Легкий плавающий танк ПТ-76

                                                                                             

 

  

СОДЕРЖАНИЕ:
Бронеавтомобиль РБВЗ С-24-40
Бронеавтомобиль "Русский Остин"
Бронеавтомобиль "Русский ФИАТ"
Легкий танк "Русский Рено"
Легкий танк МС-1 (Т-18)
Танкетка Т-27
Легкий танк Т-40 (Т-30)
Легкий танк Т-60
Легкие танки Т-70, Т-80
Средний танк Т-24
Средний танк  Т-28
Средний танк Т-34-76
Средний танк Т-34-85
Тяжелый танк Т-35
Тяжелый танк КВ (КВ-1)
Тяжелый танк КВ-2
Тяжелый танк КВ-85
Основной боевой танк Т-64А
Основной боевой танк Т-72 "Урал"
Основной боевой танк Т-90 "Владимир"

  

Легкий плавающий танк ПТ-76 ранних выпусков

Легкий плавающий танк ПТ-76

Легкий плавающий танк ПТ-76

Легкий плавающий танк ПТ-76 в окраске для парада Легкий плавающий танк ПТ-76Б с опознавательными знаками морской пехоты ВМФ СССР Легкий плавающий танк ПТ-76Б с опознавательными знаками морской пехоты ВМФ СССР
Легкий плавающий танк ПТ-76Б в деформирующей окраске с опознавательными знаками морской пехоты ЧФ Легкий плавающий танк ПТ-76Б с опознавательными знаками морской пехоты ВМФ СССР с установленной воздухоотводящей трубой Легкий плавающий танк ПТ-76Б с опознавательными знаками морской пехоты ВМФ СССР Легкий плавающий танк ПТ-76Б

Советские военные руководители всегда уделяли должное внимание вопросам преодоления войсками водных преград в ходе наступательной операции. Учитывая, что европейский ТВД (основной для Советской Армии) изобилует большими и малыми реками, являющимися естественными рубежами обороны для соединений и частей вероятного противника и, соответственно, трудно- преодолимым препятствием для наступающей стороны, отечественные военные теоретики в своих разработках предлагали максимально насытить войска средствами преодоления водных преград. Претворяя в жизнь теоретические разработки, еще в 30-х годах прошлого века были созданы и приняты на вооружение легкие плавающие танки Т-37, Т-37А, Т-38 и Т-40, которые, впрочем, почти все были потеряны в начальный период Великой отечественной войны в ходе общего отступления. В итоге к лету 1943 г., когда стратегическая инициатива окончательно перешла к Красной Армии , войска оказались не в должной мере обеспечены амфибийными средствами форсирования водных преград, захвата и удержания плацдармов. Вплоть до окончания войны форсирование крупных рек оставалось значительной проблемой для советского командования, решение которой приводило каждый раз к значительным потерям в живой силе и технике. Учитывая опыт наступательных операций Красной Армии в прошедшей войне, уже в 1946 г. на самом высоком уровне советского руководства было принято решение о создании и принятия на вооружение легкого плавающего танка и плавающего бронетранспортера. На основании этого решения, в том же году специалистами ГБТУ Минобороны было сформулированы тактико-технические требования к проектируемым образцам и техническое задание на их разработку. В соответствии с ними новый плавающий танк вооружался 76 мм пушкой, должен был иметь значительный боекомплект и на плаву перевозить на броне до 20 человек десанта. Проектирование новых машин было возложено на КБ судостроительного завода № 112 "Красное Сормово" (г. Нижний Новгород). К 1948 г. на заводе были изготовлены два опытных образца плавающего танка. В том же году они были представлены на испытания, которые завершились полным провалом. Постановление СМ СССР от 15 августа 1949 г. № 3472 техническое задание на создание проекта и изготовление опытных образцов плавающих танка и бронетранспортера было поручено ВНИИ транспортного машиностроения (ВНИИ-100, г. Санкт-Петербург), подготовка проектной документации возлагалось на КБ Челябинского тракторного завода, предприятием-изготовителем был определен Сталинградский тракторный завод. Общее руководство проектом было возложено на известного советского конструктора танков Ж.Я. Котина, ведущим конструктором был назначен Н.Ф. Шамшурин. К июню 1950 г. были изготовлены опытные образцы объекта 740 (так обозначался проект плавающего танка). С 5 по 29 июля того же года в соответствии с распоряжением СМ СССР были проведены сравнительные государственные испытания объекта 740 и плавающего танка К-90, созданного на военном ремонтном заводе № 2 (г. Москва) под руководства полковника А.Ф. Кравцова на базе тягача М-2. Испытания проводились по беспрецеденто сложной программе в экстремальных условиях и завершились убедительной победой объекта 740, который кроме обязательных элементов программы испытаний, продемонстрировал и неплохие мореходные качества. После устранения незначительных недостатков, выявленных на испытаниях, 6 августа 1951 г. объект 740 постановлением СМ СССР был принят на вооружение под названием ПТ-76. Легкий плавающий танк ПТ-76 имеет классическую компоновку. Бронированный корпус разделен на три отделения: отделение управления, расположенное в носовой части, боевое - в центральной части корпуса и в конической башне а также силовое отделение в кормовой части корпуса, в котором кроме дизельного двигателя В-6 расположены два водометных движителя, впервые примененных на плавающем танке. Серийное производство танка было организовано в том же году, как уже упоминалось на Сталинградском тракторном заводе, которое продолжалось до 1967 г. За это времени было произведено около 4000 единиц. ( В литературе приводятся разное количество произведенных танков: от 2500 до 12 000). В ходе производства конструкция ПТ-76 неоднократно модернизировалась. В 1957 г. на танке установили 76 мм пушку Д-56ТМ с двухкамерным дульным тормозом и эжектором, радиостанцию Р-113, внутренние переговорное устройство Р-120, прибор ночного видения механика-водителя ТВН-2Б, термодымовое устройство ТДА. Высота корпуса была увеличена на 13 мм. В 1959 г. на танк стали устанавливать 76 мм орудие Д-56ТС с двухплоскостным стабилизатором СТП-2П и фильтрветиляционную установку. Танки произведенные после 1959 г. стали называться ПТ-76Б. В 1962 г. на ПТ-76Б устанавливается  гирополукомпас ГПК-59. С 1967 г. на танках ПТ-76 и ПТ-76Б в ходе капитальных ремонтов курсовые пулеметы СГМБ заменяются на ПКТ, радиостанции Р-113 заменяются на Р-123. В Советской Армии танк состоял на вооружении в разведывательных подразделениях полкового и дивизионного звена, а также в морской пехоте. В настоящее время с вооружения снят. На базе ПТ-76 были созданы и серийно производились бронетранспортер БТР-50П, пусковые установки тактических ракетных комплексов 2К1 "Марс" и 2К6 "Луна", дивизионная установка разминирования УР-67. Поставлялся на экспорт в страны - участницы организации Варшавского договора и в Анголу, Афганистан, Бенин, Вьетнам, Гвинею, Гвинею-Биссау, Конго, Египет, Замбию, Индию, Ирак, Индонезию, Камбоджу, Китай, КНДР, Кубу, Лаос, Мадагаскар, Мозамбик, Никарагуа, Сирию, Уганду, Финляндию, Югославию. Некоторое количество трофейных танков состояли на вооружении армии обороны Израиля. Производился в Китае под названием танк "тип 63" (модификация).  Отмечено боевое применение ПТ-76Б в ходе арабо-израильских войн, во вьетнамской войне, в ходе вьетнамо-китайского конфликта, в локальных конфликтах в странах Азии и Африки. Есть сведения об участия танка в межнациональных столкновениях на территории СССР.          

                                      Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения ПТ-76 ПТ-76Б
1 Экипаж чел. 3 3
2 Вооружение пушка

пулемет

76 мм Д-56Т

 1х7,62мм СГМТ

76 мм Д-56ТС

1х7,62 мм СГМТ

3 Боекомплект:  пушка

                             пулемет

шт. 40

1000

40

1000

4 Мощность дизельного двигателя В-6 л.с. 240 240
5 Максимальная скорость км/ч 44 44
6 Скорость на плаву км/ч 10,2 10,2
7 Боевая масса т  14,0  14,4
8 Запас хода по топливу км 260 370
9 Длина по корпусу мм 6910 6910
10 Ширина мм 3180 3140
11 Высота мм 2195 2255
12 Ширина колеи мм 2740 2740
13 Дорожный просвет мм 370 370
14 Бронирование мм 5-13 5-13
15 Максимальная дальность стрельбы из пушки м 12 000 12 000
16 Масса качающейся части орудия кг 1150 1150
17 Максимальная дальность стрельбы из пушки полупрямой наводкой м 4 000 4 000
18 Дальность прямого выстрела бронебойно-трассирующим снарядом УБР-354Б м 780 780
19 Начальная скорость полета снаряда УБР-354Б м/сек 655 655
20 Практическая скорострельность выстр./мин. 7 7
21 Масса снаряда осколочно-фугасного снаряда УОФ-354М кг 6,2 6,2
22 Начальная скорость полета снаряда м/сек 760 760
23 Радиостанция к-т 1х10-РТ-26Э Р-113
24 Внутреннее переговорное устройство к-т ТПУ-47 Р-120
25 Курсоуказатель гирополукомпас ГПК-48 ГПК-59

 

 

© Copyright 2007. А.К. Лысоченко                                                                                                                                              E-mail: cris9@rambler.ru