![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Советские военные руководители всегда уделяли должное внимание вопросам преодоления войсками водных преград в ходе наступательной операции. Учитывая, что европейский ТВД (основной для Советской Армии) изобилует большими и малыми реками, являющимися естественными рубежами обороны для соединений и частей вероятного противника и, соответственно, трудно- преодолимым препятствием для наступающей стороны, отечественные военные теоретики в своих разработках предлагали максимально насытить войска средствами преодоления водных преград. Претворяя в жизнь теоретические разработки, еще в 30-х годах прошлого века были созданы и приняты на вооружение легкие плавающие танки Т-37, Т-37А, Т-38 и Т-40, которые, впрочем, почти все были потеряны в начальный период Великой отечественной войны в ходе общего отступления. В итоге к лету 1943 г., когда стратегическая инициатива окончательно перешла к Красной Армии , войска оказались не в должной мере обеспечены амфибийными средствами форсирования водных преград, захвата и удержания плацдармов. Вплоть до окончания войны форсирование крупных рек оставалось значительной проблемой для советского командования, решение которой приводило каждый раз к значительным потерям в живой силе и технике. Учитывая опыт наступательных операций Красной Армии в прошедшей войне, уже в 1946 г. на самом высоком уровне советского руководства было принято решение о создании и принятия на вооружение легкого плавающего танка и плавающего бронетранспортера. На основании этого решения, в том же году специалистами ГБТУ Минобороны было сформулированы тактико-технические требования к проектируемым образцам и техническое задание на их разработку. В соответствии с ними новый плавающий танк вооружался 76 мм пушкой, должен был иметь значительный боекомплект и на плаву перевозить на броне до 20 человек десанта. Проектирование новых машин было возложено на КБ судостроительного завода № 112 "Красное Сормово" (г. Нижний Новгород). К 1948 г. на заводе были изготовлены два опытных образца плавающего танка. В том же году они были представлены на испытания, которые завершились полным провалом. Постановление СМ СССР от 15 августа 1949 г. № 3472 техническое задание на создание проекта и изготовление опытных образцов плавающих танка и бронетранспортера было поручено ВНИИ транспортного машиностроения (ВНИИ-100, г. Санкт-Петербург), подготовка проектной документации возлагалось на КБ Челябинского тракторного завода, предприятием-изготовителем был определен Сталинградский тракторный завод. Общее руководство проектом было возложено на известного советского конструктора танков Ж.Я. Котина, ведущим конструктором был назначен Н.Ф. Шамшурин. К июню 1950 г. были изготовлены опытные образцы объекта 740 (так обозначался проект плавающего танка). С 5 по 29 июля того же года в соответствии с распоряжением СМ СССР были проведены сравнительные государственные испытания объекта 740 и плавающего танка К-90, созданного на военном ремонтном заводе № 2 (г. Москва) под руководства полковника А.Ф. Кравцова на базе тягача М-2. Испытания проводились по беспрецеденто сложной программе в экстремальных условиях и завершились убедительной победой объекта 740, который кроме обязательных элементов программы испытаний, продемонстрировал и неплохие мореходные качества. После устранения незначительных недостатков, выявленных на испытаниях, 6 августа 1951 г. объект 740 постановлением СМ СССР был принят на вооружение под названием ПТ-76. Легкий плавающий танк ПТ-76 имеет классическую компоновку. Бронированный корпус разделен на три отделения: отделение управления, расположенное в носовой части, боевое - в центральной части корпуса и в конической башне а также силовое отделение в кормовой части корпуса, в котором кроме дизельного двигателя В-6 расположены два водометных движителя, впервые примененных на плавающем танке. Серийное производство танка было организовано в том же году, как уже упоминалось на Сталинградском тракторном заводе, которое продолжалось до 1967 г. За это времени было произведено около 4000 единиц. ( В литературе приводятся разное количество произведенных танков: от 2500 до 12 000). В ходе производства конструкция ПТ-76 неоднократно модернизировалась. В 1957 г. на танке установили 76 мм пушку Д-56ТМ с двухкамерным дульным тормозом и эжектором, радиостанцию Р-113, внутренние переговорное устройство Р-120, прибор ночного видения механика-водителя ТВН-2Б, термодымовое устройство ТДА. Высота корпуса была увеличена на 13 мм. В 1959 г. на танк стали устанавливать 76 мм орудие Д-56ТС с двухплоскостным стабилизатором СТП-2П и фильтрветиляционную установку. Танки произведенные после 1959 г. стали называться ПТ-76Б. В 1962 г. на ПТ-76Б устанавливается гирополукомпас ГПК-59. С 1967 г. на танках ПТ-76 и ПТ-76Б в ходе капитальных ремонтов курсовые пулеметы СГМБ заменяются на ПКТ, радиостанции Р-113 заменяются на Р-123. В Советской Армии танк состоял на вооружении в разведывательных подразделениях полкового и дивизионного звена, а также в морской пехоте. В настоящее время с вооружения снят. На базе ПТ-76 были созданы и серийно производились бронетранспортер БТР-50П, пусковые установки тактических ракетных комплексов 2К1 "Марс" и 2К6 "Луна", дивизионная установка разминирования УР-67. Поставлялся на экспорт в страны - участницы организации Варшавского договора и в Анголу, Афганистан, Бенин, Вьетнам, Гвинею, Гвинею-Биссау, Конго, Египет, Замбию, Индию, Ирак, Индонезию, Камбоджу, Китай, КНДР, Кубу, Лаос, Мадагаскар, Мозамбик, Никарагуа, Сирию, Уганду, Финляндию, Югославию. Некоторое количество трофейных танков состояли на вооружении армии обороны Израиля. Производился в Китае под названием танк "тип 63" (модификация). Отмечено боевое применение ПТ-76Б в ходе арабо-израильских войн, во вьетнамской войне, в ходе вьетнамо-китайского конфликта, в локальных конфликтах в странах Азии и Африки. Есть сведения об участия танка в межнациональных столкновениях на территории СССР.
Тактико-технические характеристики
№№ п.п. |
Наименование характеристики | Единица измерения | ПТ-76 | ПТ-76Б |
1 | Экипаж | чел. | 3 | 3 |
2 | Вооружение | пушка пулемет |
76 мм Д-56Т 1х7,62мм СГМТ |
76
мм Д-56ТС 1х7,62 мм СГМТ |
3 | Боекомплект: пушка пулемет |
шт. | 40 1000 |
40 1000 |
4 | Мощность дизельного двигателя В-6 | л.с. | 240 | 240 |
5 | Максимальная скорость | км/ч | 44 | 44 |
6 | Скорость на плаву | км/ч | 10,2 | 10,2 |
7 | Боевая масса | т | 14,0 | 14,4 |
8 | Запас хода по топливу | км | 260 | 370 |
9 | Длина по корпусу | мм | 6910 | 6910 |
10 | Ширина | мм | 3180 | 3140 |
11 | Высота | мм | 2195 | 2255 |
12 | Ширина колеи | мм | 2740 | 2740 |
13 | Дорожный просвет | мм | 370 | 370 |
14 | Бронирование | мм | 5-13 | 5-13 |
15 | Максимальная дальность стрельбы из пушки | м | 12 000 | 12 000 |
16 | Масса качающейся части орудия | кг | 1150 | 1150 |
17 | Максимальная дальность стрельбы из пушки полупрямой наводкой | м | 4 000 | 4 000 |
18 | Дальность прямого выстрела бронебойно-трассирующим снарядом УБР-354Б | м | 780 | 780 |
19 | Начальная скорость полета снаряда УБР-354Б | м/сек | 655 | 655 |
20 | Практическая скорострельность | выстр./мин. | 7 | 7 |
21 | Масса снаряда осколочно-фугасного снаряда УОФ-354М | кг | 6,2 | 6,2 |
22 | Начальная скорость полета снаряда | м/сек | 760 | 760 |
23 | Радиостанция | к-т | 1х10-РТ-26Э | Р-113 |
24 | Внутреннее переговорное устройство | к-т | ТПУ-47 | Р-120 |
25 | Курсоуказатель | гирополукомпас | ГПК-48 | ГПК-59 |