Боевая машина десанта БМД-3

                                                                                             

 

  

БРДМ БРДМ-2 БТР-40
БТР-152 БТР-50 БТР-60
БТР-Д БМП-1 БМП-2
БМД-1 БМД-2  

 

  

Боевая машина десанта БМД-3 "Бахча"

Боевая машина десанта БМД-3 "Бахча"

Боевая машина десанта БМД-3 "Бахча" в деформирующей окраске Боевая машина десанта БМД-3 "Бахча" с установленной парашютно-десантной системой ПБС-950
Боевая машина десанта БМД-3 "Бахча" Боевая машина десанта БМД-3 "Бахча" Боевая машина десанта БМД-3 "Бахча" с установленной парашютно-десантной системой ПБС-950 Боевая машина десанта БМД-3 "Бахча" с установленной парашютно-десантной системой ПБС-950

В 1977 г. СКМБ "Курганмашзавода" было выдано тактико-техническое задание (ТТЗ) на проведение опытно-конструкторских работ по проектированию перспективной боевой машины пехоты 90-х годов. По замыслу руководства ГБТУ ВС СССР, новая боевая машина должна была стать единой и использоваться в дальнейшем для комплектования подразделений как мотострелковых, так и воздушно десантных войск, а так же морской пехоты, отсюда и крайне жесткие требования по боевой массе новой БМП и ее мореходности. Работы были начаты в том же году под руководством А.А. Благонравова и А.И. Никонова. Как, наверняка, многие уже догадались, речь идет о БМП-3. Уже на стадии представления эскизного проекта боевой машины, расчетная боевая масса которой превышала 20 т, руководство ВДВ отказалось рассматривать БМП-3 в качестве перспективной боевой машины для своих войск. В 1980-1983 гг. руководством службы вооружения ВДВ совместно с коллективом конструкторов СКБ Волгоградского тракторного завода (ныне Тракторная компания ВгТЗ ) были проведены изыскательские работы по определению оптимального проекта новой БМД. Если по характеристикам шасси взаимопонимание было достигнуто довольно легко, то в вопросе выбора комплекса вооружения для новой машины обозначились некоторые противоречия. Конечно же, всем хотелось оснастить боевую машину наиболее современным и мощным оружием, поэтому первоначально рассматривался проект с комплексом вооружения, разработанным для БМП-3 со 100 мм орудием - пусковой установкой 2А70, спаренной с ней 30 мм пушкой 2А72 и ПТРК 9К113. Однако, не смотря на все ухищрения конструкторов, масса машины все равно получалась большой, что не удовлетворяло представителей войск. В итоге остановились на идее использовать в качестве основы для проектирования комплекс вооружения, разработанный для освоенной в производстве БМП-2 с 30 мм автоматической пушкой 2А42 и ПТРК 9К111. Решение, безусловно, было компромиссным, т.к. огневая мощь новой машины оставалась фактически такой же как и у состоящей на вооружении БМД-2. Решение же разместить рабочее место командира машины в башне вместе с местом наводчика - оператора, несомненно, сокращало процесс целеуказания и улучшало управление огнем БМД в бою. Как итог проведенных изысканий, 20 мая 1983 г. было издано совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 451/189 о проведении ОКР по теме "Бахча" в результате которых должна была быть спроектирована БМД нового поколения весом до 12, 5 т. Головным разработчиком по теме было выбрано СКБ Волгоградского тракторного завода. Работы по созданию новой машины под руководством генерального конструктора СКБ А.В. Шабалина, при активном участии Ю.А. Бражникова, Г.Н. Малякина, В.К. Семенова и других, начались незамедлительно. Уже в июне того же года были согласованы положения ТТЗ, еще через месяц был завершен этап технического проектирования. В ходе работ по созданию проекта объекта 950 (заводской индекс новой БМД) широко использовались наработки по проекту легкого танка объект 934, по ряду причин не принятого на вооружение. Конструкция объекта 950 сильно отличилась от конструкции своей предшественницы - БМД-2. Была изменена общая компоновка узлов и агрегатов в корпусе машины, за счет применения нового двигателя, почти в два раза увеличилась энерговооруженность, была усилена броневая защита. Машина получила способность десантироваться бесплатформенным способом, в случае необходимости и с экипажем. Был изменен состав бортового вооружения. Принимая во внимание сказанное выше, можно сделать вывод о том , что новая БМД не являлась очередной модернизацией, стоящих на вооружении БТР-Д, БМД-1 и БМД-2, а выступала в качестве вполне самостоятельной, оригинальной разработки конструкторов СКБ ВТЗ. В конце 1984 г. были готовы три опытных образца, которые в течении 1985 г. проходили заводские испытания, в ходе которых было выявлено превышение массы машин на 200 кг по сравнению с весовыми нормативами ТТЗ. Кроме того, большие нарекания комиссии вызывали многочисленные неполадки в работе узлов и механизмов ходовой части. К середине 1986 г. на ВТЗ собрали еще три доработанных по результатам заводских испытаний образца, которые были представлены на государственные испытания. Они длились ровно год: с 27 октября 1986 по 27 октября 1987 г. Приемная комиссия вновь отметила превышение массы от нормативной, в этот раз уже на 400 кг, что, впрочем, было следствием требований той же комиссии по повышению надежности работы агрегатов ходовой части, кроме того, был выявлен ряд малозначимых, легко устранимых общих недостатков. В 1988 г. два из трех опытных образцов были доработаны на заводе с учетом итогов государственных испытаний, которые с 10 июля по 19 ноября того же года приняли участие в контрольных испытаниях. Контрольные испытания были признаны в целом успешными, не смотря на то, что так и не удалось снизить массу машин до нормативной. Следующий год был затрачен на подготовку технологической документации. 10 февраля 1990 г. боевая машина объект 950 была принята на вооружение под названием боевая машина десанта БМД-3 "Бахча". Серийное производство БМД-3 было организовано на Волгоградском тракторном заводе в том же году и было прекращено в 1997 г.. За этот период было произведено и поставлено в войска 137 машин. Учитывая малосерийность производства БМД-3, машина не сыграла заметной роли в повышении огневой мощи и мобильности парашютно-десантных подразделений ВДВ. В чем причина? Во-первых, вспомним общую ситуацию с экономикой в 90-е годы, во-вторых, еще раз заметим, что конструкция боевой машины являлась своего рода компромиссом между требованиями заказчика по максимальному снижению веса и инженерными амбициями ее создателей. В результате получили БМД на неплохом, в общем-то для того времени шасси, и с комплексом вооружения вчерашнего дня.
БМД-3 по конструкции относится к классу легкобронированных плавающих боевых машин и состоит из корпуса, башни с размещенным в ней комплексом вооружения, силовой установки, трансмиссии, ходовой части и специального оборудования. В носовой части корпуса, в переднем отделении расположено отделение управления машиной и размещены рабочие места механика-водителя - в центре, гранатометчика - у левого и пулеметчика - у правого борта. Каждое рабочее место оборудовано индивидуальным люком. На рабочем месте механика-водителя размещены три прибора наблюдения ТНП-170А и ночной прибор наблюдения ТВНЕ-4Б. Перед гранатометчиком в лобовом листе смонтирована шаровая установка для крепления и ведения огня из 30 мм автоматического гранатомета АГС-17, прицел ППБ-2,2 и прибор наблюдения ТНП-170А. На рабочем месте пулеметчика - шаровая установка под 5,45 мм пулемет РПКС-74, комбинированный прибор наблюдения ТНПП-220А и прибор наблюдения ТНП-170А. Боевое отделение машины размещается в середине корпуса и в башне. На ее вращающемся полике смонтированы сидения рабочих мест командира боевой машины - справа от пушки и наводчика-оператора, соответственно слева. В центре в лобовом листе установлена 30 мм автоматическая пушка 2А42 и спаренный с ней 7,62 мм пулемет ПКТ (слева от пушки). На крыше башни монтируется пусковая установка ПТРК 9К111-1 "Конкурс". Рабочее место командира оборудуется комбинированным прибором наблюдения ТКН-3МБ, дневным прицелом 1ПЗ-3 и приборами наблюдения: двумя ТПНО-170А и одним ТНПТ-1, наводчика-оператора - комбинированным прицелом БПК-2-42, одним прибором наблюдения ТНПТ-1, тремя ТНП-170А и осветителем ОУ-5-1. Кроме того на рабочем месте наводчика-оператора монтируется пульт управления дымовыми гранатометами 920В "Туча", которые устанавливаются по три с каждой боковой стороны башни. Кроме того, в боевом отделении устанавливается двухплоскостной стабилизатор вооружения 2Э36-4, гирополукомпас ГПК-59, радиостанция Р-173.Сзади боевого отделения в корпусе машины перед перегородкой силового отделения находятся два индивидуальных кресла помощника гранатометчика и стрелка, чьи рабочие места оборудованы амбразурами для ведения огня из личного оружия и приборами наблюдения ТНП-170А, на крыше над рабочими местами помощника гранатометчика и стрелка расположен перископический прибор наблюдения МК-4С. Все рабочие места оборудованы телефонами из состава внутреннего переговорного устройства Р-174. Как уже упоминалось, рабочие места гранатометчика, пулеметчика, помощника гранатометчика и стрелка оборудуются универсальными индивидуальными сидениями, которые крепятся к крыше машины, что значительно уменьшает нагрузку при десантировании машины с экипажем и десантом внутри. Кроме того, два таких сидения устанавливаются справа и слева от рабочего места механика -водителя. При десантировании в них располагаются механик-водитель и командир боевой машины. Такое же кресло, предназначенное для наводчика-оператора размещается между рабочими местами помощника гранатометчика и стрелка. Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса. В нем установлены многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2, подогреватель двигателя и система бесфорсуночного факельного подогрева. Гидромеханическая трансмиссия имеет гидрообъемный механизм поворота. Ее автоматическая коробка переключения передач имеет пять передач хода вперед и столько же передач заднего хода. Подвеска индивидуальная гидропневматическая, обеспечивающая изменение величины клиренса в диапазоне от 190 до 590 мм, управляется с места механика-водителя. В состав ходовой части входят по пять одинарных опорных катков с замкнутыми воздушными камерами для повышения плавучести и по четыре поддерживающих ролика на борт. Ведущие колеса расположены сзади. Имеется гидравлический механизм натяжения гусениц. Гусеница стальная двухгребневая цевочного зацепления. На машине может использоваться два типа гусениц - основные - для передвижения по дорогам и уширенные для бездорожья с шириной трака 380 и 600 мм соответственно. В комплект машины входит комплект бульдозерного оборудования для отрывки укрытия. В кормовой части установлены два водометных движителя, обеспечивающие движение машины на плаву. Десантирование БМД-3 производится с помощью многокупольной бесплатформенной системы ПБС-950 с военно-транспортных самолетов АН-22, ИЛ-76, АН-124. На базе машины во второй половине 90-х - начале двухтысячных годов под руководством главного конструктора В.В. Ханакина были разработаны командирская машина БМД-3К, бронетранспортер БТР - ДМ "Ракушка", машина радиационной, химической и биологической разведки РХМ-5 "Повозка М-1", медицинские эвакуационные машины БММ-Д1 "Травматизм" и БММ-Д3 "Мираж 2002", удлиненное семикатковое шасси объект 952, боевая машина десанта БМД-4 (БМД-3У) "Бахча-У" и некоторые другие. Серийно эти машины не выпускаются, хотя некоторые из них приняты на вооружение. В войска поступили их предсерийные единичные образцы. По неподтвержденным данным на ремонтных заводах некоторое количество БМД-3, бывших в эксплуатации переоборудовали в БМД-3К, БМД-4 и РХМ-5. Машина на экспорт не поставлялась и состоит на вооружении только Российских вооруженных сил.

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

     Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристики
1 Экипаж чел. 3
2 Десант чел. 4
3 Вооружение 30 мм 2А42

7,62 мм ПКТ

9К111

АГС-17

1

2

1

1

4 Боекомплект 30 мм

7,62 мм

ПТУР

ВОГ-17

500

2000

4

290

5 Прицельные приспособления БПК-2-42

1ПЗ-3

ПЗУ-5

ППБ-2,2

1

1

1

1

6 Стабилизатор вооружения 2Э36-4 1
7 Масса пушки кг 115
8 Высота линии огня мм 1996
9 Прицельная дальность стрельбы БТ снарядом м 2000
10 Прицельная дальность стрельбы снарядами ОТЗ и ОТ м 4000
11 Максимальная высота поражения воздушных целей м 2000
12 Дальность прямого выстрела м 1000
13 Начальная скорость полета БТ снаряда м/сек 970
14 Угол горизонтального обстрела град. 360
15 Максимальный угол возвышения град 75
16 максимальный угол склонения град -5
17 Мощность двигателя  2В-06-2 л.с. 450
18 Максимальная скорость км/ч 71
19 Скорость на плаву км/час 10
20 Боевая масса т 12,9
21 Емкость топливных баков л 450
22 Запас хода по топливу км 500
23 Расход топлива на 100 км пути л 90
24 Длина по корпусу с пушкой вперед мм 6360
25 Ширина мм 3114
26 Высота (по верхнему срезу башни) мм 2170-2450
27 Дорожный просвет мм 130-530
28 Аппаратура связи  

Р-173

Р-174

 

1

1

29 Навигационная аппаратура  

ГПК-59

 

1
30 Бронирование мм

 

изготавливается из высокопрочного алюминиевого сплава; данные о толщине бронелистов не публиковались

 

 

© Copyright 2007. А.К. Лысоченко                                                                                                                                              E-mail: cris9@rambler.ru