Тактико-технические характеристи

                                                                                          

 

  

 

Установка разминировани УР-66  Установка разминированияУР-77 "Метеорит" Минный заградитель УМЗ
Подводный разведчик ИПР Разведывательная машина ИРМ "Жук" Путепрокладчик БАТ-М
Траншейная машина  БТМ Котлованная машина МДК-2 Путепрокладчик БАТ-2
Котлованная машина МДК-3 Плавающий автомобиль МАВ  ГАЗ-46 Инженерный танк ИТ-28

 

  

Специальнай автомобиль на базе ЗИС-5 из состава тяжелого механизированного понтонного парка Н2П (автомобиль литер "А") с носовым полупонтоном

Специальнай автомобиль на базе ЗИС-5 из состава тяжелого механизированного понтонного парка Н2П (автомобиль литер "А") со средним полупонтоном

Специальнай автомобиль на базе ЗИС-5 из состава тяжелого механизированного понтонного парка Н2П (автомобиль литер "А") с носовым полупонтоном

Специальнай автомобиль на базе ЗИС-5 из состава тяжелого механизированного понтонного парка Н2П (автомобиль литер "А") с носовым полупонтоном

Специальнай автомобиль на базе ЗИС-5 из состава тяжелого механизированного понтонного парка Н2П (автомобиль литер "Б") с прицепом-роспуском для перевозки пролетных строений

Специальнай автомобиль на базе ЗИС-5 из состава тяжелого механизированного понтонного парка Н2П (автомобиль литер "Б") с прицепом-роспуском для перевозки пролетных строений

Гузовой автомобиль  ЗИС-5 из состава тяжелого  понтонного парка Н2П со специальным прицепом для перевозки буксирно-моторного катера БМК-70

Трактор С-65 "Сталинец" из состава тяжелого  понтонного парка Н2П  со специальным прицепом для перевозки носового полупонтона

Трактор С-65 "Сталинец" из состава тяжелого  понтонного парка Н2П  со специальным прицепом для перевозки среднего полупонтона

Трактор С-65 "Сталинец" из состава тяжелого  понтонного парка Н2П  со специальным прицепом для перевозки носового полупонтона Трактор С-65 "Сталинец" из состава тяжелого  понтонного парка Н2П  со специальным прицепом для перевозки носового полупонтона

Задача преодоления (форсирования) водной преграды, которую приходится выполнять в ходе наступления, традиционно считается наиболее сложной для войск. Общеизвестно, что отступающая сторона всегда стремиться закрепиться на рубеже водной преграды, используя ее как труднопреодолимое для наступающих войск препятствие. В полосе обороны, как правило, заблаговременно разрушаются железнодорожные и автомобильные мосты, участки местности пригодные для устройства переправ минируются, в предполье, перед передним краем оборудуются участки с различными видами заграждений. Артиллерия обороняющихся заранее пристреливает и создает реперы на местности в предполагаемых районах сосредоточения наступающих войск и в районах наиболее выгодных для устройства переправ. В районах обороны и опорных пунктах проводятся всесторонние мероприятия инженерного обеспечения и оборудования позиций. Словом, отступающий противник, имеющий в своем тылу реку с широким руслом и достаточной протяженности (во избежание обходов), а также располагающий временем для подготовки рубежа обороны, имеет все шансы нанести наступающим войскам решающее поражение. Преодоление водной преграды в подобных условиях чревато значительными потерями в живой силе, вооружении и военной технике для наступающих войск. Успех форсирования водной преграды, захват плацдармов с последующим прорывом обороны противника во многом зависит от обеспеченности войск средствами преодоления водных преград. Важнейшими из таких средств являются разные виды понтонных парков, позволяющие в короткое время оборудовать мостовые и паромные переправы. До начала 30-х годов прошлого века на вооружении понтонно-мостовых частей и подразделений Русской, а в последствии и Красной армий состоял неплохо себя зарекомендовавший в период I мировой войны понтонно-весельный парк обр. 1872 г. системы П.П. Томиловского, перевозимый на специальных повозках системы полковника М.Я. Доморадского с помощью конной тяги. Его основу составляли 44 носовых и 12 средних металлических полупонтонов. С помощью комплекта парка имелась возможность
оборудовать понтонную переправу грузоподъемностью до 20 т и длиной 224 м. В конце 20-х - начале 30-х годов советское военное руководство начало активно осуществлять реформу вооруженных сил, направленную на создание массовых механизированных подвижных войск. Основываясь на опыте минувшей мировой войны, военные теоретики не без основания полагали, что соединения и части имеющие на вооружении значительное количество танков и бронеавтомобилей, при поддержке артиллерии на мех. тяге и авиации, способны не только прорывать хорошо укрепленные полосы обороны на всю глубину, но и обеспечивать эффективное преследование отходящих войск противника, не давая тому оторваться и закрепиться на выгодных рубежах. Наличие на вооружении современных, механизированных средств преодоления водных преград, способных передвигаться непосредственно за боевыми порядками войск первых эшелонов, приобретало едва ли не первостепенное значение, особенно на европейском ТВД, характеризующимся наличием большего количество крупных рек и озер. Перевозимый конной тягой парк Томиловского использовать для обеспечения боевых действий подвижных войск не представлялось возможным: комплект парка перемещался слишком медленно, оборудование переправ из-за отсутствия средств механизации процесса сборки мостов и паромов недопустимо затягивалось. Кроме того, в СССР в начале 30-х годов уже приступили к созданию тяжелых и средних танков массой более 20 т. Переправу такой техники парк Томиловского так же не обеспечивал. В 1930 г. РВС СССР принимается программа "Система инженерного вооружения". В рамках этой программы на научные коллективы инженерного факультета Ленинградской Военно-технической академии (до 2006 г. Военно-инженерная академия им. Куйбышева г. Москва) и Инженерного института РККА (ныне 15-й ЦНИИИ инженерных войск им. Карбышева пгт Нахабино Московской области) была возложена задача по созданию тяжелого понтонного механизированного парка для замены в войсках парка Томиловского. Для непосредственной работы по созданию нового парка была создана группа военных инженеров в составе С.В. Завадского, Б.Н. Корчемкина, Н.А. Тренке и А.И. Угличиничева под руководством профессора И.Г. Попова. Проект элементов парка создавался на основе конструкторских решений аналогичных элементов парка системы Томиловского. К середине 1931 г. опытно-конструкторские работы были в основном завершены и осенью того же года проект поступил на рассмотрение в Военно-инжинерное управление РККА. В 1932 г. парк был принят на вооружение под обозначением "Тяжелый понтонный парк Н2П обр. 1932 г." Производство комплекта парка первоначально планировалось организовать на Коломенском машиностроительном заводе (ныне ОАО "Коломенский завод"), однако из-за технологических трудностей и отсутствия опыта в производстве подобной продукции на выбранном предприятии, заказ передали в том же году на Мордовщиковский судомостовой завод (ныне ОАО "Окская судоверфь" г. Навашино Нижегородской области). До начала Великой Отечественной войны было изготовлено и поставлено в войска 45 комплектов парка Н2П. За годы войны было произведено еще 96 комплектов, кроме того начиная с 1942 г. и до конца войны в армейских и фронтовых инженерных мастерских было изготовлено 293 комплекта деревянного аналога Н2П - ДМП-41 и ДМП-42. Производство Н2П было завершено во второй половине 1945 г..

 Тяжелый понтонный парк Н2П предназначен для наведения мостов на плавучих опорах грузоподъемностью от 16 до 60 тонн, организации паромных переправ грузоподъемностью от 16 до 60 тонн, а также в исключительных случаях и для организации десантных переправ стрелковых подразделений и артиллерийских систем калибра до 76мм включительно с использованием понтонов в качестве десантных средств. Кроме того, парк Н2П позволяет возводить мосты на жестких опорах длиной 45 метров под грузы 16 тонн или длиной 26 метров под грузы 24 тонны. В комплект парка входили четыре группы имущества: группа понтонов, группа верхних строений, группа козловых опор, группа моторных средств и имущество не вошедшее в группы.
В группы включались:
Группа понтонов:
- носовых полупонтонов ............................................. 33
- средних полупонтонов .............................................. 16
Группа верхних строений:
- полупрогоны ........................................................... 210
- щиты настилочные нормальные ...........................  450
- щиты лобовые .......................................................... 48
- доски связи ................................. ...............................36
- брусы колесоотбойные длинные............................. 108
- брусы колесоотбойные короткие .............................36
- въездные аппарели ................................................... 16
Группа козловых опор:
- перекладины козловые ................................................6
- ноги козловые ............................................................12
- шпоры козловые............................. ...........................12
- консольные балки ......................................................27
Группа моторных средств:
- буксирно-моторные катера БМК-70 (БМК-90) .......... 3
- легкие катера типа полуглиссер НКЛ-27.................... 3
- забортные агрегаты СЗ-20 или мотор-
-весла МВ-72 (МВ-180) ..................................................16
Прочие средства:
- саперный дальномер ......................................................3
- гидроспидометры .......................................................... 3
- костюмы плавательные ПКТ ......................................  6
- круги спасательные .....................................................48
- тали цепные 3-х тонные................................................ 3
- колесный ход ............................................................... 96
Носовые и средние полупонтоны использовались в качестве наплавных опор понтонного моста, элементов для сборки паромных и десантных средств преодоления водной преграды и представляют собой металлическую конструкцию коробчатого типа, открытую сверху. Основу конструкции полупонтона составляет стальной каркас, в свою очередь, состоящий из стрингера и ряда шпангоутов,обшитых стальными 1, 5 мм листами. Скуловой пояс полупонтона на месте соединения бортов с днищем выполняется из стальных полос толщиной 2, 5 мм. Во всех видах сборок полупонтоны самостоятельно не используются, а соединяются в одинарные (2 полупонтона) или полуторные (3 полупонтона) понтона. Изделия из групп верхних строений и козловых опор представляют собой простые металлические конструкции, предназначенные для сборки настила моста, ограждений, а также жестких мостовых опор. Буксирные катера предназначены для буксировки передвижных паромов. Могут использоваться для механизации сборочных работ при наведении наплавных мостов. Катер БМК-70 имеет сваренный из 1,5 мм стальных листов корпус. Носовая часть несколько приподнята. на днище смонтирован металлический туннель для винта трубчатого типа. Носовая и кормовая части корпуса катера прикрыты металлическими палубами. В качестве двигателя используется карбюраторный двигатель ЗИС-5 (может устанавливаться двигатель ГАЗ-11). Легкий быстроходный катер НКЛ-27 предназначен для разведки рек и связи. Может использоваться для механизации сборочных работ во время оборудования переправ различных типов. Забортные агрегаты и мотор-весла служат для перемещения полупонтонов во время сборки моста. В виде исключения, могут применяться для перемещения паромов и десантных средств. Представляют собой устройства состоящие из маломощного карбюраторного двигателя, толкающего винта и средств управления. Монтируются в кормовой части полупонтона. Устройство мотор-весло получило свое название из-за формы толкающего винта, формой напоминающей весло. Колесный ход (по два на полупонтон) предназначены для перемещения разгруженных полупонтонов к воде. Допускается буксировка полупонтонов на колесном ходу на небольшие расстояния.
Понтонный парк Н2П поставлялся в войска без средств транспортировки. Парк поступивший на вооружение моторизованного понтонно-мостового батальона, уже в войсках комплектовали специальными автомобилями на базе 3-х тонного грузового автомобиля ЗИС-5 и прицепами-роспусками. В войсковой комплект моторизованного парка Н2П входили:
-специальные автомобили ЗИС-5 для транспортировки полупонтонов...................................................................................................48
- специальные автомобили ЗИС-5 для буксировки прицепов-роспусков и для перевозки пролетных строений, опор и аппарелей.............................................................................34
- специальные автомобили ЗИС-5 для буксировки буксирных катеров........3
- специальные автомобили для буксировки легких быстроходных катеров 3
- специальные прицепы-роспуски...................................................................34
- прицепы для перевозки катеров.................................................................... 6
- автомобиль-заправщик БЗ-35.........................................................................1
Всего в комплект моторизованного парка включалось 89 автомобилей.
На вооружении понтонно-мостовых батальонов имелся лишь комплект парка со специальными прицепами, но без средств тяги. В случае необходимости для перевозки комплекта парка батальону придавалось автомобильное подразделение. Для перевозки парка с помощью необорудованных бортовых автомобилей требовалось 62 3-х тонных грузовых машин. Нередко, особенно в период войны для перевозки комплекта парка понтонно-мостовому батальону придавалось аналогичное количество гусеничных транспортных тракторов. С началом серийного производства парка его конструкция и состав постоянно совершенствовались. В 1935 г. был изготовлен опытный комплект парка выполненный из алюминиевого сплава, однако из-за общего дефицита этого металла в стране, от серийного производства таких парков пришлось отказаться. В том же году был спроектирован и введен в комплект парка буксирный катер БМК-70. Надо отметить, что парки Н2П выпуска 1932-1936 гг средств механизации процесса сборки переправочных средств не имели. В следующем 1936 г. в состав парка включаются забортные агрегаты СЗ-20. В 1941 г. парк проходит незначительную модернизацию. Модификация под обозначением Н2П-41 принимается на вооружение и к серийному производству. Основное отличие модификации от первоначальной модели состояло в упрощении конструкции полупрогонов и козловых опор. Количество буксирных катеров и легких быстроходных катеров в комплекте было уменьшено до двух каждого вида. Как уже упоминалось, в годы войны в войсковых мастерских производились упрощенные деревянные аналоги Н2П - понтонные парки ДПМ-41 и ДПМ-42. В 1943 г. маломощные забортные агрегаты СЗ-20 заменяются на более совершенные мотор-весла М-72. Последняя модернизация парка была проведена в 1945 г. Изменения коснулись конструкции элементов каркаса полупонтонов, в связи с чем заметно изменились их очертания, в конструкции козловых опор была увеличена длина ригелей, а также элементов настила. Новая модификация парка получила обозначение Н2П-45. До конца войны было произведено всего несколько комплектов таких парков, после чего серийное производство понтонных парков типа Н2П было прекращено. Тяжелый понтонный парк Н2П до конца войны оставался одним из лучших парков этого типа. Его конструкция была заимствована при проектировании нескольких зарубежных парков. Несколько комплектов парка, захваченные немцами в начальный период войны использовались в вермахте.

По предвоенным штатам парки Н2П должны были иметь:

- Инженерный полк РВГК (существовало 18 инженерных полков) - 1 парк Н2П (и 1 легкий парк Н2П);
- Понтонно-мостовой полк РВГК(существовало 16   таких полков) - 2 парка Н2П;
- Отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон армии -1 парк Н2П;
- Отдельный резервный парк Н2П армии;
- Отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон танковой дивизии -1 парк Н2П.

Возможности парка Н2П обр. 1932г. по наводке   мостов:


- Наплавной мост под грузы 16 тонн (10 тонн на ось) длиной 167 метров за  2 часа. Расчет личного состава - 33 сапера, 264 понтонера.
- Наплавной мост под грузы 20 тонн (10 тонн на ось) длиной 167 метров за  4 часа 10 мин. Расчет личного состава - 36 сапера, 288 понтонеров.
- Наплавной мост под грузы 30 тонн (15 тонн на ось) длиной 106 метров за  2 часа 13 минут. Расчет личного состава - 22 сапера, 264 понтонера.
- Наплавной мост под грузы 35 тонн (15 тонн на ось) длиной 108 метров за  4 часа 16 минут. Расчет личного состава - 24 сапера, 288 понтонеров.
- Наплавной мост под грузы 40 тонн (15 тонн на ось) длиной 84метра за  3 часа 18 минут. Расчет личного состава - 25 саперов, 300 понтонеров.
- Наплавной мост под грузы 60 тонн (15 тонн на ось) длиной 61 метр за  3 часа 10 минут. Расчет личного состава - 22 сапера, 264 понтонеров.
- Мост на жестких опорах под грузы 16 тонн (10 тонн на ось) длиной 45 метров за  1.5 часа. Расчет личного состава - 9 саперов, 72 понтонера.
- Мост на жестких опорах под грузы 24 тонны (10 тонн на ось) длиной 26 метров за  2 часа. Расчет личного состава - 9 саперов, 72 понтонера.

 

 

© Copyright 2007. А.К. Лысоченко                                                                                                                                              E-mail: cris9@rambler.ru