Бронетранспортер БТР-50П

                                                                                             

 

  

БРДМ БРДМ-2 БТР-40
БТР-152   БТР-60
БТР-Д БМП-1 БМП-2
БМД-1 БМД-2 БМД-3

 

  
Бронетранспортер БТР-50П Бронетранспортер БТР-50П Бронетранспортер БТР-50П в окраске для майского парада 1960 г. в г. Москве
Бронетранспортер БТР-50ПК Бронетранспортер БТР-50ПК Бронетранспортер БТР-50ПК в деформирующей окраске
Машина управления БТР-50ПУ Машина технической помощи (МТП) на базе БТР-50ПК Бронетранспортер БТР-50ПК
Бронетранспортер БТР-50ПК Машина управления  БТР-50ПУ Машина управления  БТР-50ПУ

Осмысливая и творчески перерабатывая опыт боевого применения стрелковых, механизированных и танковых войск в наступательных операциях минувшей войны, советское военное руководство в конце сороковых годов прошлого века пришло к выводу, что части и подразделения упомянутых выше войск должны быть обеспечены собственными средствами форсирования крупных водных преград и удержания плацдармов. На основе этих заключений в конце 1946 г. было сформулированы тактико-технические требования и задание на проектирование легкого плавающего танка и плавающего бронетранспортера (БТР). В соответствии с ними танк должен был иметь в качестве основного вооружения 76 мм орудие и перевозить в ходе форсирования водной преграды до 20 пехотинцев в полном снаряжении, БТР должен был быть способен обеспечить переправу 25 человек или одной единицы тяжелого вооружения стрелкового (механизированного) полка ( 76 мм пушку или 120 мм миномет) с расчетом и боекомплектом. Первоначально разработку новой техники возложили на КБ судостроительного завода № 112 "Красное Сормово" (г. Нижний Новгород), однако представленные в 1948 г. на испытания опытные образцы танка и БТР их не выдержали. В 1949 г.  создание плавающих легкого танка и БТР было поручено конструкторским коллективом ВНИИ транспортного машиностроения (ВНИИ-100, г. Санкт-Петербург) и КБ Челябинского тракторного завода. Общее руководство работами осуществлял известный советский конструктор бронетанковой техники Ж.Я. Котин, ведущим конструктором проекта стал Н.Ф. Шамшурин, работами челябинского КБ по отработке документации возглавил А.С. Ермолаев. Создание плавающего бронетранспортера (объект 750) проводилось с учетом конструкторских наработок и широким использованием узлов и механизмов плавающего танка. Специально для БТР проектировались погрузочное устройство и въездная аппарель для тяжелой техники. Работы велись в ударном порядке и уже к апрелю 1950 г. был изготовлен первый опытный образец плавающего БТР "объект 750". В июле того же года состоялись его заводские испытания, включавшие 1500 км пробег и "плав" с полной нагрузкой. В сентябре 1950 г. два экземпляра БТР были представлены на государственные испытания, по итогам которых комиссия пришла к выводу, что объект 750 их не выдержал по гарантийному километражу пробега. Повторные испытания состоялись в августе 1951 г., которые на этот раз БТР прошел успешно. В октябре 1952 г. проводились войсковые испытания нового БТР, по итогам которых комиссия рекомендовала принять объект 750 на вооружение. Постановлением Совета Министров СССР № 175-89сс от 30 января 1954 года бронетранспортер - объект 750 был принят на вооружение под обозначением БТР-50П. Серийное производство БТР было организовано в  том же году на Сталинградском тракторном заводе. В отличие от прототипа, вооруженного  12,7 мм пулеметом ДШК, серийный образец комплектовался  7,62 мм пулеметом СГМБ. В 1955 - 1956 гг. были созданы модификации БТР-50П вооруженные 14,5 мм КПВ (БТР-50ПА), 14, 5 мм ЗПУ-2 и ЗПУ-4 (БТР-50П2 и БТР-50П4), однако ни один из перечисленных образцов на вооружение принят не был и серийно не производился. В 1958 г. БТР-50П в производстве сменила его модификация БТР-50ПК, который отличался наличием бронированной крышей с тремя люками для посадки и высадки десанта. Изменения в конструкции были вызваны учетом опыта ведения боевых действий в городских условиях подразделениями мотострелковых войск в ходе венгерских событий 1956 г.. В ходе производства продолжались работы по совершенствованию отдельных узлов и механизмов БТР-50ПК. Так, в 1959 г. машина получила ночной прибор механика-водителя  ТВН-2, радиостанцию Р-113 вместо радиостанции 10-РТ-26Э и некоторое другое оборудование. С 1968 г. бронетранспортеры стали комплектоваться 7, 62 мм пулеметами ПКБ и радиостанциями Р-123. В 1958 г. на основе БТР-50ПК была создана и серийно производилась машина управления звена полк-дивизия БТР-50ПУ, которая комплектовалась тремя радиостанциями: Р-112, Р-113, Р-105, радиоприемником Р-311 и телефонной станцией (коммутатором) Р-403БМ. На ее основе были разработаны и  приняты на вооружение машины управления БТР-50ПУМ, БТР-50ПН и БТР-50ПУМ1. В числе других модификаций стоит упомянуть машину дивизионной системы разминирования УР-67 и машину технической помощи МТП. Серийное производство БТР-50ПК и машин на его базе было завершено в 1969 г., однако он оставался на вооружении Советской, а затем и Российской армий еще долгие годы, вплоть до середины 90-х годов прошлого века. Всего было выпущено более 6300 машин всех модификаций. БТР поставлялся на экспорт в страны - участницы организации Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Афганистан,  Вьетнам,, Гвинею, Египет, Индонезию, Индию, Иран, Ирак, Йемен, Конго, Кипр, КНДР, Кубу, Ливию, Никарагуа, Перу , Сирию, Сомали, Судан, Финляндию, Югославию и в некоторые другие, причем во многих из них машина остается на вооружении национальных армий до сих пор. Некоторое количество трофейных БТР-50ПК и БТР-50ПУМ состояли на вооружении армии обороны Израиля. БТР выпускался по лицензии в Чехословакии (ОТ-62, TOPAS). В Китае на основе БТР-50 был создан и серийно выпускался БТР "тип-60".      

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения БТР-50П БТР-50ПК
1 Экипаж чел. 2 2
2 Десант чел. 10 (+ 10 на броне) 10 (+ 10 на броне)
3 Вооружение пулемет 7,62 мм СГМБ 7,62 мм СГМБ (ПКБ) 
4 Боекомплект 7,62 мм патроны обр. 1908 г. шт. 1250 1250
5 Мощность двигателя В6 (В6В) л.с. 240 240
6 Максимальная скорость км/ч 44,6 45
7 Скорость на плаву км/ч 10,2 10,2
8 Боевая масса т 13,9 14,2
9 Грузоподъемность кг 2000 -
10 Запас хода по топливу км 260 360
11 Длина по корпусу мм 7070 7070
12 Ширина мм 3140 3140
13 Высота мм 2030 2030
14 Дорожный просвет мм 370 370
15 Радиостанция шт. 10-РЕ-26Э Р-113 (Р-123)
16 Бронирование мм 6 -13 6 -13

 

 

© Copyright 2007. А.К. Лысоченко                                                                                                                                              E-mail: cris9@rambler.ru