ТЯЖЕЛЫЙ БРОНЕАВТОМОБИЛЬ ПУТИЛОВСКОГО ЗАВОДА ОБРАЗЦА 1914 г. "ПУТИЛОВ - ГАРФОРД" ("РУССКИЙ ГАРФОРД")

 

 

 Бронеавтомобили

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Танковые войска
 

 

СОДЕРЖАНИЕ:
Бронеавтомобиль РБВЗ С-24-40
Бронеавтомобиль "Русский Остин"
Легкий танк "Русский Рено"
Бронеавтомобиль "Русский ФИАТ"
Легкий танк МС-1 (Т-18)
Танкетка Т-27
Легкий танк Т-40 (Т-30)
Легкий танк Т-60
Легкие танки Т-70, Т-80
Легкий плавающий танк ПТ-76
Средний танк Т-24
Средний танк  Т-28
Средний танк Т-34-76
Средний танк Т-34-85
Тяжелый танк Т-35
Тяжелый танк КВ (КВ-1)
Тяжелый танк КВ-2
Тяжелый танк КВ-85
Основной боевой танк Т-64А
Основной боевой танк Т-72 "Урал"
Основной боевой танк Т-90 "Владимир"

 

 

 

 

 

    С началом I мировой войны в Русской армии началось активное формирование автомобильно - пулеметных взводов в составе полевых армий и корпусов. По утвержденному штату № 15, один из трех бронеавтомобилей взвода должен был нести пушечное вооружение. Производимые в то время на Русско - балтийском вагонном заводе (РВБЗ г. Рига, ныне Государственный космический научно - производственный центр им. М.В. Хруничева, г. Москва) в небольшом количестве, бронеавтомобили по своим технических характеристикам нести пушечное вооружение не могли. Проект пушечной машины по собственной инициативе разработал известный русский и советский военный деятель, в то время  начальник Офицерской стрелковой школы генерал - майор Н.М. Филатов (1862 - 1935 гг.). На полигоне школы сразу начались испытания артиллерийских орудий, которые могли бы быть использованы для вооружения проектируемого бронеавтомобиля. По результатам опытных стрельб наиболее подходящим была признана трехдюймовая  (76, 2 мм) противоштурмовая пушка обр. 1909 г., разработанная и производимая на Путиловском заводе (ныне ОАО "Кировский завод" г. Санкт - Петербург). В качестве шасси нового бронеавтомобиля сразу же определили 5 т грузовой автомобиль "Гарфорд". Тридцать три таких автомашины находились в расположении Военной автомобильной школы (г. Санкт - Петербург, расформирована в 1957 г.). Это были на тот момент единственные тяжелые грузовики из закупленных военной закупочной комиссией и прибывшие на территорию России. Они производились с 1913 г. в г. Лиме (США) фирмой "Гарфорд мотор трак"(существовала до 1933 г.). Автомобиль отличался расположением кабины, которая помещалась непосредственно над двигателем, имел цепную передачу, деревянные колеса с грузошинами. Двигатель "Буда", мощностью 30 л.с., позволял автомобилю с полной нагрузкой, развивать скорость во время движения до 20 км/ч. Задним ходом машина двигалась со скоростью всего лишь 3 км/ч. В начале ноября 1914 г. генерал Н.М. Филатов обратился в правление Общества путиловских заводов с предложением принять заказ на изготовление 30 бронеавтомобилей по его проекту. Рассмотрев предложение Н.М. Филатова, дирекция завода 12 ноября 1914 г., нашла возможным, не смотря на большую загруженность военными заказами, принять дополнительный заказ на производство пушечных бронеавтомобилей. Перед обшивкой бронелистами и установкой вооружения, шасси подвергались  дооборудованию. Переставлялись рычаги переключения передач и ручного тормоза, на коробке передач устанавливалась особая муфта, с ее помощью, все четыре передние передачи приобретали возможность становиться задними, а задняя - передней. Электрооборудование бронеавтомобиля работало от напряжения 12 В. Приборы внешнего освещения включали две передние электрические фары, прожектор, устанавливаемый на крыше боевого отделения. В качестве резервного освещения машина оборудовалась двумя керосиновыми или ацетиленовыми фарами. Масса переоборудованного шасси составляло 240 пудов (3931 кг).  Бронекорпус представлял достаточно сложную конструкцию,  состоящую из 6, 5 мм бронелистов приклепанных к стальному каркасу, крепящегося к шасси. Каждый бронелист перед установкой подвергался обстрелу из 3-х линейной винтовки обр. 1891 г. и немецкой,  7, 92 мм системы Маузера с дистанции в 75 шагов (89 - 93 м). Справа над местом водителя в бронированном коробе размещался "зеркальный смотровой прибор", обеспечивающий движение задними ходом. Всю конструкцию, достаточно условно, можно разделить на пять отделений: силовое или моторно - трансмиссионное отделение, отделение управления, где размещались рабочие места командира машины и механика - водителя, под которым размещался топливный бак емкостью в 6 пудов (96 кг). В средней части конструкции размещалось боевое пулеметное отделение, где в левом и правом спонсонах помещались два пулемета обр. 1910 г. На крыше отделения оборудовались три люка без наблюдательных устройств. В нем же размещалась большая часть боекомплекта: зарядный ящик с 32 3 - х дм. артиллерийскими выстрелами и 18 пулеметных коробок, а также инструменты и дополнительное оборудование. Боевое пулеметное отделение отделялось от отделения управления брезентовой шторой. В кормовой части бронеавтомобиля размещалась орудийная башня с 3 дм. (76, 2 мм) пушкой. Орудие устанавливалось на тумбе. Башня четырмя болтами крепилась к плоскому фланцу. Поворот башни в горизонтальной плоскости осуществлялся с помощью трех роликов по круговому броневому погону. Ствол орудия прикрывался массивным броневым кожухом, который служил и для уравновешивания  башни. В башне, кроме орудия, устанавливался третий пулемет, а также боеукладка на 12 артиллерийских выстрелов и две коробки к пулемету (1000 патронов). Башня сообщалась с боевым отделением проходом в нижней части корпуса. Вентиляция осуществлялась с помощью отверстий в крыше башни и боевого отделения. Изнутри корпус обшивался войлоком. Первая машина была сдана в запасную бронероту 16 апреля 1915 г.. После подготовки экипажа машина была отправлена 3 мая того же года в 5 автомобильно - пулеметный взвод  Юго - Западного фронта. К 20 августа были сданы еще 19 бронеавтомобилей. Последняя машина из заказа была поставлена в войска 28 сентября 1915 г. Первые же бои показали, что бронеавтомобили при движении задним ходом, катастрофически теряют и без того невысокую маневренность. В некоторых взводах своевременно были приняты меры к установке дополнительного поста управления при движении назад. Получив информацию об этом, Комиссия по бронеавтомобилям при Главном военно - техническом управлении (ГВТУ), выдало заказ Путиловскому заводу на изготовление и поставку в войска заднего рулевого управления для всех бронеавтомобилей "Русский Гарфорд". Опытный, "головной" образец был изготовлен к 26 января 1916 г.,  был осмотрен комиссией, которая затем произвела его испытания. После всесторонних испытаний, комиссия признала приспособления для заднего управления бронеавтомобилей удовлетворяющей своему назначению. В целом тяжелые бронеавтомобили "Русский Гарфорд", несмотря на низкую подвижность, невысокую скорость, пользовались в войсках известной популярностью благодаря значительной огневой мощи и живучести. Изучив опыт боевого применения "Гарфордов" на фронтах, в Морском ведомстве приняли решение о применении подразделения тяжелых бронеавтомобилей для обороны Ревельской военно - морской базы Балтийского флота. Решено было заказать 18 машин. Заказ разместили на Путиловском заводе 2 сентября 1915 г. Броневики "морской" серии имели некоторые отличия от машин первой. Собирались они на основе удлиненного шасси того же "Гарфорда". Была увеличена толщина бронелистов и размер возимого боекомплекта. Боевая масса бронеавтомобиля соответственно возросла. Конструкция корпуса оставалась без изменений. Все машины серии оборудовались системой заднего управления. Заказ был выполнен к середине декабря 1916 г. и все 18 машин были переданы в состав броневого артиллерийского дивизионы и до окончания боевых действий использовались для обороны Ревельско - Поркалаудской позиции. Большинство машин получили в войсках собственные наименования. Известны следующие названия бронеавтомобилей: "Бессмертный" (5 автомобильно - пулеметный взвод), "Сибиряк" (6 апв), "Святогор" (12 апв), "Добрыня" (14 апв), "Грозный" (15 апв), "Забайкалец" (16 апв), "Колыванец" (17 апв), "Рокот" (18 апв), "Пушкарь" (19 апв), "Громобой" (20 апв), "Витязь" (21 апв), "Михайловец" (22 апв), "Граф Румянцев" (24 апв), "Чудовище" (26 апв), "Решительный" (28 апв), "Забавный" (32 апв), "Дракон" (34 апв), "Баян" (36 апв), "Ревелец" (броневой артиллерийский дивизион), "Непобедимый" (бадн). Существовали бронеавтомобили "Лев", "Уралец" и "Сокол", однако их войсковая принадлежность остается невыясненной. После Октябрьской революции и с началом Гражданской войны в России, не менее 30 машин из 48 выпущенных, оказались в составе Красной Армии. По крайней мере, один "Гарфорд" имелся в составе броневых сил Вооруженных сил юга России (ВСЮР), предположительно, это "Сибиряк" (в последствии "Богатырь"). Пять бронеавтомобилей достались немцам в качестве трофея после заключения Брестского мира и оккупации немецкими войсками Украины и Прибалтики. В последствии эти машины приняли участие в подавлении беспорядков на территории Германии в 1919 г. Три "Гарфорда" были захвачены польской армии в ходе советско - польской войны 1920 г. Одна машина оказалась в вооруженных силах Латвии. После окончания Гражданской войны по состоянию на 1921 г. в составе РККА числились 26 "Гарфордов". В 1923 г. они были переоборудованы в боевые железнодорожные мотодрезины. В 1931 г., в связи со значительным износом и отсутствием запасных частей, машины были сняты с вооружения и утилизированы. Примерно в то же время машины закончили службу и в зарубежных армиях. В Латвии "Гарфорд" также был выведен из состава вооруженных сил и поставлен на долговременное хранение. В     1940 г.,  после вхождения Латвии в состав СССР , он упоминается в документах РККА. Дальнейшая судьба его  неизвестна. К настоящему времени не сохранилось не одной машины.  

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения Бронеавтомобиль обр. 1914 г. Бронеавтомобиль обр.1915 г. (морской)
1 Экипаж чел. 7 7 - 8
2 Вооружение пушка

пулемет

76, 2 мм противоштурмовая обр. 1909 г.

3 х 7, 62мм "Максим" обр. 1910 г.

76, 2 мм противоштурмовая обр. 1909 г.

3 х 7, 62мм "Максим" обр. 1910 г.

3 Боекомплект 76, 2 мм арт. выстрелы

7, 62 мм патроны

44

5000

60

9000

4 Угол горизонтального обстрела пушка

пулеметы в спонсонах

260˚

110˚

260˚

110˚

5 Вес осколочно-фугасной гранаты кг 6, 2 6, 2
6 Начальная скорость полета снаряда м/сек 381 381
7 Мощность двигателя л.с. 30 35
8 Максимальная скорость км/ч до 20 до 20
9 Боевая масса т 8, 6 11
10 Запас хода по топливу км 120 120
11 Емкость топливного бака кг 96 96
12 Длина по корпусу мм 5700 5900
13 Ширина мм 2300 2300
14 Высота по верхнему срезу башни мм 2800 2800
15 Дорожный просвет мм 300 300
16 Колесная формула   4 х 2 4 х 2
17 Бронирование мм 6, 5 8 - 13

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru