Боевая машина десанта БМД-1

                                                                                             

 

  

БРДМ БРДМ-2 БТР-40
БТР-152 БТР-50 БТР-60
БТР-Д БМП-1 БМП-2
  БМД-2 БМД-3

 

 

  
Боевая машина десанта БМД-1 ранних выпусков Боевая машина десанта БМД-1 Боевая машина десанта БМД-1 Боевая машина десанта БМД-1 в парадной окраске
Боевая машина десанта БМД-1 в деформирующей окраске Боевая машина десанта БМД-1П Боевая машина десанта БМД-1П с парашютной системой ПБС-15 Боевая машина десанта БМД-1 Боевая машина десанта БМД-1П

К началу 60-х годов прошлого века в кругах наиболее прогрессивных военных руководителей Вооруженных Сил СССР пришли к выводам, что новая крупномасштабная война, если она случится, по характеру ведения боевых действий соединениями, частями и подразделениями сухопутных и воздушно-десантных войск будет сильно отличаться от аналогичных в период второй мировой войны. Советские военные специалисты полагали, что современный общевойсковой бой будет характеризоваться применением тактического ядерного оружия, других видов оружия массового поражения (ОМП) всеми противоборствующими сторонами, сплошным огневым поражением, исключительной маневренностью и непрерывностью ведения боевых действий, отсутствием сплошной линии фронта. Для успешного ведения боевых действий в таких сложных условиях, требовалось коренным образом пересмотреть организационную структуру и техническое оснащение мотострелковых, танковых и воздушно-десантных войск, многократно повысить их маневренность, мобильность, управляемость, защиту от ОМП и огневую мощь.  Если для мотострелковых войск с начала 50-х годов были разработаны, приняты на вооружение и серийно производились несколько типов бронетранспортеров и бронированных разведывательно - дозорных машин, то пехота ВДВ в вопросе повышения мобильности могли рассчитывать лишь на автомобильную технику (автомобили ГАЗ-69, УАЗ-469, ГАЗ-63, ГАЗ-66). С началом разработки проекта боевой машины пехоты (БМП), стало ясно, что ВДВ нуждаются в собственной бронированной машине с мощным вооружением, способной десантироваться как посадочным так и парашютным способом. Инициатором разработки такой машины был прославленный военноначальник -  командующий ВДВ генерал армии В.Ф. Маргелов. Разработку проекта  боевой машины было решено провести на конкурсной основе. Тактико-техническое задание (ТТЗ) было выдано одновременно КБ Мытищенского машиностроительного завода (ММЗ), КБ Волгоградского тракторного завода и Всесоюзному научно-исследовательскому институту (ВНИИ-100, г. С. Петербург) в апреле 1964 г. По его условиям боевая машина должна иметь броню, защищающую экипаж и десант от пуль и осколков, быть плавающей, обладать огневой мощью БМП и, самое главное, быть авиатранспортабельной и способной к десантированию парашютным способом. Конструкторские коллективы КБ ММЗ и ВНИИ-100 в своих разработках использовали узлы и механизмы, хорошо освоены промышленностью при производстве БРДМ-2 и тягача АТ-П , оба КБ предполагали оснастить боевую машину 140-сильным карбюраторным двигателем ГАЗ-41. Оба проекта не вполне соответствовали требованиям ТТЗ. По иному подошли к решению задачи в коллективе особого КБ Волгоградского тракторного завода под руководством главного конструктора И.В. Гавалова, создав проект принципиально новой машины. При рассмотрении трех проектов именно проект Волгоградского тракторного завода был признан наиболее соответствующим требованиям заказчика и был выбран для дальнейшей разработки. Непосредственно к работам над созданием новой машины (объект 915) в ОКБ приступили уже летом 1965 г. При создании БМД конструкторы применили новаторские разработки советских ученых в области алюминиевых сплавов для создания броневой защиты (броневой сплав АБТ-101), дизельный двигатель 5Д-20 - новейшую разработку Барнаульского моторостроительного завода, принципиально новую систему гидравлической подвески, обеспечивающую изменяемый клиренс машины. На плаву БМД двигалась с помощью двух водометных движителей. Комплекс вооружения, заимствованный от БМП-1, дополнялся двумя курсовыми пулеметами ПКТ, расположенных в специальных нишах по краям корпуса. В мае 1966 г. машина прошла заводские испытания и после устранения выявленных недостатков, в 1967 г. была представлена государственной комиссии под председательством генерала Ю.М. Потапова, по результатам  которых машина была рекомендована к принятию на вооружение. 14 апреля 1969 г. боевая машина десанта БМД-1 постановлением Совета Министров СССР была принята на вооружение ВДВ. Серийное производство машины было организованно на Волгоградском  тракторном заводе в 1968, еще до принятия БМД на вооружение и продолжалось до 1979 г. В период с 1972 по 1975 г. была произведена незначительная модернизация ходовой части. В 1971 г. на вооружение была принята БМД-1К - командирский вариант машины, отличающейся от базовой наличием второй радиостанции Р-123. Всего было произведено 2200 БМД-1 и 360 БМД-1К. В 1978 г. на вооружение принимается очередная модификация БМД-1 - БМД-1П и соответственно командирская машина БМД-1ПК. На новой машине вместе противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) 9К14 устанавливался ПТРК 9К111, БМД оборудовалась гирополукомпасом ГКП-59 и отопителем. Производство БМД-1П осуществлялось с 1979 по 1986 г. (было выпущено не менее 1000 машин), БМД-1ПК - с 1979 по 1987 г.    (220 машин). На базе БМД-1 был создан бронетранспортер БТР-Д и многочисленное семейство машин на его базе. Официально БМД-1 на экспорт не поставлялась, однако имеются сведения о наличии небольшого количество машин в вооруженных силах Кубы и судя по американским фотоматериалам из Ирака неизвестное количество БМД-1 состояло на вооружении армии этой страны.           

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

     Наименование характеристики Единица измерения БМД-1 БМД-1К БМД-1П БМД-1ПК
1 Экипаж чел. 3 6 3 6
2 Десант чел. 4 - 4 -
3 Вооружение 73 мм 2А28

7,62 мм ПКТ

9К14

9К111

 

1

3

1

-

 

1

3

1

-

 

1

3

-

1

 

1

3

-

1

 

4 Боекомплект  

73 мм ПГ-9

7,62мм

ПТУР 9М14

ПТУР 9М111

ПТУР 9М113

 

40

3000

3

-

-

40

3000

3

-

-

40

3940

-

1

2

40

3940

-

1

1

5 Прицел 1ПН22М1 1 1 1 1
6 Мощность двигателя 5Д-20 л.с. 240 240 240 240
7 Максимальная скорость км/ч 60 60 60 60
8 Скорость на плаву км/час 9-10 9-10 9-10 9-10
9 Боевая масса т 7,2 7,6 7,6 7,6
10 Запас хода по топливу км 500 500 500 500
11 Длина по корпусу мм 5400 5400 5400 5400
12 Ширина мм 2630 2630 2630 2630
13 Высота (по верхнему срезу башни) мм 1620-1970 1620-1970 1620-1970 1629-1970
14 Дорожный просвет мм 100-450 100-450 100-450 100-450
17 Аппаратура связи  

Р-123М

 

1 2 1 2
18 Навигационная аппаратура  

ГПК-59

 

- - 1 1
19 Бронирование мм

 

10-32 10 - 32 10 - 32 10-32

\

 

© Copyright 2007. А.К. Лысоченко                                                                                                                                              E-mail: cris9@rambler.ru