства Т-34 в восточных районах СССР. Резко повышался план выпуска танков на ХТЗ и СТЗ. В соответствии с постановлением ГКО от 1 июля 1941 г. производство танков Т-34 организуется на заводе № 112 (завод "Красное Сормово", ныне ОАО "Завод Красное Сормово" г. Нижний Новгород). Первые нижегородские танки поступили в войска уже в октябре того же года. В середине августа начались налеты немецкой авиации на промышленный район г. Харькова., в связи с чем 15 сентября принимается решение об эвакуации мощностей и кадров ХПЗ в г. Нижний Тагил на территорию местного вагоностроительного завода. Эвакуация завода продолжалась до 19 октября 1941 г. На протяжении всего периода процесса эвакуации на ХПЗ продолжалось производство "тридцатичетверок" . Так в июле 1941 г. было выпущено 225 танков, в августе - 250, в сентябре - 220, в октябре - 30. Новый завод в Нижнем Тагиле стал называться Уральский танковый завод   № 183 им. Коминтерна (УТЗ). В конце декабря завод возобновил выпуск танков и до конца года поставил в войска еще 25 Т-34. Производство танков Т-34-76 (так танк с 76 мм пушкой стали называть после появления танка Т-34-85) в годы войны было организовано на ХПЗ (произведено 1677 танков), СТЗ (произведено 3776 танков), УТЗ (произведено 15013 танков), на заводе №112 (произведено 6276 танков), на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) (произведено 5094 танка), на УЗТМ (произведен 731 танк), на заводе № 174 им. Ворошилова (г. Омск) (произведено 2900 танков). Серийное производство Т-34-76 продолжалось до начала весны 1944 г.. Всего было выпущено 35 467 танков этого типа. На базе танка Т-34-76 были разработаны и серийно производились средний танк Т-34-85, который сменил в производстве и на вооружении своего предшественника, самоходные артиллерийские установки СУ-122 и СУ-85. В годы войны танки Т-34-76 состояли на вооружении Народного войска Польского, чехословацких формирований на территории СССР. Вероятно какое-то количество танков этого типа были переданы на вооружение югославским и китайским вооруженным силам. Трофейные Т-34-76 эксплуатировались в Вермахте (вероятно значительное количество), в румынской, венгерской и финской армиях.
Средний танк Т-34 по праву стал  символом Победы нашего народа над Германией, а в техническом отношении определил   основные тенденции мирового танкостроения на долгие годы.

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения Т-34 выпуска 1940 г. Т-34 выпуска 1943 г.
1 Экипаж чел. 4 4
2 Вооружение пушка

пулемет

76 мм Л-11

 2х7,62мм ДТ

76 мм Ф-34

2х7,62 мм ДТ

3 Боекомплект:  пушка

                             пулемет

шт. 77

2898

100

3150

4 Мощность дизельного двигателя В-2-34 л.с. 500 500
5 Максимальная скорость км/ч 54 54
7 Боевая масса т  25,6 30,9
8 Запас хода по топливу км 300 300-400
9 Длина по корпусу мм 5920 5920
10 Длина с орудием мм 5960 6620
11 Ширина мм 3000 3000
12 Высота мм 2410 2520
13 Дорожный просвет мм 400 400
14 Бронирование мм 13-45 13-52
15 Максимальная дальность стрельбы из пушки бронебойным снарядом м 4000 4600
16 Масса качающейся части орудия кг 724 1155
17 Масса откатных частей кг 437 538
18 Длина ствола клб 30,5 41,5
19 Максимальный угол возвышения град. 25° 25°
20 Угол склонения град. -5° -5°
21 Начальная скорость полета снаряда УБР-354Б м/сек 612 662
22 Практическая скорострельность выстр./мин. 6-7 7-8
23 Масса снаряда осколочно-фугасного снаряда УОФ-354М кг 6,2 6,2
24 Бронепробиваемость максимальная мм 86 94
25 Прицельные приспособления   телескопический ТОД-6

перископический ПТ-6

телескопический ТМФД-7

перископический ПТ-4-7

26 Радиостанция к-т 71-ТК-3 9-РМ
27 Внутреннее переговорное устройство к-т ТПУ-2 ТПУ-3 бис

 

 

© Copyright 2007. А.К. Лысоченко                                                                                                                                              E-mail: cris9@rambler.ru