![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В соответствии с положениями "Системы тракторно- авто- броневооружения РККА" 1929 г. предусматривалось принятие на вооружении автобронетанковых войск РККА, в числе других и средних танков весом более 15 т. с достаточно мощным вооружением. Принятый на вооружение в 1930 г. танк Т-24 оказался в целом неудачной конструкцией и оказался непригодным к эксплуатации в войсках. По этой причине, было решено при проектировании нового среднего танка, использовать в качестве прототипа английский танк "Виккерс-16т" А6. Разработка эскизных проектов машины в начале 1931 г. было поручено специалистам факультета моторизации и механизации Военно-технической академии им. Дзержинского и танко-тракторному КБ Всесоюзного орудийно-арсенального объединения (ВОАО) Наркомтяжпрома. Проекты танка были представлены разработчиками в Управление моторизации и механизации РККА уже в июле 1931 г. Лучшей была признана разработка ВОАО, имеющая индекс Т-28, выполненная инженерами В.И. Заславским, О.М. Ивановым, А. Гаккелем, Н.В. Цайцем и другими под общим руководством начальника КБ С.А. Гинзбурга. Проект сохранял общую компановку узлов и механизмов "Виккерса-16 т", имел бронирование 16-20 мм, предусматривал установку двигателя М-5, 45 мм пушки и трех пулеметов. В соответствии с договором с УММ РККА КБ представило для испытаний 1 мая 1932 г. прототип танка под названием Т-28-1. Испытания машина прошла в целом успешно, однако представители заказчика выдвинули требования по усилению основного вооружения и бронирования. По результатам испытаний в августе-сентябре 1932 г. проект танка был основательно переработан, после чего машина под названием "средний танк Т-28" была принята Советом труда и обороны на вооружение РККА в октябре 1932 г. Серийное производство танка было организованно на Ленинградском заводе "Красный Путиловец" (б. Путиловский завод). Отработка технологического цикла и серийный выпуск машин в целом шли с трудом и были налажены только после коренной модернизации производственных мощностей завода - производителя в 1936 г. Танк производился серийно с 1933 г. по 1940 г., всего было изготовлено и передано в войска 523 машины различных модификаций. Кроме Т-28 образца 1933 г. производились следующие модификации танки: Т-28 обр. 1936 г. (с кормовым пулеметом), Т-28 обр. 1938 г. (с 76 мм пушкой Л-10), Т-28 обр. 1940 г. (с конической основной башней), Т-28Э (танки с дополнительными броневыми экранами). На базе Т-28 был создан танковый мостоукладчик ИТ-28. Танк Т-28 принимал участие в освободительных походах 1939 -40 гг., в Советско-Финской войне 1940 г., в Великой отечественной войне вплоть до 1944 г. В финской и в немецкой армиях эксплуатировались несколько единиц трофейных Т-28, причем в Финляндии до 1951 г. Существует мнение о поставке двух танков для вооруженных сил Турции в 1938 г.
Тактико-технические характеристики
№№ п.п. |
Наименование характеристики | Единица измерения | Т-28 обр. 1933 г | Т-28 обр. 1936г | Т-28 обр. 1938г | Т-28Э |
1 | Экипаж | чел. | 6 | 6 | 6 | 6 |
2 | Вооружение | пушка пулемет |
76 мм КТ-28
4 х 7,62мм ДТ |
76 мм КТ-28 4-5 х7,62 мм ДТ |
76 мм Л-10 4-5 х7,62 мм ДТ |
76 мм Л-10 4х7,62 мм ДТ |
3 | Боекомплект: пушка пулемет |
шт. | 69 7938 |
69 7938 |
69 7938 |
69 7938 |
4 | Угол возвышения | градус | 25 | 25 | 25 | 25 |
5 | Угол склонения | градус | -5 | -5 | -5 | -5 |
6 | Максимальна дальность стрельбы | м | 8 500 | 8 500 | 9100 | 9100 |
7 | Максимальная скорость полета снаряда | м/сек | 381 | 381 | 555 | 555 |
8 | Скорострельность | выстрел/м | 10 | 10 | 10-12 | 10-12 |
9 | Длина ствола | калибр | 16,5 | 16,5 | 26 | 26 |
10 | Прицельные приспособления | ТОП обр. 1930
ПТ-1 обр.1932 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
11 | Вес ОФ снаряда | кг | 6,5 | 6,5 | 6,5 | 6,5 |
12 | Радиоаппаратура | Р/с 71-ТК | 1 | 1 | 1 | 1 |
13 | Устройство дымопуска | ТДП-3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
14 | Мощность двигателя М-17Т | л.с. | 450 | 450 | 450 | 450 |
15 | Максимальная скорость | км/ч | 42 | 42 | 42 | 38 |
16 | Боевая масса | т | 25,4 | 25,4 | 25,4 | 32 |
17 | Запас хода по топливу | км | 190 | 190 | 190 | 180 |
18 | Ширина гусеницы | мм | 380 | 380 | 380 | 380 |
19 | Длина по корпусу | мм | 7370 | 7370 | 7370 | 7370 |
20 | Ширина | мм | 2870 | 2870 | 2870 | 2870 |
21 | Высота | мм | 2625 | 2625 | 2625 | 2625 |
22 | Дорожный просвет | мм | 500 | 500 | 500 | 500 |
23 | Бронирование | мм | 10-30 | 10-30 | 10-30 | 10-60 |