Инженерно-саперные войска - специальные
войска, предназначенные для инженерного обеспечения боевых действий. Первое
письменное упоминание о формированиях инженерных войск в Русской армии относится
ко второй половине 17 столетия. Регулярную основу инженерные войска получили в
царствование императора Петра I в первой половине 18
века. В 1701 г. Петр издает указ о создании в г. Москве Школы пушкарского
приказа для подготовки офицеров артиллерии и военных инженеров. Первые
постоянные инженерные подразделения появляются в 1712 г., когда в соответствии
со Штат-документом Русской армии в составе артиллерийского полка
предусматривалось формирование минерной роты, понтонной и инженерной команд.
Надо сказать, что в 18 - начале 19 веков инженерные войска считались
артиллерийскими подразделениями, а инженерное дело неотъемлемой частью
артиллерийской науки. В 1756 г., в условиях начавшейся войны с Пруссией
(Семилетняя война) на основе минерной роты формируется первая отдельная часть
инженерных войск - инженерный полк, однако после окончания войны он
расформировывается и инженерные подразделения вновь включаются в состав
артиллерии. С началом царствование императора Павла I
в 1797 г. вновь формируется отдельная инженерная часть - пионерный полк в
составе трех пионерных батальонов. Полк не был войсковой частью в полном смысле
этого слова, т.к. его подразделения находились в составе почти всех военных
инспекций и крепостей. В 1802 г. указом императора Александра
I в составе Военного министерства создается Инженерная экспедиция, в
задачу которой входило организация комплектования и обеспечения инженерных
войск, руководство их боевой деятельностью. К началу Отечественной войны 1812 г.
в составе инженерных (пионерных) войск находились 1 и 2 пионерные полки, каждый
десятиротного состава, кроме этого в составе запасных и резервных артиллерийских
бригад находились 24 понтонные роты. Подразделения пионерных полков были приданы
пехотным корпусам всех трех армий, а также крепостям расположенным на западном и
юго-западном операционных направлениях. Для непосредственного управления
инженерными войсками существовал т.н. "корпус военных инженеров". В декабре 1812
г. при проведении мероприятий по улучшению организации Русской Армии было
признано целесообразным формирование в составе гвардейского корпуса лейб-гвардии
саперного батальона (до этого времени инженерным обеспечением боевых действий
гвардейской пехотной дивизии в какой-то мере занимался лейб-гвардии флотский
экипаж). В 1819 г. в Санкт-Петербурге создается Главное инженерное училище -
предшественник Инженерной академии, существующей и поныне. В том же году в
состав каждого пехотного корпуса вводится саперный батальон. В 1844 г. в составе
кавалерийских дивизий появляются конно-саперные дивизионы. Разразившаяся в 1854
г. Крымская война показала возросшее значение инженерных войск, особенно в
оборонительных операциях. Вторая половина 19 столетия характеризуется
бурным развитием технических средств ведения войны. Развитие железнодорожного
сообщения, телеграфных и телефонных средств связи коренным образом меняло
характер боевых действий войск. Все эти новшества находили свое отражение в
системе организации инженерных войск, в недрах которых зарождались новые
технические (специальные) рода войск - железнодорожные и войска связи. Так к
началу Русско - турецкой войны 1877-1878 гг. формируются первые железнодорожные
батальоны, и военно-полевые телеграфные команды. В состав корпусных саперных
батальонов включается телеграфная рота. К началу 20
века Русская Армия обладала хорошо подготовленными и оснащенными передовой по
тому времени техникой инженерными войсками в составе 30 саперных и понтонных
батальонов, 7 отдельных рот 27 инженерных парков. Высшей формой организации
инженерных войск являлась саперная бригада в составе 2-3 саперных, 1 понтонного
батальона, инженерного парка и 2 телеграфных команд. В конце 19 века в составе
крепостных инженерных подразделений появляются воздухоплавательные команды.
Создается воздухоплавательный парк. В 1903 г. в состав саперных батальонов
включаются подразделения радиосвязи - т.н. искровые роты. К этому времени
произошел значительный качественный и количественный рост инженерных войск. К
началу Русско - японской войны они имели в своем составе 31 саперный, 12
железнодорожных и 8 понтонных батальонов, 14 крепостных саперных, 13 минных, 1
отдельную саперную, 1 отдельную железнодорожную роту, 10 рот связи, 7
воздухоплавательных команд (отделений). Итоги Русско - японской войны еще раз
подтвердили постоянно возрастающую роль инженерных и специальных войск в
обеспечении боевых действий как в полевом сражении, так и в создании и обороне
укрепленных районов и крепостей. В ходе общего
реформирования Вооруженных Сил, продолжали развиваться и инженерные войска. В
составе войск формируются подразделения, положившие начало новых родов войск и
даже видов вооруженных сил. Так, в 1910 г. создается 1 учебная автомобильная
рота. В период с 1911 по 1913 гг. в состав железнодорожных батальонов включаются
еще пять автомобильных рот. В 1910 г. начинается
подготовка летчиков в Гатчинской офицерской авиационной школе. К началу войны
формируются 18 армейских, корпусных и крепостных авиационных отрядов.
I мировая война с первых же дней показала
несостоятельность взглядов военных теоретиков всех воюющих держав на характер
современных боевых действий. Войска оказались не готовы к массированному
применению артиллерии. Полной неожиданностью оказался переход боевых действий на
всех фронтах в фазу позиционной войны, потребовавшей колоссального увеличения
объема полевых фортификационных и дорожных работ. Железнодорожные и
автомобильные подразделения не справлялись с возросшими объемами оперативных
перевозок. Все эти факторы потребовали значительных организационных мероприятий
для увеличения возможностей инженерных войск. Так уже в 1914 г. были
сформированы 3 саперных и 5 понтонных батальонов, 16 искровых рот, 12
автомобильных и две самокатные роты. Корпусные саперные батальоны
переформировывались в саперные полки, в состав дивизий включались саперные роты,
а в состав полков - саперные команды. Дальнейшее развитие инженерных войск было
прервано революционными событиями 1917 г. и начавшейся Гражданской войной.
Инженерные войска в той или иной форме имели войска всех участвовавших в
гражданском конфликте сторон. Если в составе белых армий формирования инженерных
войск носило. как правило, случайный характер, что объясняется катастрофической
нехваткой инженерной техники и имущества, а также квалифицированных кадров, то
создание инженерных войск РККА носило более систематический характер. С
началом формирования регулярной Красной Армии авиационные, железнодорожные
подразделения и части были выделены в отдельные рода войск. Все подразделения
бронеавтомобилей были сведены в т.н. "броневые силы республики". Уже к 1919 г.в
составе РККА кроме значительного количества саперных и понтонных батальонов
находились два электротехнических батальона, автомобильные подразделения,
минноподрывная бригада, две маскировочные роты. После окончания Гражданской
войны советское правительство приступило к проведению широкого реформирования
Вооруженных Сил. В ходе реформы было создано Главное военно-инженерное
управление (ГВИУ РККА), определен штатный состав инженерно-саперных войск. В
состав войск включались: 18 саперных, 5 понтонных, 3 электротехнических,
инженерно-технический, автотранспортный батальонов, большое количество отдельных
саперных рот и эскадронов, других инженерных подразделений. Каждый стрелковый
корпус имел саперный батальон и инженерный парк, в составе стрелковой дивизии
имелась отдельная саперная рота и дивизионный инженерный парк (в кавалерийской
дивизии - отдельный саперный эскадрон и инженерный парк), стрелковые и
кавалерийские полки имели саперные взводы. В ходе индустриализации в 30-е годы
появилась возможность оснащать инженерно-саперные войска новыми образцами
фортификационной и минновзрывной техники, переправочными средствами, техники
разграждения и разминирования. К началу Великой Отечественной войны
инженерно-саперные войска РККА подразделялись на войсковые подразделения и части
(части и подразделения полков, дивизий и корпусов), армейские инженерные части,
инженерные части фронтового подчинения и инженерные войска резерва верховного
главнокомандования (РВГК). Общевойсковая армия в своем составе имела отдельный
моторизованный инженерно-саперный батальон, отдельный механизированный понтонный
батальон, отдельную инженерную маскировочную роту, отдельную роту
радиоуправляемого минирования, отдельную электротехническую роту, отдельную
гидротехническую роту, отдельную роту полевого водоснабжения, отряд глубокого
бурения, многочисленные запасные и резервные части и подразделения. В составе
инженерно-саперных войск РВГК имелись 18 инженерно-саперных и 16
понтонно-мостовых полка. Командные кадры инженерно-саперных войск готовились в
четырех военных училищах и в Военно-инженерной академии. Однако к началу боевых
действий большое количество инженерно-саперных частей и подразделений находились
в стадии развертывания и являлись "ограниченно боеготовыми". Как и в
начале I мировой войны, сразу же выявилось
недостаточное количество инженерно-саперных частей и подразделений, имеющиеся
даже в малой части не обеспечивали ведения боевых действий. В первую очередь
сказывался недостаток войсковых инженерно-саперных частей и подразделений. В
следствии этого принимается решение о расформировании инженерных частей РВГК и
использование высвобождающих людских ресурсов и вооружения для комплектования
вновь формируемых армейских, корпусных и дивизионных инженерно-саперных частей и
подразделений. Всего к концу 1941 г. было сформировано около 150 отдельных
инженерно-саперных батальонов. В октябре того же года принимается решение о
создании инженерно-саперных армий (уникальное явление в теории и практики
организации войск ). В состав армии включались до пяти инженерно-саперных
бригад. Каждая бригада имела в своем составе 15 отдельных инженерно-саперных
батальона, два отдельных учебных саперных батальона, отдельный автотракторный
батальон, отдельный отряд механизации, части и подразделения боевого и тылового
обеспечения. Всего к началу 1942 г. было создано 10 инженерно-саперных армий. К
концу 1941 года принимается решение о воссоздании инженерно-саперных частей
РВГК. Все эти меры в какой-то степени позволили организовать инженерное
обеспечение боевых действий войск фронтов в крупнейших оборонительных сражениях
второй половины 1941 г., обеспечили успешное контрнаступление под Москвой. В
1942 г. принимаются меры по совершенствованию организационной структуры войск,
обеспечению их новыми образцами техники и вооружения. В течении года формируются
три бригады инженерных заграждений специального назначения, несколько
понтонно-мостовых бригад, другие соединения и части инженерно-саперных войск.
Инженерные войска внесли неоценимый вклад в обеспечение сталинградской
оборонительной операции. В 1943 г. силами инженерно-саперных войск проводятся
колоссальные по масштабам работы по оборудованию и маскировки оборонительных
районов и рубежей обороны на центральном направлении. С переходом стратегической
инициативы к нашим Вооруженным Силам, боевые действия приняли в основном
наступательный характер. Изменились задачи и вместе с ними и структура
инженерно-саперных войск. На первое место по значимости выходили задачи
инженерного обеспечения наступления войск, мероприятия по обеспечению
преодоления минных и других инженерных заграждений противника, форсированию
водных преград, строительство рокад и колонных путей для обеспечения снабжения
стремительно уходящих на запад войск, маскировка расположения войск в районах
сосредоточения, создание ложных районов. Для выполнения этих более сложных задач
создаются новые формы организации инженерно-саперных войск: штурмовые
инженерно-саперные бригады, обеспечивающие боевые действия по прорыву
укрепленных участков обороны противника, подвижные отряды заграждения (временные
формирования инженерно-саперных войск включенных в состав противотанкового
резерва общевойсковых соединений и частей, ПОЗ). На заключительном этапе войны
инженерно-саперные войска эффективно обеспечивали действия войск по штурму
укрепленных городов на территории Германии и ее союзников. В послевоенное время развитие
инженерно-саперных войск продолжается с учетом богатейшего опыта полученного на
полях сражений
II мировой войны. Организация войск принимает более
совершенный вид. В состав мотострелковых и танковых полков включается
инженерно-саперная рота, дивизии и корпуса получают отдельные инженерно-саперные
батальоны. Инженерно-саперные войска армейского и фронтового подчинения
представлены инженерно-саперными полками и бригадами, рядом специализированных
инженерных батальонов (понтонно-мостовые, маскировочные, мостостроительные,
полевого водоснабжения, штурмовые, разграждения
и разминирования и т.п.). Несколько
инженерно-саперных бригад и отдельных
батальонов состоят в непосредственном
подчинении начальника инженерных войск и
являются резервом главного командования.
Такая структура войск в основном
сохраняется и в наше время.