ГУСЕНИЧНЫЙ МИННЫЙ ЗАГРАДИТЕЛЬ ГЗМ (ГЗМ-2, ГЗМ-3)

 

 

Средства механизации установки минно-взрывных заграждений

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Инженерно - саперные войска
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Установка разминирования УР-67
Установка разминирования УР-77 "Метеорит"
Минный заградитель УМЗ
Подводный разведчик ИПР
Разведывательная машина ИРМ "Жук"
Путепрокладчик БАТ-М
Траншейная машина  БТМ
Котлованная машина МДК-2
Путепрокладчик БАТ-2
Котлованная машина МДК-3
Плавающий автомобиль МАВ  ГАЗ-46
Инженерный танк ИТ-28
Понтонный парк Н2П

 

 

 

 

 

 

   Одной из важнейших задач инженерного обеспечения боевых действий войск является устройство минно - взрывных заграждений (МВЗ) на путях возможного выдвижения войск противника и, особенно, на танкоопасных направлениях. Своевременно установленные МВЗ позволяют эффективно решать следующие основные задачи: нанесение чувствительных потерь наступающим группировкам войск противника, задержка продвижения подразделений противника в походных, предбоевых и боевых порядках, воспрещение его маневра силами и средствами. Однако, устройство МВЗ вручную весьма трудоемкое мероприятие, требует времени и привлечения большего количества личного состава. По этой причине, такое МВЗ может быть устроено только заблаговременно. Решением проблемы оперативной установки МВЗ могло быть создание средств механизации установки мин, особенно, противотанковых. 4 февраля 1956 г. вышло в свет Постановление Совета Министров СССР (СМ СССР), в котором излагалась концепция создания нового средства механизации установки противотанковых МВЗ, им же и определялся головной разработчик новой машины, им стало ОКБ-3 Уральского завода транспортного  машиностроения (ныне ОАО "Уральский завод транспортного машиностроения", Уралтрансмаш, г. Екатеринбург). Разработка "Объекта 118" (заводской шифр опытно-конструкторских работ (ОКР), изделия) была начата в том же году под общим руководством главного конструктора ОКБ завода Г.С. Ефимова, его заместителя Е.А. Карлинского. Ведущими инженерами - конструкторами по секторам ОКР были назначены Ю.М. Никитин, Ю.П. Сарапульцев, Ю.А. Симонян. Под шасси новой машины был выбран "Объект 105", разработанный на том же предприятии для 100 мм самоходной установки СУ-100П, принятую в конце сороковых годов на вооружение, но серийно не производившуюся. "Объект 105" была для своего времени новаторской разработкой гусеничной машины. На ней впервые были применены резинометаллические шарниры соединения траков гусеницы, что значительно повышало износоустойчивость ходовой части, коробка передач, позволяющая вращать гусеницы обоих бортов в разных направлениях, что значительно снизило радиус разворота машины. На одной из первых, на машине устанавливалась термодымоаппаратура (ТДА) и система противоатомной защиты (ПАЗ). В комплекте машины был предусмотрен нашлемный прибор ночного видения ПНВ-57Т для механика-водителя. ОКР, заводские и государственные испытания минного заградителя, создание пакетов конструкторской и технологической документации продолжались в течении 1956-1960 гг. Приказом Министра Обороны СССР (МО СССР) машина была принята на вооружение инженерно-саперных частей Советской Армии под названием "Гусеничный минный заградитель" ГМЗ. Серийное производство ГМЗ было организовано в 1961 г. на Уралтрансмаше и продолжалось до 1969 г. включительно.
    Войсковые испытания и опыт эксплуатации ГМЗ выявили ряд конструкторских недоработок проекта. Так, оказалось невозможным пополнение боекомплекта мин при не полной его установки, т.е. для того чтобы загрузить новый боекомплект, нужно было выложить старый в полном объеме, рабочие места командира машины и оператора не были оборудованы приборами наблюдения, что значительно снижало эффективность и безопасность боевой работы. ОКР по модернизации машины в ОКБ-3 Уралтрансмаша началась уже в 1962 г. Новая машина получила заводское обозначение "Объект 118М". Новый заградитель отличалась от ГМЗ следующим: боевая масса уменьшилась на 1000 кг, общая длина машины увеличилась на 70 см, применена подвеска ходовой части торсионного типа, появились возможности пополнения боекомплекта мин до полного его использования и отключения механизма автоматического взведения взрывателей мин, на рабочих местах командира и оператора установлены наблюдательные приборы. Модификация под названием Гусеничный минный заградитель ГМЗ-2 была принята на вооружение приказом Начальника инженерно-саперных войск от 14 декабря 1967 г. В 1980 г.  в ОКБ Уралтрансмаша под общим руководством главного конструктора Ю.В. Юмашова, ведущего инженера-конструктора Л.А. Ваганова были начаты ОКР по очередной модернизации гусеничного минного заградителя. Из состава специального оборудования машины исключались система ТДА, система ПАЗ. Взамен ТДА в кормовой части по обоим бортам устанавливались по три 81 мм мортирок запуска дымовых гранат 3Д6М 902В "Туча-2". На машину устанавливалась навигационная аппаратура ТНА-4-1.  Мощность двигателя была увеличена до 520 л.с., что позволило поднять максимальную скорость движения машины до 60 км/ч.  В 1984 г. машина была принята на вооружение под названием Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3. Серийное производство нового заградителя организовано на Уралтрансмаше с 1985 г.
     Гусеничный минный заградитель представляет собой бронированную на гусеничном ходу машину, способную обеспечить защиту экипажа от пуль и осколков, боевую работу в условиях применения противником оружия массового поражения (ОМП) и предназначенная для механизированной установки противотанковых мин в грунт (снег) на путях выдвижения танков и бронемашин противника. Взвод ГМЗ по штату входил  в состав отдельного инженерно-саперного батальона мотострелковых и танковых дивизий. По штатам 1987 г. такой же взвод входил в состав отдельных инженерно-саперных рот мотострелковых и танковых полков. В условиях боевых действий эти взводы входили в состав подвижных отрядов заграждения (ПОЗ), входящих в систему противотанковой обороны дивизий и полков. Экипаж ГМЗ состоит из трех человек: командир машины, оператор и механик-водитель.
      В состав оборудования ГМЗ-2 входят:
 1. Средства разведки и наблюдения: ночной перископический прибор механика-водителя  ТВН-2БМ (на ГМЗ - ПНВ-57Т), четыре призматических наблюдательных  приборов ТКН-5А (на ГЗМ - два), рентгенометр ДП-3Б  ( на ГМЗ-3 - прибор радиационной и химической разведки (ПРХР) ГО-27).
  2. Средства связи:  радиостанция Р-113 ( на ГМЗ-2 и ГМЗ-3 - Р-123М),  внутреннее переговорное устройство (ВПУ) Р-124 (1Т803М) на четыре абонента.
  3. Средства навигации и ориентирования: на ГМЗ-3: гирокурсоуказатель 1Г13М; автономная аппаратура топогеодезической привязки 1Т121: артиллерийский гирокомпас 1Г25-1, курсопрокладчик КП-4 (1В44), механический датчик пути;  визир ориентирования 1Т25, перископическая артиллерийская буссоль ПАБ-2АМ, дальномер саперный типовой ДСТ-451 (ДСП-30), номограмма инструментального хода (НИХ).
   4. Средства сигнализации:  укладка для ракетницы СПШ и комплекта осветительных ракет.
   5. Вооружение:  7, 62 мм пулемет ПКТ (СГМБ), боекомплект 1500 7, 62 мм патронов обр. 1908 г., 208 противотанковых мин (ТМ-57, ТМ-62М, ТМ-62П2 и ТМ-62Т), укладка на 10 ручных гранат, укладки для двух автоматов экипажа, устройство дымопуска ТДУ (на ГМЗ-3 - шесть 81 мм мортирок 902В "Туча-2"). 
   6. Инженерное имущество: специальное оборудование в составе: механизм отбора мощности, кассета, выдающий механизм, разрешающий механизм, отсчитывающие механизмы, промежуточная направляющая спусковой транспортер, плужное устройство, гидравлическая система, приводы системы управления, комплект шанцевого инструмента, укладка для маскировочной сети с размером полотна 6000х9000 мм.
   7. Средства жизнеобеспечения: система противоатомной защиты в составе: узлы герметизации, механизмы закрывания люков две  фильтр - вентиляционных установок (ФВУ) с фильтр - поглотителем ФПТ-200М, электрооборудования и средств контроля, дегазационный комплект ДК-4 ,  огнетушитель ОУ-2, отопительно-вентиляционная установка .
   8. Средства электропитания:  генератор Г-6, 5С, реле-регулятор Р-5М, фильтр Ф-5,  четыре аккумуляторных батареи (АКБ) 6СТЭН-140М.
    ГЗМ (ГЗМ-2, ГЗМ-3) состоит из следующих основных узлов и агрегатов: бронекорпус, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, электрооборудование и специальное оборудование. Бронекорпус является несущим элемент конструкции ГЗМ и представляет собой пространственную конструкцию коробчатой формы сваренной из броневых листов. В бронекорпусе расположены:
     Силовое отделение: предназначено для размещения силовой установки и силовой передачи базовой машины. Оно расположено в носовой части корпуса, справа от отделения управления. В силовом отделении расположены: дизельный двигатель В-105В (на ГЗМ - В-54, ГМЗ-3 -    В-59УМС) и его системы, входящие в состав силовой установки: главный фрикцион, коробка передач, планетарные механизмы поворота, нагнетатель наружного воздуха. Силовое отделение подразделяется на три отсека: передний - силовой передачи, задний правый - блока системы охлаждения, задний левый - для размещения двигателя с его системами на раме. Отделение отделено от остального внутреннего пространства тремя перегородками: трансмиссионной, моторной и минной.
     Минное отделение: предназначено для размещения основных элементов специального оборудования ГМЗ. Оно расположено в средней части корпуса по всей ширине машины. В минном отделении расположены: кассета с боекомплектом мин, выдающий механизм, отсчитывающие механизмы, топливные баки, ФВУ системы ПАЗ, гидравлические амортизаторы задних опорных катков, механизмы натяжения гусениц и оси направляющих колес ходовой части.
      Отделение управления: предназначено для размещения рабочих мест командира машины и механика-водителя. Оно располагается в левой по ходу ГМЗ  носовой части машины. В отделении размещаются: рычаги и педали приводов управления силовой передачи,  силовой установки и электрооборудования, контрольно-измерительные приборы механика-водителя. Приборы наблюдения командира и механика-водителя, рентгенометр с выносным пультом и радиометрический блок защиты системы ПАЗ (на ГМЗ-3 - прибор РХР ГО-27), а также радиостанция с блоком питания и приборы ВПУ.
      Отделение оператора: отделение предназначено для размещения рабочего места оператора. Оно расположено в кормовой части корпуса по всей ширине заградителя. В нем размещены: пульт управления оператора, прибор ВПУ, блок гидроагрегатов, рычаги приводов управления, полик отделения с установленном на нем сидением оператора, промежуточная направляющая, вторая ФВУ и механизмы закрывания окон для выхода мин системы ПАЗ (на ГЗМ-3 отсутствуют).
      Снаружи корпуса машины установлены: пулемет ПКТ на турельной установке (на башенке командира), элементы ходовой части, плужное устройство и спусковой механизм специального оборудования, а также прожекторы, фары, габаритные фонари и звуковой сигнал.
   Ходовая часть состоит из гусеничного движителя и подвески. Гусеничный движитель предназначен для сообщения заградителю поступательного движения и состоит из двух гусениц, двух ведущих колес, расположенных в передней части, двух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц, четырнадцати опорных катков (по семь с каждого борта) и восьми поддерживающих катков (по четыре с каждого борта). В кривошипе левого направляющего колеса смонтирован механизм отбора мощности для специального оборудования. Индивидуальная подвеска торсионного типа связывает гусеничный движитель с корпусом заградителя и смягчает удары, действующих на корпус при движении. Подвеска состоит из торсионных валов, балансиров, блоков подвески, ограничителей хода балансиров и гидравлических амортизаторов.
      Трансмиссия (силовая передача) предназначается для передачи мощности от двигателя к ведущим колесам боевой машины. Она размещается в переднем отсеке силового отделения (состав основных узлов и механизмов см. выше).
    Установка мин производится только при движении заградителя. Мины из кассеты с помощью выдающего механизма поступают в спусковой транспортер и в зависимости от положения плужного устройства, устанавливаются на грунт или в грунт.  

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

Наименование характеристики

Единица измерения ГМЗ ГМЗ-2 ГМЗ-3
1 Тип базовой машины   Объект 105 (118) Объект 118М (123) Объект 318
2 Экипаж чел. 3 3 3
3 Боекомплект (мины) шт. 208 208 208
4 Боекомплект (7, 62 мм патроны) шт. 1500 1500 1500
5 Длина по корпусу мм 9230 9300 9300
6 Ширина мм 3250 3250 3250
7 Высота мм 2720 2700 2700
8 Колея мм 2720 2720 2720
9 Дорожный просвет мм 450 450 450
10 Максимальная скорость движения по шоссе/ грунтовой дороги км/ч 45/27 45/27 60/30
11 Преодолеваема глубина брода м до 1 до 1 до 1
12 Мощность двигателя л.с. 400 400 520
13 Заправочная емкость топливных баков л 600 600 700
14 Запас хода по топливу км 350 350 500
15 Боевая масса кг 28500 27500 28500
16 Скорость минирования при установки мин на поверхность км/ч до 16 до 16 до 16
17 Скорость минирования при установки мин в грунт км/ч до 6 до 6 до 6
18 Скорость минирования при установки мин в снег км/ч до 10 до 10 до 10
19 Шаг установки мин м 4 и 5,5 4 и 5,5 4 и 5,5
20 Время установки мин в один ряд мин. 8-10 8-10 10
21 Время перезарядки боекомплекта мин мин. 15-20 15-20 15-20
22 Максимальный угол подъема при минировании ˚ до 15˚ до 15˚ до 15˚
23 Радиостанция   Р-113 (Р-123) Р-123М Р-123М

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru