![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
После окончания Великой Отечественной Войны перед советской автомобильной промышленностью руководством страны была поставлена задача в короткий срок создать полноприводный трехосный грузовой автомобиль, который мог бы служить полноценной заменой для поставляемых в рамках ленд-лиза подобных машин в войсках. Первоначально разработка проекта производилась на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ), где уже к 1946 г. прошел испытания трехосный автомобиль ГАЗ-33 имевший двигатель ГАЗ-51 и односкатные колеса. В процессе испытаний выяснилось, что газовский двигатель по мощности не подходит для трехосной модели. Для ГАЗ-33 подходила модель более мощного двигателя ЗИС-120, производимого на Заводе имени Сталина (ЗИС). По решению министерства автомобильной промышленности опытный образец ГАЗ-33 и вся проектная документация была передана на ЗИС для его доработки и унификации с автомобилем ЗИС-150. На ЗИСе имелись и собственные наработки по теме трехосного автомобиля. Проектирование нового автомобиля, названного ЗИС-151 было поручено конструкторам Г.Б. Арманду, К.М. Андросову, С.Т. Дееву, С.И. Кузнецову, Г.И. Пралю и другим, общее руководство изысканиями осуществлял Г.А. Сонкин. Уже к маю 1946 г. был построен опытный образец автомобиля - ЗИС-151-2 с двухскатными колесами, осенью того же года на испытания вышел второй опытный образец ЗИС-151-1 с односкатными задними колесами. Летом 1947 г. были проведены сравнительные испытания автомобилей Studebaker US-6 , International и ЗИС-151-2, ЗИС-151-1. По итогам испытаний лучшим по проходимости и скорости по бездорожью был признан ЗИС-151-1, однако по требованию заказчика (МО СССР) для серийного производства был выбран ЗИС-151-2 с двухскатными колесами. Серийное производство автомобиля было начато на ЗИСе в апреле 1948 г. и продолжалось до сентября 1958 г., когда его сменил ЗИЛ-157. В конструкции ЗИС-151 явно прослеживаются заимствования инженерных решений примененных в армейских полноприводных автомобилей поставляемых в Советский Союз по ленд-лизу: Studebaker US-6 , International и GMC. Некоторые авторы опровергают этот факт, утверждая, что ЗИС-151 создан на основе узлов и механизмов ЗИС-150, но при этом забывают, что этот автомобиль в свою очередь представляет из себя почти копию International K-7. Серийные ЗИС-151 комплектовались шестицилиндровым бензиновым четырехтактным двигателем с жидкостным охлаждением ЗИС-121, в трансмиссии использовалось двухдисковое сухое сцепление и пятиступенчатая коробка передач. До 1950 г. автомобиль имел деревометаллическую кабину (после 1950 г. - цельнометаллическую) и деревянный кузов универсального типа. На автомобиле не было предпускового подогревателя и отопителя. Выпускалась модификации: ЗИС-151А с лебедкой самовытаскивания и ЗИС-151Д с экранированной электропроводкой. На основе грузовика был создан и серийно производился бронетранспортер БТР-152. На шасси ЗИС-151 монтировались артиллерийские части боевых машин реактивной артиллерии БМ-13-16НН, БМ-14-16, БМ-31-12, БМ-24, БМД-20, а также специальное оборудование авторазливочной станции АРС-12, топливозаправщика АТЗ-З-151, войсковых автомобильных ремонтно-эксплутационных мастерских ВАРЭМ-1, ВАРЭМ-2 и ВАРЭМ-3. На основе седельного тягача ЗИС-151Б была создана транспортно-заряжающая машина ЗРК СА-75 ПР-11. Грузовик послужил базой для создания большого плавающего автомобиля БАВ (ЗИС-485) и колейного механизированного моста КММ. ЗИС-151 поставлялся на экспорт в страны - участницы организации Варшавского договора, Китай, Вьетнам, Монголию, КНДР, в другие страны.
Тактико-технические характеристики
№№ п.п. |
Наименование характеристики | Единицы измерения | Значения характеристик |
1 | Количество мест в кабине | 2 | |
2 | Колесная формула | 6х6 | |
3 | Масса | кг | 5880 |
4 | Грузоподъемность | кг | 4500 |
5 | Максимальная скорость | км/ч | 55 |
6 | Мощность двигателя: ЗИС-121 | л.с. | 92 |
7 | Объем двигателя | см³ | 5555 |
8 | Общая емкость топливных баков | л | 300 |
9 | Расход топлива на 100 км пути | л | 46 |
10 | Колесная база | мм | 3665 |
11 | Колея | мм | 1590-1720 |
12 | Длина по корпуса | мм | 6930 |
13 | Ширина | мм | 2320 |
14 | Высота | мм | 2310 |
15 | Дорожный просвет | мм | 260 |
16 | Радиус разворота | м | 11,2 |
17 | Запас хода по топливу | км | 520 |