Войсковые испытания и опыт эксплуатации ГМЗ
выявили ряд конструкторских недоработок проекта. Так, оказалось невозможным
пополнение боекомплекта мин при не полной его установки, т.е. для того чтобы
загрузить новый боекомплект, нужно было выложить старый в полном объеме, рабочие
места командира машины и оператора не были оборудованы приборами наблюдения, что
значительно снижало эффективность и безопасность боевой работы. ОКР по
модернизации машины в ОКБ-3 Уралтрансмаша началась уже в 1962 г. Новая машина
получила заводское обозначение "Объект 118М". Новый заградитель отличалась от ГМЗ
следующим: боевая масса уменьшилась на 1000 кг, общая длина машины увеличилась
на 70 см, применена подвеска ходовой части торсионного типа, появились
возможности пополнения боекомплекта мин до полного его использования и
отключения механизма автоматического взведения взрывателей мин, на рабочих
местах командира и оператора установлены наблюдательные приборы. Модификация под названием Гусеничный минный
заградитель ГМЗ-2 была принята на вооружение приказом Начальника
инженерно-саперных войск от 14 декабря 1967 г. В 1980 г. в ОКБ
Уралтрансмаша под общим руководством главного конструктора Ю.В. Юмашова,
ведущего инженера-конструктора Л.А. Ваганова были начаты ОКР по очередной
модернизации гусеничного минного заградителя. Из состава специального
оборудования машины исключались система ТДА, система ПАЗ. Взамен ТДА в кормовой
части по обоим бортам устанавливались по три 81 мм мортирок запуска дымовых
гранат 3Д6М 902В "Туча-2". На машину устанавливалась навигационная аппаратура
ТНА-4-1. Мощность двигателя была увеличена до 520 л.с., что позволило
поднять максимальную скорость движения машины до 60 км/ч. В 1984 г. машина была принята на вооружение под названием
Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3. Серийное производство нового заградителя
организовано на Уралтрансмаше с 1985 г.
Гусеничный минный заградитель представляет собой бронированную на
гусеничном ходу машину, способную обеспечить защиту экипажа от пуль и осколков,
боевую работу в условиях применения противником оружия массового поражения (ОМП)
и предназначенная для механизированной установки противотанковых мин в грунт
(снег) на путях выдвижения танков и бронемашин противника. Взвод ГМЗ по штату
входил в состав отдельного инженерно-саперного батальона мотострелковых и
танковых дивизий. По штатам 1987 г. такой же взвод входил в состав отдельных
инженерно-саперных рот мотострелковых и танковых полков. В условиях боевых
действий эти взводы входили в состав подвижных отрядов заграждения (ПОЗ),
входящих в систему противотанковой обороны дивизий и полков. Экипаж ГМЗ состоит
из трех человек: командир машины, оператор и механик-водитель.
В состав оборудования ГМЗ-2 входят:
1. Средства разведки и наблюдения: ночной перископический прибор
механика-водителя ТВН-2БМ (на ГМЗ - ПНВ-57Т), четыре
призматических наблюдательных приборов ТКН-5А (на ГЗМ - два), рентгенометр
ДП-3Б ( на ГМЗ-3 -
прибор радиационной и химической разведки (ПРХР) ГО-27).
2. Средства связи: радиостанция Р-113
( на ГМЗ-2 и ГМЗ-3 - Р-123М),
внутреннее переговорное
устройство (ВПУ) Р-124 (1Т803М) на четыре абонента.
3. Средства навигации и ориентирования:
на ГМЗ-3:
гирокурсоуказатель 1Г13М; автономная аппаратура
топогеодезической привязки 1Т121: артиллерийский гирокомпас
1Г25-1, курсопрокладчик КП-4 (1В44), механический датчик пути;
визир ориентирования 1Т25, перископическая артиллерийская буссоль
ПАБ-2АМ, дальномер саперный типовой ДСТ-451 (ДСП-30), номограмма
инструментального хода (НИХ).
4. Средства сигнализации: укладка для ракетницы
СПШ и комплекта осветительных ракет.
5. Вооружение: 7, 62 мм пулемет ПКТ (СГМБ),
боекомплект 1500 7, 62 мм патронов обр. 1908 г., 208 противотанковых мин (ТМ-57,
ТМ-62М, ТМ-62П2 и ТМ-62Т), укладка на 10 ручных гранат, укладки для двух
автоматов экипажа, устройство дымопуска ТДУ (на ГМЗ-3 - шесть 81 мм мортирок
902В "Туча-2").
6. Инженерное имущество: специальное
оборудование в составе: механизм отбора мощности, кассета, выдающий механизм,
разрешающий механизм, отсчитывающие механизмы, промежуточная направляющая
спусковой транспортер, плужное устройство, гидравлическая система, приводы
системы управления, комплект шанцевого инструмента, укладка
для маскировочной сети с размером полотна 6000х9000 мм.
7. Средства жизнеобеспечения:
система противоатомной защиты в составе: узлы герметизации, механизмы закрывания
люков две фильтр - вентиляционных установок (ФВУ)
с фильтр - поглотителем ФПТ-200М, электрооборудования и средств
контроля, дегазационный комплект ДК-4 , огнетушитель
ОУ-2, отопительно-вентиляционная установка .
8. Средства электропитания: генератор
Г-6, 5С, реле-регулятор Р-5М, фильтр Ф-5, четыре аккумуляторных батареи (АКБ) 6СТЭН-140М.
ГЗМ (ГЗМ-2, ГЗМ-3) состоит из следующих основных узлов и
агрегатов: бронекорпус, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть,
электрооборудование и специальное оборудование. Бронекорпус является несущим
элемент конструкции ГЗМ и представляет собой пространственную конструкцию
коробчатой формы сваренной из броневых листов. В бронекорпусе расположены:
Силовое отделение: предназначено для размещения
силовой установки и силовой передачи базовой машины. Оно расположено в носовой
части корпуса, справа от отделения управления. В силовом отделении расположены:
дизельный двигатель В-105В (на ГЗМ - В-54, ГМЗ-3 - В-59УМС) и его системы, входящие в состав
силовой установки: главный фрикцион, коробка передач, планетарные механизмы
поворота, нагнетатель наружного воздуха. Силовое отделение подразделяется на три
отсека: передний - силовой передачи, задний правый - блока системы охлаждения,
задний левый - для размещения двигателя с его системами на раме. Отделение
отделено от остального внутреннего пространства тремя перегородками:
трансмиссионной, моторной и минной.
Минное отделение: предназначено для
размещения основных элементов специального оборудования ГМЗ. Оно расположено в
средней части корпуса по всей ширине машины. В минном отделении расположены:
кассета с боекомплектом мин, выдающий механизм, отсчитывающие механизмы,
топливные баки, ФВУ системы ПАЗ, гидравлические амортизаторы задних опорных
катков, механизмы натяжения гусениц и оси направляющих колес ходовой части.
Отделение управления:
предназначено для размещения рабочих мест командира машины и механика-водителя.
Оно располагается в левой по ходу ГМЗ носовой части машины. В отделении
размещаются: рычаги и педали приводов управления силовой передачи, силовой
установки и электрооборудования, контрольно-измерительные приборы
механика-водителя. Приборы наблюдения командира и механика-водителя,
рентгенометр с выносным пультом и радиометрический блок защиты системы ПАЗ (на
ГМЗ-3 - прибор РХР ГО-27), а
также радиостанция с блоком питания и приборы ВПУ.
Отделение оператора: отделение предназначено для размещения рабочего
места оператора. Оно расположено в кормовой части корпуса по всей ширине
заградителя. В нем размещены: пульт управления оператора, прибор ВПУ, блок гидроагрегатов,
рычаги приводов управления, полик отделения с установленном на нем сидением
оператора, промежуточная направляющая, вторая ФВУ и механизмы закрывания окон
для выхода мин системы ПАЗ (на ГЗМ-3 отсутствуют).
Снаружи корпуса машины установлены: пулемет ПКТ на турельной установке (на
башенке командира), элементы ходовой части, плужное устройство и спусковой
механизм специального оборудования, а также прожекторы, фары, габаритные фонари и
звуковой сигнал.
Ходовая часть состоит из гусеничного движителя и подвески. Гусеничный
движитель предназначен для сообщения заградителю поступательного движения и
состоит из двух гусениц, двух ведущих колес, расположенных в передней части,
двух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц, четырнадцати опорных
катков (по семь с каждого борта) и восьми поддерживающих катков (по четыре с
каждого борта). В кривошипе левого направляющего колеса смонтирован механизм
отбора мощности для специального оборудования. Индивидуальная подвеска
торсионного типа связывает гусеничный движитель с корпусом заградителя и
смягчает удары, действующих на корпус при движении. Подвеска состоит из
торсионных валов, балансиров, блоков подвески, ограничителей хода балансиров и
гидравлических амортизаторов.
Трансмиссия
(силовая передача) предназначается для передачи мощности от двигателя к
ведущим колесам боевой машины. Она размещается в переднем отсеке силового
отделения (состав основных узлов и механизмов см. выше).
Установка
мин производится только при движении заградителя. Мины из кассеты с помощью
выдающего механизма поступают в спусковой транспортер и в зависимости от
положения плужного устройства, устанавливаются на грунт или в грунт.
Тактико-технические характеристики
№№ п.п. |
Наименование характеристики |
Единица измерения | ГМЗ | ГМЗ-2 | ГМЗ-3 |
1 | Тип базовой машины | Объект 105 (118) | Объект 118М (123) | Объект 318 | |
2 | Экипаж | чел. | 3 | 3 | 3 |
3 | Боекомплект (мины) | шт. | 208 | 208 | 208 |
4 | Боекомплект (7, 62 мм патроны) | шт. | 1500 | 1500 | 1500 |
5 | Длина по корпусу | мм | 9230 | 9300 | 9300 |
6 | Ширина | мм | 3250 | 3250 | 3250 |
7 | Высота | мм | 2720 | 2700 | 2700 |
8 | Колея | мм | 2720 | 2720 | 2720 |
9 | Дорожный просвет | мм | 450 | 450 | 450 |
10 | Максимальная скорость движения по шоссе/ грунтовой дороги | км/ч | 45/27 | 45/27 | 60/30 |
11 | Преодолеваема глубина брода | м | до 1 | до 1 | до 1 |
12 | Мощность двигателя | л.с. | 400 | 400 | 520 |
13 | Заправочная емкость топливных баков | л | 600 | 600 | 700 |
14 | Запас хода по топливу | км | 350 | 350 | 500 |
15 | Боевая масса | кг | 28500 | 27500 | 28500 |
16 | Скорость минирования при установки мин на поверхность | км/ч | до 16 | до 16 | до 16 |
17 | Скорость минирования при установки мин в грунт | км/ч | до 6 | до 6 | до 6 |
18 | Скорость минирования при установки мин в снег | км/ч | до 10 | до 10 | до 10 |
19 | Шаг установки мин | м | 4 и 5,5 | 4 и 5,5 | 4 и 5,5 |
20 | Время установки мин в один ряд | мин. | 8-10 | 8-10 | 10 |
21 | Время перезарядки боекомплекта мин | мин. | 15-20 | 15-20 | 15-20 |
22 | Максимальный угол подъема при минировании | ˚ | до 15˚ | до 15˚ | до 15˚ |
23 | Радиостанция | Р-113 (Р-123) | Р-123М | Р-123М |