Боевая машина пехоты БМП-1

                                                                                             

 

  

БРДМ БРДМ-2 БТР-40
БТР-152 БТР-50 БТР-60
БТР-Д   БМП-2
БМД-1 БМД-2 БМД-3

 

  

Боевая машина пехоты БМП-1

Боевая машина пехоты БМП-1 Боевая машина пехоты БМП-1 в парадной окраске
Боевая машина пехоты БМП-1 Боевая машина пехоты БМП-1 Боевая машина пехоты БМП-1Д Машина управления БМП-1К
Боевая разведывательная машина  БРМ-1К Командно-штабная машина  БМП-1КШ Боевая машина пехоты БМП-1П
Боевая машина пехоты БМП-1ПГ Бронированная ремонтная эвакуационная машина БРЭМ-2 Бронированная ремонтная эвакуационная машина БРЭМ-2

В середине 50-х годов руководству Вооруженных Сил СССР становится понятно, что для успешного ведения боевых действий в условиях применения оружия массового поражения и насыщения сухопутных войск вероятного противника современными образцами бронетанковой техники, мотострелковые войска нуждаются не в бронированном транспортом средстве, которым в сущности является бронетранспортер, а в полноценной боевой машине с достаточным противотанковым вооружением, полностью бронированной, с мощным двигателем, обеспечивающим тесное взаимодействие мотострелковых и танковых войск. Исходя из этой концепции сотрудниками Научно-технического комитета Главного бронетанкового управления, НИИ Бронетанковой техники и Военной Академии Бронетанковых войск в начале 60-х годов было разработано техническое задание на проектирование машины для мотострелковых войск. К разработке проекта на конкурсной основе привлекались КБ Челябинского тракторного завода под руководством главного конструктора П.П. Исакова, КБ Волгоградского тракторного завода под руководством главного конструктора И.В. Гавалова, КБ Алтайского тракторного завода (г. Рубцовск), КБ Брянского автомобильного завода, СКБ Курганского машиностроительного завода, кроме этого, частные задания на разработку отдельных узлов и механизмов были выданы и другим КБ и НИИ. Так проектирование комплекса вооружения было поручено КБ завода "Приборостроение" (г. Тула). Он представлял из себя башню с уникальным 73 мм орудием 2А28 "Гром" спроектированным на базе станкового противотанкового гранатомета СПГ-9 спаренное с 7, 62 мм пулеметом ПКТ и пусковой установкой противотанкового ракетного комплекса 9К11 "Малютка". В соответствии с тактико-техническими требованиями все разработчики в своих проектах должны были использовать именно этот комплекс. Уже в 1961 г.  разработчики представили конкурсные образцы боевой машины. По итогам конкурса победителем был признан проект КБ Челябинского тракторного завода под названием "объект 764". После устранения недостатков и доработки боевая машина пехоты под обозначением "объект 765" была рекомендована к войсковым испытаниям, которые проводились в 1965 г. на базе 339 гвардейского мсп в Белорусском ВО. В 1966 г. доработанный по итогам войсковых испытаний образец вооружения "объект 765 сп.1" был принят на вооружением под названием: боевая машина пехоты БМП-1. В том же году было организовано серийное производство машины  на Курганском машиностроительном заводе "Курганмашзавод", которое для отдельных модификаций продолжалось до 1983г.

Существуют следующие модификации БМП-1: БМП-1К - машина командира батальона, БМП-1П - машина с ПТРК 9К113 "Конкурс", БМП-1ПГ - с автоматическим гранатометом АГС-17 "Пламя", БМП-1Д - машина с дополнительным бронированием. Кроме этого, на базе машины были разработаны, приняты на вооружение и серийно производились БМП-1КШ "Поток-2" - командно-штабная машина, БРЭМ-2 - бронированная ремонтная эвакуационная машина, БРМ-1К - боевая разведывательная машина, ПРП-3 и ПРП-4 - подвижный разведывательный пункт.

БМП-1 экспортировалась в страны - участницы Варшавского договора, а также в Афганистан, Алжир, Анголу, Вьетнам, Камбоджу, Кубу, Китай, Египет, Эфиопию, Финляндию, Грецию, Индию, Иран, Ирак, Ливию, Монголию, Марокко, Мозамбик, Мьянму, Северную Корею, Судан, Сирию, Шри-Ланку, Швецию, Уругвай.

Известны следующие зарубежные модификации боевой машины: BWP-1 (Польша), Тип-86 (Китай), BVP-1 (Чехословакия), MLI-84 (Румыния), BMP-1A (Германия).  

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

     Наименование характеристики Единица измерения БМП-1 БМП-1П БМП-1ПГ БМП-1К БМП-1Д БМП-1КШ БРЭМ-2 БРМ-1К
1 Экипаж чел. 3 3 3 6 3 7 3 6
2 Десант чел. 8 8 8 - 8 - - -
3 Вооружение 73 мм 2А28

7,62 мм ПКТ

9К11

9К113

30 мм АГС-17

1

1

1

-

-

1

1

-

1

-

1

1

-

1

1

1

1

-

-

-

1

1

-

1

1

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

1

1

-

-

-

4 Боекомплект 73 мм ПГ-9

7,62мм

ПТУР 9М14

ПТУР 9М113

30мм ВОГ-17

40

2000

4

-

-

40

2000

-

4

-

40

2000

-

4

280

20

2000

-

-

-

40

2000

-

4

290

-

-

-

-

-

-

1000

-

-

-

20

2000

-

-

-

5 Мощность двигателя УДТ-20 л.с. 300 300 300 300 300 300 300 300
6 Максимальная скорость км/ч 65 65 65 65 65 65 65 65
7 Скорость на плаву км/час 8 7 7 7 - 7 7 7
8 Боевая масса т 12,6 13,4 13,4 13,2 14,5 13,0 13,6 13,2
9 Запас хода по топливу км 550 600 600 600 550 600 600 600
10 Длина по корпусу мм 6740 6740 6740 6740 6740 6740 6740 6740
11 Ширина мм 2940 2940 2940 2940 2940 2940 2940 2940
12 Высота (по верхнему срезу башни) мм 1924 1924 1924 1924 1924 1924 2280 1924
13 Дорожный просвет мм 370 370 370 370 370 370 370 370
14 Ширина гусеницы мм 300 300 300 300 300 300 300 300
15 Среднее удельное давление на грунт кг/кв.см 0,6 0,6 0,6 0,6 0,7 0,6 0,6 0,6
16 Аппаратура связи Р-123М

Р-130

Р-126

Р-111

Р-102(устройство автоматического вызова)

1Т-219М (ЗАС)

ЭРРС-1 (приемник-пеленгатор)

1

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

1

-

1

 

-

-

-

1

-

-

-

-

 

-

-

-

1

1

-

2

1

 

1

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

1

-

-

-

-

 

1

17 Навигационная аппаратура ГПК-59

ТНА-1

1

-

1

-

1

-

-

1

1

-

-

1

  -

1

18 Радиолокационная станция 1РЛ133 - - - 1 - - - 1
19 Дальномер ДКРМ - - - 1 - -   1
20 Средство постановки дымзавес ТДА - - - 1 - -   1
21 Бронирование мм

доп. экраны

6-26

-

6-26

-

6-26

-

6-26

-

6-26

+

6 - 26

-

6 - 26

-

6-26

-

22 Тяговая лебедка 6,5т шт.             1 -
23 Кран-стрела 1.5 т шт.             1 -

 

 

© Copyright 2007. А.К. Лысоченко                                                                                                                                              E-mail: cris9@rambler.ru