![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
Идея оснастить пехоту многочисленными, малогабаритными, бронированными машинами вооруженными пулеметами и имеющими экипаж в составе одного - двух человек родилась в умах военных специалистов всех противоборствующих сторон на заключительном этапе I мировой войны после успешного применения на полях сражения танков. В России впервые проект такой машины был разработан в 1919 г. инженером Максимовым. Новая машина называлась "щитоноска" и представляла по идее автора проекта бронированный самоходный пулемет. В качестве силовой установки предполагалось использовать 40-сильный карбюраторный двигатель ФИАТ, толщина бронелистов корпуса должна была составлять 10 мм, скорость - 17 км/ч. Экипаж состоял из одного человека. По причине общего развала экономики страны проект реализован не был. В период с 1927 -1930 гг. в СССР были разработаны и проходили испытания целый ряд танкеток (Т-17, Т-21, Т-22, Т-23), однако не одна из них не была доведена до серийного производства по причине неудовлетворительных тактико-технических характеристик или же высокой себестоимости. В конце 1929 г. по решению руководства страны за границу была направлена специальная комиссия под руководством начальника управления механизации и моторизации Красной Армии (УММ РККА) командарма II ранга И.А. Халепского с целью ознакомления с лучшими образцами зарубежной бронетанковой техники. Посетив Германию, Францию и Чехословакию, комиссия в январе 1930 г. прибыла в Великобританию, где в числе других образцов ей была представлена танкетка Карден-Лойд Мк. IV. К тому времени танкетка зарекомендовала себя едва ли не лучшим образцом в своем классе и экспортировалась во многие страны. По результатом демонстрации руководство комиссии приняло решение о приобретении двадцати экземпляров машины, а также лицензии на ее производство в Советском Союзе. В августе того же года закупленные танкетки были поставлены заказчику. Решением руководства УММ РККА подготовка машины к серийному производству и оптимизация ее конструкции было поручено КБ завода № 2 Всесоюзного автотракторного общества (ВАТО, в последствии завод № 37 им. С. Орджоникидзе, г. Москва) под руководством конструктора Н.Н. Козырева. Проект танкетки К-25 (заводское обозначение) не предусматривал полного копирование Карден-Лойд Мк. IV. На машину устанавливался новый двигатель и элементы трансмиссии освоенные в производстве на советских предприятиях. За основу были приняты узлы и агрегаты грузового автомобиля "Форд"-АА. К 3 ноября 1930 г. был готов первый экземпляр К-25. Он представлял собой английскую танкетку с установленным на ней двигателем советского производства. После необходимых испытаний к концу года был представлен и второй опытный экземпляр танкетки на этот раз полностью из комплектующих отечественного производства. Он выгодно отличался от английского прототипа: вместо двигателя "Форд"-Т мощностью в 22 л. с. К-25 имела 40-сильный двигатель "Форд"АА, толщина брони достигала 10 мм, ширина гусениц была несколько увеличена, танкетка была вооружена 7, 62 мм пулеметом советского производства. Этот вариант танкетки и был принят на вооружение 13 февраля 1931 г. под названием танкетка Т-27 еще до полного завершения испытаний. Серийное производство Т-27 было организовано в том же году на заводе № 2 ВАТО и на Нижегородском автомобильном заводе (впоследствии ГАЗ). Некоторое время спустя к производству машин был привлечен и завод "Большевик" ( ныне ОАО ГОЗ Обуховский завод, г. Санкт-Петербург), где было построено 45 единиц Т-27. Сборка части корпусов производилась на Крэкинг - электровозостроительном заводе (ныне ОАО Машиностроительный завод "ЗиО - Подольск"). Серийное производство продолжалось до 1934 г. включительно. За это время в войска было поставлено 3295 (в литературе встречаются и другие данные) танкеток. Общая компоновка танкетки предусматривала размещение силового агрегата, вооружения и экипажа в одном корпусе. Причем двигатель с системами питания и охлаждения находился в его средней части, трансмиссия впереди, а экипаж — сзади. Отделение управления (место механика-водителя) размещалось справа от двигателя, боевое отделение (место командира, он же стрелок) - слева. Т-27 принимала участие в боях с басмачами в Средней Азии, в советско-финской и на начальном периоде Великой отечественной войны. В небольшом количестве состояла на укомплектовании танковых, механизированных и разведывательных частей вплоть до 1945 г. В ходе серийного производства танкетки делались многочисленные попытки, окончившиеся неудачей, создания на ее основе самоходной артиллерийской установки вооруженной 37 мм или 76 мм орудиями. В 1930 г. в КБ военного склада № 136 под руководством молодого конструктора К.И. Лебедева был разработан комплект огнеметного вооружения для легких танков и танкеток. В декабре 1931 г. на заводе "Компрессор" его установили на танкетку Т-27, получившей название ОТ-27 (ХТ-27). В июне-июле следующего года "химическая" танкетка прошла испытания на полигоне Химических курсов усовершенствования командного состава (ХКУКС), после чего была принята на вооружение. ОТ-27 производилась серийно до прекращения производства танкеток Т-27. Всего было выпущено 187 огнеметных машин. Во второй половине 30-х годов приходит понимание факта, что сама концепция танкетки как основного средства механизации пехоты оказалась ошибочной в первую очередь из-за крайне низких боевых качеств последних. К этому времени в войсках уже находилось значительное количество Т-27. Большое количество танкеток было переданы в военные учебные заведения и учебные подразделения в качестве учебных. Часть Т-27 в 1940-1941 гг. были переоборудованы в легкие артиллерийские тягачи под противотанковые орудия. Не менее 20 машин были переданы в 1939 г. в ВВС для переделки в авиационный стартер. Такие танкетки получили название АСТ-27. Не смотря на невысокие боевые характеристики, Т-27 послужила базой для испытания новых передовых технологий, которые используются на образцах современной бронетанковой техники: транспортировка по воздуху на внешней подвеске самолета, оборудование для подводного хождения, радиооборудование для управления бронеобъектом на расстоянии (телеуправление) и т. д. Машина поставлялась на экспорт в Монголию (10 ед.) и в Турцию (не менее 5 ед.).
Тактико-технические характеристики
№№ п.п. |
Наименование характеристики | Единица измерения | Значение характеристики |
1 | Экипаж | чел. | 2 |
2 | Вооружение: 7.62 мм ДТ | к-т | 1 |
3 | Боекомплект: 7,62 мм патроны обр. 1908 г. | шт. | 2520 |
4 | Мощность двигателя "Форд"-АА | л.с. | 40 |
5 | Тип двигаеля | карбюраторный, четырехтактный | |
6 | Максимальная скорость | км/ч | 42 |
7 | Боевая масса | т | 2,7 |
8 | Запас хода по топливу | км | 110 |
9 | Емкость топливных баков | л | 42 |
10 | Длина по корпусу | мм | 2600 |
11 | Ширина | мм | 1825 |
12 | Высота | мм | 1443 |
13 | Дорожный просвет | мм | 240 |
14 | Ширина гусеницы | мм | 150 |
15 | Бронирование | мм | 4 - 10 |
16 | Средства связи | нет |