"Лучший танк мира"
Фельдмаршал фон Клейст
Анализируя первый опыт боевого применения материальной части
автобронетанковых войск в ходе гражданской войны в Испании в течении 1937 г. ( в
частности, до середины лета 1937 г. республиканцам из СССР были поставлены свыше
100 танков Т-26 и около 50 БТ-5), советское военное руководство пришло к выводу,
что советские легкие танки Т-26 превосходят немецкие и итальянские танки,
действующие на стороне мятежников -франкистов по вооружению и запасу хода,
обладают равным с немецкой техникой бронированием, БТ-5 превосходят танки
противника по вооружению, маневренности, запасу хода, энерговооруженности и
несколько уступают им в броневой защите. Вместе с тем, было отмечено, что
вся бронетанковая техника, участвовавшая в конфликте с обеих сторон легко
поражается орудиями противотанковой артиллерии калибра 37 и 45 мм. Обращалось
особое внимание на высокую пожароопасность двигателя легкого танка БТ-5 -
М-5. Основываясь на этих выводах Автобронетанковое Управление РККА (АБТУ РККА)
уже к 13 октября 1937 сформулировало тактико-технические требования к новому
перспективному танку, который в конце 30-х годов должен был придти на смену
существующих танков серии БТ. В соответствии с ними новая машина должна
была иметь колесно-гусеничный движитель по типу применяемого в танках БТ с
приводом на шесть катков (колес), боевая масса танка устанавливалась в пределах
13-14 т, в качестве вооружения предполагалось установка одной 45 мм или 76 мм
пушки, трех пулеметов ДТ, предусматривалась возможность установки огнеметной
системы и дополнительного зенитного пулемета, боекомплект танка должен
составлять 140 45 мм выстрелов (50 - 76 мм) и 2-3 тысячи 7,62 мм патронов к
пулеметам. Значительно увеличивалась броневая защита: толщина лобовой брони
должна была составить 25 мм, башенной - 20 мм, бронирование бортов и кормы
- 16 мм, дна и крыши - 10 мм. Максимальная скорость танка определялась в 70
км/ч, запас хода по шоссе - в 300-400 км., экипаж в количестве 3-х человек.
Категорическим требованием АБТУ являлась установка на новом танке дизеля БД-2
мощностью в 400 л.с. разработки КБ Харьковского паровозостроительного завода
(ХПЗ завод № 183), проходящий в тот период времени доводку и подготовку к
серийному производству на том же заводе. Подвеска предполагалась
торсионного типа. Оговаривалось требование применения системы стабилизации
выстрела в вертикальной и стабилизации башни в горизонтальной плоскостях.
Основным разработчиком был выбран все тот же ХПЗ. Ввиду того, что
существующее при заводе конструкторское бюро (КБ-190) под руководством М.И.
Кошкина в 1936-37 гг. не справилось с проектированием новых колесно-гусеничных
танков БТ-7ИС и БТ-9 в соответствии с выданными тактико-техническими
требованиями АБТУ РККА по причине слабого инженерно-конструкторского состава,
при заводе решением правительства № 94сс от 15 августа 1937 г. было создано
новое КБ (ОКБ, отдельное конструкторское бюро) под руководством военинженера 3
ранга А.Я. Дика. В состав ОКБ вошли: от АБТУ РККА - Е.А. Кульчицкий, П.П.
Васильев, В.Г. Матюхин, и группа выпускников Военной академии механизации
и моторизации РККА (ВАММ РККА) в количестве 41 человека, завод №183 выделил для
укомплектования ОКБ инженеров-конструкторов П.Н. Горюна, В.М Дорошенко, А.А.
Морозова, Н.С. Коротченко, А.А. Малоштанова, М.М. Лурье и других. Новый
танк разрабатывался под названием БТ-20, позднее он получил заводской индекс
А-20 (к вопросу о происхождении названия А-20: буква "А" в индексе была
присвоена для обозначения изделий и разработок ХПЗ, расшифровка названия танка
А-20, как "автострадный танк-20" - плод буйной фантазии В.Резуна, тем более
первоначально проектируемый танк назывался "БТ", т.е. "быстроходный танк"). В
соответствии с тем же решением, ОКБ, параллельно с проектом колесно-гусеничного
А-20, должно было создать проект чисто гусеничной машины с теми же
характеристиками. Коллектив нового КБ представил технический проект новой машины
с опозданием и по невнятным сведениям, этот факт послужил основанием к обвинению
А.Я. Дика во вредительстве с последующим его осуждением. К марту 1938
технический проект А-20 был в основном готов. Разработка технического проекта
гусеничной машины, получившего заводской индекс А-32, происходила значительно
быстрее, так как в ходе ее широко использовались наработки по проекту А-20 и
было завершено к маю 1938 г. По-видимому на этом этапе к созданию гусеничного
танка подключился М.И. Кошкин, руководивший до осуждения А.Я. Дика КБ-24 ХПЗ.
Так или иначе, но 4 мая 1938г. технические проекты танков А-20 и А-32 на
заседании комитета обороны представляли М.И. Кошкин и А.А. Морозов. В августе
того же года они же вновь представляли проекты новых машин на заседании Главного
военного совета РККА при НКО СССР с участием И.В. Сталина. На заседании
обсуждались два мнения: большая часть участников отстаивала концепцию
колесно-гусеничного танка как основного претендента для принятия на вооружение,
меньшая часть во главе с генералом Д.Г. Павловым не без основания полагала, что
колесно-гусеничный движитель не дает боевой машине заметных преимуществ и лишь
усложняет общую конструкцию танка. По предложению И.В. Сталина было принято
решение изготовить и испытать оба танка по представленным проектам. С целью
ускорения работ по изготовлению рабочих чертежей и последующей подготовки
серийного производства машин в январе 1939 г. произошло объединение трех
танковых КБ ХПЗ (КБ-24, КБ-35 и КБ-190) в одно под названием "отдел 520".
Главным конструктором отдела был назначен М.И. Кошкин, его заместителем - А.А.
Морозов. К маю 1939 г.были изготовлены опытные образцы А-20 и А-32. Танк
А-20 имел полностью сварной корпус с толщиной брони 10-25 мм, причем лобовой
лист имел угол наклона в 53°
, башня также сварная, по форме соответствовала башне танка БТ-7М, но была
несколько больше по габаритам. В ней устанавливалась 45 мм пушка обр. 1934 г. и
спаренный с ней пулемет ДТ, второй пулемет устанавливался в лобовом листе
корпуса справа от рабочего места механика-водителя. Колесный ход имел привод на
шесть катков (колес), ширина гусеницы составляла 400 мм. Масса танка увеличилась
до 18 т. При разработке танка частично использовались узлы и механизмы танка
БТ-7 и наработки по проектам танков БТ-9 и БТ-7ИС. Конструкция танка А-32 была
подобна конструкции А-20, за исключением движителя, он был чисто гусеничный и
имел пять опорных катков по каждому борту, в отличии от А-20, который имел лишь
четыре катка. В мае - июне того же года обе машины прошли заводские испытания, а
с 17 июля начались их полигонные испытания. В итоговом акте комиссии АБТУ РККА
отмечалось, что вопреки проектной документации А-32 был представлен с некоторыми
конструктивными изменениями, в частности на танке была установлена 76 мм пушка
Л-10 и боеукладка под 76 мм выстрелы, на танке отсутствовал комплект ОПВТ
(оборудования подводного вождения танка), были использованы опорные катки танка
БТ-7. С учетом некоторых недостатков, комиссия признала испытания обоих образцов
успешными. 23 сентября танки А-20 и А-32 в числе других были представлены
на показе бронетанковой техники руководству РККА на полигоне Кубинка.
Выступление А-32, выполненное водителем - испытателем Н.Ф. Носиком было весьма
эффектным. В ходе показа было высказано коллективное мнение руководства НКО и
представителей правительства об увеличении толщины основных бронелистов А-32,
который имел конструктивный запас по увеличению массы, до 45 мм.
После показа были проведены дополнительные ходовые испытания А-32 догруженного
балластом весом 6830 кг, которые завершились так же успешно. По итогам показа
техники в сентябре 1939, всесторонних испытаний танка А-32, догруженного
балластом 19 декабря 1939 г. Комитетом обороны было принято постановление №
443сс, предписывающее изготовить опытные образцы танка А-32 (в постановлении он
назван Т-32) со следующими изменениями: толщина основных броневых листов - 45
мм, принять меры для улучшения обзорности с рабочих мест командира и
механика-водителя, в качестве вооружения на танке установить 76 мм пушку Ф-32,
спаренный с нею 7,62 мм пулемет, 7,62 мм пулемет, установленный в лобовом листе
справа от механика-водителя, зенитный 7,62 мм пулемет на крыше башни. Присвоить
танку наименование Т-34 и в случае успешного прохождения танком государственных
испытаний с пробегом в 2000 км, рекомендовать его к принятию на вооружение РККА
и серийному производству. Испытания А-34 (Т-34) должны
были завершиться к марту 1940 г., однако к этому времени опытные экземпляры
танка не полностью прошли установленный в 2000 км объем пробега. С целью
своевременного завершения всего установленного цикла испытаний главным
конструктором М.И. Кошкиным было принято решение добрать недостающие километры,
совершив марш своим ходом на двух опытных танках по маршруту Харьков - Москва
(750 км) и в столице представить комиссии Государственного комитета обороны
опытные экземпляры Т-34 как прошедшие программу испытаний в полном объеме. 6
марта 1940 г. два опытных экземпляра танка Т-34 с демонтированным вооружением в
сопровождении двух тягачей убыли с территории заводского полигона. Марш проходил
в сложных условиях практически по бездорожью. В ходе марша серьезно заболел
главный конструктор М.И. Кошкин. 12 марта один из танков успешно прибыл на
территорию подмосковного завода № 37 (г. Серпухов). Второй танк прибыл позднее
из-за поломки в пути главного фрикциона. На заводе в течении нескольких дней
танки приводились в порядок и 17 марта были представлены комиссии
Государственного комитета обороны (ГКО) непосредственно на Ивановской площади
московского Кремля. 31 марта 1940 г. по результатам испытаний и
многокилометрового марша Государственным комитетом обороны было принято решение
о серийном производстве среднего танка Т-34. Танк имел общую компоновку
классического типа: отделение управления находилось в передней части
бронекорпуса, боевое отделение - в его средней части и в двухместной
бронированной башне, силовое отделение располагалось в кормовой части машины.
Экипаж танка состоял из четырех человек. Командир танка, он же выполнял функции
наводчика орудия, располагался в башне слева от орудия, заряжающий находился
также в башне справа от пушки. Рабочие место механика-водителя было оборудовано
в передней носовой части бронекорпуса, справа от него располагался
стрелок-радист. Бронекорпус несущего типа, сварной, собирался из бронеплит и
стальных листов толщиной 13, 15, 16, 40 и 45 мм. Лобовые листы толщиной 45 мм
были расположены под рациональными углами наклона в 53°
и 60° к
горизонтальной оси корпуса. Бронелисты верхней части бортов располагались под
углом в 40° и
имели толщину 40 мм, нижние бронелисты бортов корпуса располагались
вертикально и были толщиной 45 мм. Кормовые бронелисты располагались под углами
в 45° и 47°
и имели толщину 40 мм. Крыша бронекорпуса изготовлялась из листов толщиной 16-20
мм, днище из 13 мм листов. С 1943 г. все кормовые листы стали изготовлять
толщиной 45 мм, передний лист носовой части днища - 20 мм. Башня танка
первоначально изготавливалась из 45 мм броневых плит, 13мм и 15 мм стальных
листов сварным способом, она имела форму близкую к шестигранной, толщина
боковых, лобовой и кормовой бронеплит достигала 45 мм, крыша башни
изготавливалась из 15 мм стальных листов, днище - из 13 мм. В конце 1940 г.
башни Т-34 стали изготавливаться методом литья, крыша башни по прежнему
выполнялась из 15 мм стальных листов и крепилась к башне с помощью сварки.
Толщина стенок литой башни в лобовой, кормовой и боковых проекциях достигала 52
мм. С 1942 на Уральском заводе тяжелого машиностроения (УЗТМ, ныне ОАО
"Уралмашзавод" г. Екатеринбург) была разработана и серийно выпускалась башня
выполненная методом штамповки (т.н. "штампованная " башня), отличавшаяся от
других по внешнему несколько скругленной формой граней. В конце 1942 г. был
разработан улучшенный вариант башни. По форме она приближалась к правильному
шестиугольнику, за что и получила неофициальное название "гайка" и имела
увеличенный внутренний объем. С 1943 г. на новые башни стали устанавливать
командирские башенки. На танке устанавливался специально разработанный 12-ти
цилиндровый дизельный двигатель В-2-34, имевший V - образную форму и
жидкостное охлаждение. Двигатель был разработан на ХПЗ (завод № 183) под
руководством главного конструктора К.М. Чеплана. В 1941-1942 гг. из-за
недостатка дизельных двигателей более чем на 1000 танков были установлены
авиационные карбюраторные двигатели М-17Т, ранее применявшиеся для танков БТ-7.
Трансмиссия Т-34 состояла из четырехступенчатой коробки передач, многодискового
главного фрикциона, механизма поворота и двух одноступенчатых бортовых передач.
В начале 1943 г. на танке стали устанавливать пятиступенчатую коробку передач.
Подвеска танка состояла из пяти опорных катков диаметром 830 мм, ведущего катка,
расположенного в кормовой части и ленивца, расположенного впереди. Катки могли
различаться по способу изготовления (литые и штампованные) и виду амортизации.
На танках первоначальных серий выпуска примерно до конца 1940 г. устанавливали
76 мм танковое орудие обр. 1938 г. Л-11. Впоследствии ее заменили на 76 мм
танковую пушку обр. 1940 Ф-34, разработанную специально для Т-34 и
производившуюся на заводе № 92 (ныне ОАО "Нижегородский машиностроительный
завод") с 1940 по 1944 гг. С августа по ноябрь 1941 г. небольшой серией был
выпущен танк Т-34-57 вооруженный 57 мм пушкой ЗИС-4, разработанной на основе
конструкции ствола 57 мм противотанковой пушки ЗИС-2. Пулеметное вооружение
танка состояла из двух 7,62 мм пулеметов ДТ, один из которых был расположен в
башне справа от орудия, другой - на рабочем месте стрелка - радиста в лобовой
бронеплите. Боекомплект орудий Л-11 и Ф-34 по составу был практически одинаковый
и состоял из 76 мм унитарных выстрелов нижеперечисленных типов:
- выстрел с калиберным бронебойным снарядом: БР-350А, БР-350Б, БР-350БСП;
- выстрел с подкалиберным снарядом БР-354П;
- выстрелы с осколочно-фугасными гранатами: ОФ-350, ОФ-350А, ОФ-350В, ОФ-354.
Из орудия танка можно было вести огонь 76 мм шрапнельными снарядами и
картечью, хотя в штатный боекомплект боеприпасы этого вида не входили. На Т-34
первых серий устанавливалась коротковолновая радиостанция 71-ТК-3, впоследствии
замененную на радиостанцию 9-Р и 9-РМ, обеспечивающие радиосвязь на дальности
15-25 км. Для переговоров членов экипажа между собой танк оборудовался
внутренним переговорным устройством ТПУ-2 или ТПУ-3. На танках выпуска 1943-1944
гг. применялось переговорное устройство ТПУ-3бис. На башне танка с обоих бортов
были установлены перископические смотровые приборы (впрочем, на танках выпуска
1941 начала 1942 гг. могли ограничится и простыми смотровыми щелями), на рабочем
месте командира танка был установлен дополнительный поворотный перископический
смотровой прибор расположенный на крышке люка (на некоторых сериях отсутствует),
кроме этого в распоряжении командира была танковая панорама ПТ-К, впоследствии
замененная оптическим перископическим прицелом ПТ-4-7. На рабочем месте механика
- водителя имелись три неподвижных перископических смотровых прибора, один из
которых располагался по ходу движения, а два других по бокам люка механика -
водителя под углом 60°
к оси машины.
Производство Т-34 организовывалось на ХПЗ (завод № 183). На 1940 г. заводу был
установлен план выпуска двухсот танков Т-34. Предполагалось подключить к
серийному выпуску танка и Сталинградский тракторный завод (СТЗ). 5 июня 1940 г.
вышло совместное постановление ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР (СНК
СССР) "О производстве танка Т-34 в 1940 г.". В соответствии с ним ХПЗ должен был
построить и сдать в войска до конца года 500 машин, а СТЗ - 100. Однако, в связи
с технологическими затруднениями в производстве комплектующих смежниками, да и
на самих головных предприятиях, план выпуска машин в текущем году был выполнен
лишь на 19%, причем СТЗ не сдал военной приемке ни одного танка, хотя и сумел
собрать 23 машины из 100 заказанных. 26 сентября 1940 г. скончался в результате
тяжелого заболевания главный конструктор М.И. Кошкин. Главным конструктором
танкового КБ ХПЗ становится его заместитель А.А. Морозов. В начале осени 1940 г.
первые танки Т-34 поступили на комплектование автобронетанковых войск РККА. В
первом полугодии 1941 в войска были переданы еще 1110 машин, из них 294 были
произведены на СТЗ. Начало войны внесло свои коррективы в планы производства
нового танка. В первые же дни войны принимается решение о организации
производства Т-34 в восточных районах СССР. Резко повышался план выпуска танков
на ХТЗ и СТЗ. В соответствии с постановлением ГКО от 1 июля 1941 г. производство
танков Т-34 организуется на заводе № 112 (завод "Красное Сормово", ныне ОАО
"Завод Красное Сормово" г. Нижний Новгород). Первые нижегородские танки
поступили в войска уже в октябре того же года. В середине августа начались
налеты немецкой авиации на промышленный район г. Харькова., в связи с чем 15
сентября принимается решение об эвакуации мощностей и кадров ХПЗ в г. Нижний
Тагил на территорию местного вагоностроительного завода. Эвакуация завода
продолжалась до 19 октября 1941 г. На протяжении всего периода процесса
эвакуации на ХПЗ продолжалось производство "тридцатичетверок" . Так в июле 1941
г. было выпущено 225 танков, в августе - 250, в сентябре - 220, в октябре - 30.
Новый завод в Нижнем Тагиле стал называться Уральский танковый завод № 183 им.
Коминтерна (УТЗ). В конце декабря завод возобновил выпуск танков и до конца года
поставил в войска еще 25 Т-34. Производство танков Т-34-76 (так танк с 76 мм
пушкой стали называть после появления танка Т-34-85) в годы войны было
организовано на ХПЗ (произведено 1677 танков), СТЗ (произведено 3776 танков),
УТЗ (произведено 15013 танков), на заводе №112 (произведено 6276 танков), на
Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) (произведено 5094 танка), на УЗТМ
(произведен 731 танк), на заводе № 174 им. Ворошилова (г. Омск) (произведено
2900 танков). Серийное производство Т-34-76 продолжалось до начала весны 1944
г.. Всего было выпущено 35 467 танков этого типа. На базе танка Т-34-76 были
разработаны и серийно производились средний танк Т-34-85, который сменил в
производстве и на вооружении своего предшественника, самоходные артиллерийские
установки СУ-122 и СУ-85. В годы войны танки Т-34-76 состояли на вооружении
Народного войска Польского, чехословацких формирований на территории СССР.
Вероятно какое-то количество танков этого типа были переданы на вооружение
югославским и китайским вооруженным силам. Трофейные Т-34-76 эксплуатировались в
Вермахте (вероятно значительное количество), в румынской, венгерской и финской
армиях.
Средний танк Т-34 по праву стал символом Победы нашего народа над
Германией, а в техническом отношении определил основные тенденции мирового
танкостроения на долгие годы.
Тактико-технические характеристики
№№ п.п. |
Наименование характеристики |
Единица измерения |
Т-34 выпуска 1940 г. |
Т-34 выпуска 1943 г. |
1 |
Экипаж |
чел. |
4 |
4 |
2 |
Вооружение |
пушка
пулемет |
76 мм Л-11
2х7,62мм ДТ |
76
мм Ф-34 2х7,62
мм ДТ |
3 |
Боекомплект: пушка
пулемет |
шт. |
77
2898 |
100
3150 |
4 |
Мощность дизельного двигателя В-2-34 |
л.с. |
500 |
500 |
5 |
Максимальная скорость |
км/ч |
54 |
54 |
7 |
Боевая масса |
т |
25,6 |
30,9 |
8 |
Запас хода по топливу |
км |
300 |
300-400 |
9 |
Длина по корпусу |
мм |
5920 |
5920 |
10 |
Длина с орудием |
мм |
5960 |
6620 |
11 |
Ширина |
мм |
3000 |
3000 |
12 |
Высота |
мм |
2410 |
2520 |
13 |
Дорожный просвет |
мм |
400 |
400 |
14 |
Бронирование |
мм |
13-45 |
13-52 |
15 |
Максимальная дальность стрельбы из пушки
бронебойным снарядом |
м |
4000 |
4600 |
16 |
Масса качающейся части орудия |
кг |
724 |
1155 |
17 |
Масса откатных частей |
кг |
437 |
538 |
18 |
Длина ствола |
клб |
30,5 |
41,5 |
19 |
Максимальный угол возвышения |
град. |
25° |
25° |
20 |
Угол склонения |
град. |
-5° |
-5° |
21 |
Начальная скорость полета снаряда УБР-354Б |
м/сек |
612 |
662 |
22 |
Практическая скорострельность |
выстр./мин. |
6-7 |
7-8 |
23 |
Масса снаряда осколочно-фугасного снаряда
УОФ-354М |
кг |
6,2 |
6,2 |
24 |
Бронепробиваемость максимальная |
мм |
86 |
94 |
25 |
Прицельные приспособления |
|
телескопический
ТОД-6
перископический ПТ-6 |
телескопический
ТМФД-7
перископический ПТ-4-7 |
26 |
Радиостанция |
к-т |
71-ТК-3 |
9-РМ |
27 |
Внутреннее переговорное устройство |
к-т |
ТПУ-2 |
ТПУ-3
бис |