|
В начале 60-х годов
прошлого века в конструкторском бюро Горьковского автомобильного
завода (ныне холдинг "Горьковский Автомобильный Завод" (ГАЗ), г.
Нижний Новгород) в инициативном порядке под руководством главного
конструктора предприятия И.С. Мухина, проводилась разработка проекта
колесной боевой машины пехоты на основе узлов, механизмов и общей
компоновки бронетранспортера БТР-60ПБ (ГАЗ-49) с комплексом
вооружения, разработанным в КБ завода "Приборостроение" (ныне АО
Конструкторское бюро приборостроения ("КБП") имени академика
А.Г. Шипунова, г. Тула) для боевой машины пехоты. Машина получила
заводское обозначение ГАЗ-50, была изготовлена в единственном экземпляре,
который принял участие в конкурсных испытаниях опытных экземпляров
боевых машин пехоты в 1961 году. Проект БМП горьковского автозавода
изначально не рассматривался, как претендент на развернутое серийное
производство, так как не соответствовал тактико-техническим
требованиям ГБТУ ВС СССР. В конце 60-х годов в КБ ГАЗ начались
работы по глубокой модернизации бронетранспортера БТР-60ПБ. В своей
работе конструкторы широко использовали наработки полученные при
проектировании БМП ГАЗ-50, в частности общую концепцию конструкции
корпуса, водометный движитель, систему автоматического пожаротушения
и т.п. Основными отличиями конструкции новой машины от своего
предшественника заключались в установке двух двигателей ЗМЗ - 66
разработанного на Заволжском моторном заводе (ныне ПАО "Заволжский
моторный завод (ЗМЗ)", г. Заволжск Нижегородской области), взамен
ЗМЗ - 53, того же завода; наличии системы противоаварийной
защиты (ПАЗ) и автоматическая системы противопожарного оборудования
(ППО); изменении порядка расположения посадочных мест мотострелков в
десантном отделении, теперь они располагались лицом к бортам, что
позволяло ведение огня из личного оружия через бойницы не покидая
своих мест; уменьшении высоты корпуса на 185 см, в нем по обоим
бортам в нижней части корпуса устроены люки для высадки и посадки
десанта. После государственных и войсковых испытаний, новый
бронетранспортер под названием БТР - 70 был принят на вооружение
приказом Министра Обороны СССР от 22 августа 1972 г. № 0141 с условием
устранения выявленных недостатков. Устранение конструктивных
недостатков и разработка технологической документации затянулись на
долгие четыре года. Серийное производство новой машины
началось на ГАЗе лишь в 1976 г. В 1981 г. было перенесено на
Арзамасский завод автомобильных запасных частей (ныне ПАО "Арзамасский
машиностроительный завод" (АМЗ), г. Арзамас Нижегородской области),
где продолжалось до конца 1985 года. В ходе серийного производства в
конструкцию машины были внесены ряд изменений: на крыше башни стали
устанавливать прибор наблюдения ТНПТ-1, примерно в то же время с
левой стороны башни появляется прибор наблюдения ТНП-205, учитывая
опыт боевого применения бронетранспортера в горной местности, на
машину стали устанавливать башенную пулеметную установку БПУ-1 с
прицелом 1ПЗ-2, позволяющие ведение огня из пулеметов под углом
возвышения в 60˚; на крыше корпуса
дополнительно установили четыре бойницы (по две с каждого борта),
обеспечивающие ведение огня из личного оружия в вертикальной
плоскости. Машины последней серии получили новые ограждения световых
приборов, алюминиевые колпаки на колеса и металлические буферы,
расположенные на задней стенке корпуса.
В конце 80-х
годов незначительное количество бронетранспортеров на ремонтных
заводах было переоборудовано в командно - штабные машины под
названием БТР-70КШ (в некоторых источниках БТР-70КШМ). Другие,
часто упоминаемые модификации машины в советское время
представляются фантазийными.
Бронетранспортер
применялся в ходе афганской войны 1979 - 1989 гг., в конфликтах на
территории СССР в период его распада, в Чеченских кампаниях, в ходе
операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 г., в конфликте
на территории Донецкой и Луганской областей обеими
противоборствующими сторонами. На экспорт машина поставлялась только в
Германскую Демократическую Республику (ГДР) в количестве около 1800
шт. Еще 180 бронетранспортеров были произведены в Румынии по
лицензии под названием ТАМ-77 на заводе "Механика".
Бронетранспортер БТР-70 -
боевая колесная плавающая бронированная машина, вооруженная 14, 5 мм
пулеметом КПВТ и спаренным с ним 7, 62 мм пулеметом ПКТ в башенной
установке. Он предназначен для для транспортирования личного состава
мотострелковых подразделений и для их огневой поддержки. Основные
части бронетранспортера: броневой корпус, башня с установленным в
ней вооружением, приборы наблюдения, силовая установка, трансмиссия,
рулевое управление, тормозные системы, ходовая часть,
электрооборудование, средства связи и специальное оборудование.
Бронетранспортер четырехосный (восьмиколесный) со всеми ведущими
колесами, обладает высокими динамическими качествами, проходимостью
и плавностью хода, способен следовать за танками, преодолевать
склоны, траншеи и водные преграды.
Корпус машины закрытый, герметичный, изготовлен из броневых
листов, снабжен фильтрветиляционной установкой
(ФВУ) для создания избыточного давления и очистки воздуха,
нагнетаемого в его обитаемую часть. Корпус машины является
основанием, на котором крепятся все агрегаты и механизмы
бронетранспортера. В кормовой части корпуса установлены два
карбюраторных восьмицилиндровых двигателя мощностью 120 л.с.
каждый. Двигатели м агрегаты трансмиссии не связаны между собой, а
сблокированы лишь приводы управления ими. Корпус предназначен для
размещения экипажа и десанта, защиты их от огня стрелкового оружия,
а также от непосредственного воздействия светового излучения,
радиоактивных и отравляющих веществ.
Трансмиссия от каждого двигателя к колесам включает в себя сухое
однодисковое сцепление, механическую коробку передач, раздаточную
коробку с прямой и понижающей передачами, карданные передачи,
главные пары двух ведущих мостов с кулачковыми дифференциалами и
четыре колесных редуктора. Колеса первого и
второго мостов управляемые с помощью рулевого механизма с
гидроусилителем. На машине установлены две
независимые тормозные системы: рабочая, действующая на все восемь
колес и стояночная, действующая на трансмиссию. Рабочая тормозная
система имеет раздельный (двухконтурный) гидравлический привод с
пневмоусилением, действующий на тормозные механизмы первых и третьих
колес машины (первый контур) и тормозные механизмы вторых и
четвертых колес (второй контур). Для движения
по воде машина оборудована водоходным движителем,
установленным в кормовой части корпуса. Поворот машины на воде
осуществляется водным рулем, сблокированным с рулевым управлением.
Для самовытаскивания машины, застрявшей при преодолении
труднодоступных участков пути, а также для вытаскивания других
застрявших машин, в передней части корпуса установлена лебедка с
карданным приводом от правого двигателя через коробку передач и
коробку отбора мощности, смонтированной на правой раздаточной
коробке. Средствами связи машины служат
ультрокоротковолновая радиостанция и танковое переговорное
устройство на три абонента. Для обеспечения
управления огнем и маневром машина укомплектована дневными и ночными
приборами наблюдения. Корпус машины разделен
на три отделения: отделение силовой установки, десантное отделение и
отделение управления. Отделение силовой установки. Расположено в кормовой части
корпуса. В нем размещены два двигателя в сборе со сцеплениями и
коробками передач, смонтированные на общей раме, водяные и масляные
радиаторы и теплообменники, аккумуляторная батарея, генераторы,
пусковой подогреватель, компрессоры, водомет, четвертый мост,
водооткачивающий насос, ФВУ, термодатчики, релейная коробка и
распылители системы ППО. Отделение силовой установки изолировано от
остальной части корпуса перегородкой. Для доступа к двигателям в
перегородке имеются два люка с крышками. В корме корпуса имеются два
изолированные от отделения силовой установки отсека для топливных
баков. Десантное отделение. Расположено
в средней части корпуса. В нем размещается башенная пулеметная
установка, два одноместных и два сдвоенных трехместных сидений для
восьми человек десанта, укладки боеприпасов, приборы наблюдения,
дегазационный комплект ДК-4В, войсковой прибор химической разведки
ВПХР и другие принадлежности. Отделение
управления. Расположено в передней части корпуса.
В нем размещены органы управления машиной, приборы наблюдения,
контрольно-измерительные приборы, радиостанция, ТПУ (аппараты № 1, №
2 и № 4), сидения командира и водителя, лебедка,
дозиметрический прибор ДП-22В, укладки для двух автоматов АК-74 и
другие принадлежности. Между полом и днищем
десантного отделения и отделения управления размещены агрегаты
трансмиссии, раздаточные коробки и карданные валы. Там же
расположены рычаги и тяги рулевого управления, тяги привода к
коробкам передач и раздаточным коробкам, к коробкам отбора мощности
на водометный движитель и тормозным механизмам стояночной тормозной
системы, к лебедке, трубопроводы гидроусилителя руля, управления
заслонкой водомета, волноотражателем и клапанами водоотводной
системы.
В целом, БТР-70 превосходил своего предшественника
по энерговооруженности, подвижности, проходимости и условиям
обитаемости, обладая при этом равным с ним вооружением. В войсках он
пользовался популярностью. Однако, главный порок присущий
бронированным машинам ГАЗа - двухдвигательная силовая установка, к
сожалению, не был изжит и в этой модели.
Тактико-технические
характеристики
№№ п.п. |
Наименование характеристики |
Единица измерения |
Значение характеристики |
1 |
Экипаж |
чел. |
2 |
2 |
Десант |
чел. |
8 |
3 |
Вооружение |
пулемет |
14,5 мм КПВТ
7,62 мм ПКТ |
4 |
Боекомплект |
14,5 мм патроны
7,62 мм патроны обр. 1908 г. шт. |
500
2000 |
5 |
Мощность двигателя ЗМЗ-66 |
л.с. |
2 х 120 |
6 |
Максимальная скорость |
км/ч |
80 |
7 |
Скорость на плаву |
км/ч |
10 |
8 |
Боевая масса |
т |
11, 5 |
9 |
Запас хода по топливу |
км |
600 |
10 |
Колесная формула |
|
8 х 8 |
11 |
Длина по корпусу |
мм |
7535 |
12 |
Ширина |
мм |
2800 |
13 |
Высота |
мм |
2320 |
14 |
Дорожный просвет |
мм |
475 |
15 |
Радиостанция |
шт. |
Р-123М |
16 |
Танковое переговорное устройство |
к-т |
Р-124 |
17 |
Бронирование |
мм |
5-11 |
|
|