Боевая машина пехоты БМП-2

                                                                                             

 

  

БРДМ БРДМ-2 БТР-40
БТР-152 БТР-50 БТР-60
БТР-Д БМП-1  
БМД-1 БМД-2 БМД-3

 

  

Боевая машина пехоты БМП-2

Боевая машина пехоты БМП-2
Боевая машина пехоты БМП-2 в окраске для ноябрьского парада 1982 г. в г. Москве Боевая машина пехоты БМП-2 в окраске для майского парада 2010 г. в г. Хабаровске
Боевая машина пехоты БМП-2 в деформирующей окраске Боевая машина пехоты БМП-2К
Боевая машина пехоты БМП-2 с установленным дополнительным вооружением (АГС-17) Боевая машина пехоты БМП-2Д в деформирующей окраске для горно-пустынной местности
Боевая машина пехоты БМП-2 Боевая машина пехоты БМП-2

К началу 70-х годов прошлого века комплекс вооружения боевой машины БМП-1 перестал соответствовать боевым потребностям мотострелковых подразделений. Основываясь на опыте ведения боевых действий мотопехотой в ходе ближневосточного конфликта, учитывая те обстоятельства, что к тому времени значительно улучшилось качество бронезащиты танков армий стран  вероятного противника, бронетехника мотопехоты стала оснащаться легкими автоматическими пушками, а на поле боя появилось новое высокоэффективное противотанковое средство – вертолеты огневой поддержки, советские военные специалисты в области бронетанковой техники и ее боевого применения пришли к выводу,  что вооружение боевой машины пехоты должно позволять решать следующие огневые задачи:
- надежное поражения современных основных боевых танков вероятного  противника;
- поражение легкобронированных целей (БТР и БМП) из основного оружия;
- поражение пехоты противника, как расположенной открыто, так и за легкими укрытиями полевого типа;
- поражение низколетящих воздушных целей на скоростях до 250 км/ч.
Эффективно выполнить вышеперечисленные задачи БМП-1 с существующим вооружением не могла, что же касается бортовых средств ПВО, то машина не имела их вовсе.  В 1971 г. были объявлены условия конкурсной опытно-конструкторской работы по теме «Бокс», в ходе которой разработчики – конкурсанты должны были создать проект  модернизированной  БМП с новым комплексом вооружения. В качестве головного разработчика привлекалось СКБ Челябинского тракторного завода (ЧТЗ, ныне ООО ЧТЗ – «Уралтрак»), в конкурсе принял участие и коллектив СКБ Курганского машиностроительного завода (ныне ОАО «Курганмашзавод»), которому кроме участия в конкурсе по разработке новой машины, было поручено создания комплекса вооружения для нее. Уже в 1972 г. СКБ ЧТЗ представило проект новой БМП (объект 768), при создании которого широко использовались узлы и механизмы БМП-1. В состав вооружения объекта 768  входили: модернизированная 73 мм гладкоствольная пушка «Зарница» с улучшенными по сравнению с 73 мм орудием «Гром» характеристиками, спаренный с ней 12,7 мм пулемет НСВТ, на крыше башни располагалась пусковая установка ПТУР типа «Фагот».  Для размещения нового вооружения и электромеханического стабилизатора пришлось увеличивать размеры башни, что повлекло значительное увеличения общей массы машины и как следствие, ухудшения характеристик плавучести объекта 768. Попытка компенсировать потери плавучести за счет увеличения водоизмещения привели к укрупнению размеров корпуса и вынудили разработчиков увеличить количество катков гусеницы до семи. Осенью 1972 г. На заводе был изготовлен опытный экземпляр машины. Примерно к этому же времени на «Курганмашзаводе» был создан комплекс вооружения  новой машины, включавший в себя 30 мм автоматическую пушку 2А42, спаренный с ней 7,62 мм пулемет ПКТ, комплекс ПТУР «Фагот», стабилизатор вооружения электрогидравлического типа 2Э36-1, комбинированный прицел БПК-1-42, дневной прицел 1ПЗ-3. Учитывая категорическое требования заказчика использовать на новой машине комплекс разработки СКБ «Курганмашзавода», на ЧТЗ приступили к созданию  машины на шасси объекта 768, но с комплексом вооружения курганской разработки. Новый проект получил название «объект 769».  Коллектив СКБ «Курганмашзавода» под руководством главного конструктора Б.Н. Яковлева при активном участии конструкторов  и инженеров В.И. Лузина, Г.И. Авдеева, А.С. Ильина, А.Н. Конончука и других, в свою очередь представили оригинальный проект БМП собственной разработки под названием «объект 675».  Курганская машина была во многом подобна своей предшественнице – БМП-1 и отличилась от нее главным образом конструкцией боевого отделения. Упомянутый комплекс на объекте 675 располагался в двухместной башне новой конструкции, куда перемещалось рабочее место командира машины, что давало ему возможность за счет улучшения обзора более качественно управлять огнем боевой машины и действиями наводчика-оператора, рабочее место которого расположено слева от него. Рабочее место командира машины было оборудовано радиостанцией Р-123М и переговорным устройством ТПУ, а также двумя приборами наблюдения ТНПО-170А, одним ТНПТ-1, бинокулярным комбинированным (дневным и ночным) смотровым прибором ТКН-3Б и дневным прицелом 1ПЗ-3. На рабочем месте наводчика-оператора имеется переговорное устройство ТПУ, комбинированный (дневной и ночной) прицел БПК-1-42, три прибора наблюдения ТНПО-170А и один ТНПТ-1. Рабочее место механика-водителя оснащено приборами наблюдения и аппаратом танкового переговорного устройства ТПУ, а также органами управления движением машины и контрольно-измерительными приборами.  Находящееся за ним место стрелка оборудовано приборами наблюдения ТНПО-170А. Для связи имелся аппарат  ТПУ. Рабочие места стрелков в десантном отделении и кормовые двери для спешивания снабжены приборами ТНПО-170А для наблюдения за местностью. Для  внутренней связи в десантном отделении использовались аппараты  ТПУ. В правой двери монтировалась радиостанция Р-126. В левой передней части машины было расположено  отделение управления, справа от него находится силовое отделение с агрегатами моторно-трансмиссионной группы. Боевое отделение расположено в башне и в подбашенном пространстве средней части корпуса. В кормовой  части машины находилось десантное отделение, где оборудованы места для шести стрелков. По бортам десантного отделения имеются по три амбразуры для ведения огня стрелками из личного оружия. В корме расположены две двери для высадки десанта. Левая дверь снабжена амбразурой. В крыше десантного отделения имеются два люка. Ходовая часть машины в основном  аналогична ходовой части БМП-1. В конструкции новой БМП предусматривалось  применение новых сортов брони и стали, что позволило избежать большого увеличения массы машины не теряя при этом прочностных характеристик. Для улучшения проходимости был увеличен дорожный просвет. Для сохранения запаса плавучести на БМП-2  по бортам установили пенозаполненные крылья.  В ходе разработки машины  наиболее сложной задачей оказался вопрос  доводки комплекса вооружения, главным образом 30 мм пушки 2А42. Для решения проблемы были привлечены несколько научно-исследовательских институтов (НИИ) Министерства оборонной промышленности и Министерства обороны.  К 1975 г. отработка проекта машины курганского СКБ была завершена и в октябре того же года опытный образец машины был представлен руководству МО СССР. Вместе с объектом 675 представлялась и машина СКБ ЧТЗ – объект 768 с 73 мм пушкой «Зарница». После показа неожиданно родилась идея принять на вооружение обе машины. Однако серийно производить два основных типа БМП было накладно, кроме того наличие на вооружении двух типов машин влекло за собой значительные затруднения в вопросах эксплуатации, ремонта и снабжения. Было принято решение для возможно большей унификации двух типов машин, БМП с 73 мм пушкой спроектировать на шасси объекта 675. В период с конца 1975 по  1978 г.  В СКБ «Курганмашзавода» создали проект БМП с комплексом вооружения  разработки челябинского СКБ на шасси БМП объект 675. Эта машина получила наименование объект 681. Сравнительные испытания опытных экземпляров обоих машин состоялись в том же году на полигоне учебного центра Таманской мотострелковой дивизии. По их итогам было принято решение принять на вооружение и рекомендовать к серийному производству объект 675 с 30 мм пушкой. В 1980 г. в течении полугода  проводились войсковые испытания десяти предсерийных экземпляров этой машины. Испытания прошли успешно и в том же году машина была принята на вооружение под названием боевая машина пехоты БМП-2.  Серийное производство было организовано на «Курганмашзаводе» даже несколько раньше официального принятия БМП-2 на вооружение и продолжалось до 2008 г. На базе БМП-2 были разработаны и серийно производились в период до 2000 г. следующие модификации: БМП-2К – модификация с дополнительными средствами связи и наблюдательными приборами; БМП-2 – модификация с автоматическим гранатометом АГС-17;  БМП-2Д – модификация с усиленным бронированием (неплавающая);  БМП-2МПС – модификация с минным тралом КМТ-10. На основе узлов и агрегатов БМП-2 была создана и серийно производилась ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-4 и некоторые модификации ПРП-4М. На настоящее время в Вооруженных силах России имеются на вооружении около 4800 БМП-2 и ее модификаций.
Машина поставлялась на экспорт в страны – участницы организации Варшавского договора, а также в Анголу, Афганистан, Вьетнам, Венесуэлу,  Иорданию, Индию, Иран, Ирак, Йемен, Кипр, Кувейт, ОАЭ, Сирию, Судан, Сьерра-Леоне, Того, Уганду, Финляндию, Югославию, Южную Корею, Шри-Ланка. Производилась по лицензии в Чехословакии и Индии.

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

     Наименование характеристики Единица измерения БМП-2 БМП-2К БМП-2Д
1 Экипаж чел. 3 6 3
2 Десант чел. 7 - 7
3 Вооружение 30 мм 2А42

7,62 мм ПКТ

9К111

 

1

1

1

 

1

1

1

 

1

1

1

 

4 Боекомплект 30 мм

7,62мм

ПТУР 9М111

500

2000

4

500

2000

4

500

2000

4

5 Прицельная дальность стрельбы из пушки БТ м 2000 2000 2000
6 Прицельная дальность стрельбы ОФЗ и От снарядами м 4000 4000 4000
7 Дальность поражения воздушных целей по высоте м 2000 2000 2000
8 Дальность поражения воздушных целей по высоте по дальности м 2500 2500 2500
9 Мощность двигателя УДТ-20С1 л.с. 300 300 300
10 Максимальная скорость км/ч 65 65 65
11 Скорость на плаву км/час 7 7 -
12 Боевая масса т 14,0 14,0 14,5
13 Запас хода по топливу км 600 600 600
14 Длина по корпусу мм 6735 6735 6735
15 Ширина мм 3150 3150 3150
16 Высота (по ПУ ПТУР) мм 2250 2250 2250
17 Дорожный просвет мм 420 420 420
18 Ширина гусеницы мм 300 300 300
19 Шаг трака мм 140 140 140
20 Среднее удельное давление на грунт кг/кв.см 0,64 0,64 0,65
21 Аппаратура связи Р-123М

Р-130

Р-126

1

-

1

1

1

1

1

-

1

22 Навигационная аппаратура ГПК-59

ТНА-1

1

-

-

1

1

-

23 Средство постановки дымзавес ТДА 1 1 1
24 Бронирование мм

доп. экраны

6-26

-

6-26

-

6-26

+

 

 

© Copyright 2007. А.К. Лысоченко                                                                                                                                              E-mail: cris9@rambler.ru