ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ГАЗ - АА (ГАЗ-ММ)

 

 

Военные автомобили Газ

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Автомобильные войска
 

 

СОДЕРЖАНИЕ:
Грузовой автомобиль РБВЗ Т40-65
Грузовой автомобиль ЗИС-5
Грузовой автомобиль ЗИС-6
Грузовой автомобиль ЗИС-12
Грузовой автомобиль ЗИС-151
Грузовой автомобиль ЗИЛ-157
Грузовой автомобиль ЗИЛ-131
Легковой автомобиль ГАЗ-А
Грузовой автомобиль ГАЗ-66
Грузовой автомобиль ЯГ-10
Грузовой автомобиль ЯАЗ-214
Грузовой автомобиль "Урал"-375Д
Грузовой автомобиль "Урал"-4320
Автомобиль УАЗ-452
Грузовой автомобиль КАМАЗ-4310
Грузовой автомобиль МАЗ-200

 

 

 

 

 

    К концу двадцатых годов прошлого века для руководства СССР стал очевиден факт, что существующий объем производства серийных и мелкосерийных грузовых автомобилей, а также автомобилей закупаемых за рубежом, не соответствует потребностям растущей экономики и коренным образом реформируемых Вооруженных Сил страны. Необходимо было создавать собственные автомобилестроительные предприятия, способные на современном уровне обеспечить серийное производство большого количества разнообразной автомобильной техники. С этой целью 31 мая 1929 г. было подписано техническое соглашение между Советским правительством и известной американской компанией "Форд Мотор Компани" (Ford Motor Co.), которое предусматривало, в частности, строительство крупного автомобильного завода в г. Нижний Новгород, поставку оборудования для него, а также 72 - х тысяч машинокомплектов грузовых автомобилей Форд-АА. По условиям соглашения СССР передавалась техническая документация и лицензия на производство упомянутого автомобиля. Сборка автомобилей из поставленных машинокомплектов осуществлялась на площадях Первого автосборочного завода (бывший завод сельскохозяйственных машин "Гудок Октября", ныне в составе холдинга группы "ГАЗ" г. Нижний Новгород). С февраля 1930 г. сборка фордов осуществлялась и на  Втором автосборочном заводе (с 26.12.1930 г. Государственный автосборочный завод им. Коммунистического Интернационала Молодежи (КИМ), в последствии АЗЛК "Москвич" г. Москва, ныне не существует). Производство автомобиля в Нижнем Новгороде началось с вводом в строй мощностей нового автомобильного завода (Нижегородский Автомобильный Завод (НАЗ), ныне холдинг "Горьковский Автомобильный Завод"(ГАЗ), г. Нижний Новгород). 29 января 1932 г. на заводе приступили к выпуску предсерийной партии из 25 автомобилей под названием        НАЗ-АА. Серийное производство стартовало 1 апреля того же года. С декабря 1932 г., в связи с переименованием г. Нижний Новгород в Горький, автомобиль получил название ГАЗ-АА. Серийный  ГАЗ-АА не являлся точной копией фордовского автомобиля. При подготовке производства в его конструкцию были внесены некоторые изменения: на первых серийных автомобилях устанавливалась деревянная кабина, вместо штампованной металлической (вынужденная мера из-за задержки поставки комплектующих смежными предприятиями), усилена конструкция картера сцепления, усовершенствован рулевой механизм, введен в конструкцию впускной системы двигателя воздушный фильтр, установлен фильтр-отстойник топлива, усовершенствована конструкция крепления двигателя к раме, использование дисковых колес, вместо традиционных американских колес со спицами, задняя пара колес стала двухскатная, кроме того на Горьковском автозаводе была сконструирована новая оригинальная грузовая платформа. С 1933 г. сборка ГАЗ-АА осуществлялась и на Государственном автосборочном заводе им. КИМ, который к тому времени стал филиалом ГАЗ. Благодаря оперативной организации производства, 17 апреля 1935 г. с конвейера   Горьковского автозавода сошел стотысячный автомобиль ГАЗ-АА. Таких темпов производства автомобилей до сих пор не знали ни автомобильная промышленность Российской Империи, ни автопром СССР. Серийное производство автомобиля продолжалось вплоть до 1951 г.: на Горьковском автозаводе с 1932 по 1949 гг., на заводе им. КИМ - с 1933 по 1939, на Ростовском автосборочном заводе (с 1943 г. авиационный завод № 87, ныне Ростовский вертолетный производственный комплекс ПАО "Роствертол" г. Ростов-на-Дону) - с 1939 по 1941, на заводе "УльЗИС" (ныне ООО "Ульяновский автомобильный завод (УАЗ)") - с 1942 по 1950 гг. Всего до завершения серийного производства было произведено около 985 000 автомобилей ГАЗ-АА (ГАЗ-ММ) и его модификаций, в том числе 102 300 грузовиков в годы войны.
    В 1938 г. ГАЗ-АА подвергся легкой модернизации, без остановки сборочного конвейера. На автомобиль установили новый пятидесятисильный двигатель ГАЗ-М, сконструированный для легкового автомобиля ГАЗ-М1, рулевое управление новой конструкции, карданные шарниры типа "Спайсер", усиленное крепление задних рессор. Модернизированный автомобиль получил название ГАЗ-ММ ("Молотовец Модернизированный", т.к. Горьковский автозавод носил в то время имя известного советского деятеля В.М. Молотова). По внешнему виду ГАЗ-ММ ни чем не отличался от ГАЗ-АА. Некоторое время производство ГАЗ-ММ и ГАЗ-АА осуществлялось одновременно. В 1939 г. автомобиль получил новый цилиндрический топливный бак повышенной емкости, а в 1940 г. - буксировочное устройство улучшенной конструкции. К 1941 г. в составе РККА насчитывалось более 151 000 автомобилей ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. С началом Великой Отечественной войны в конструкцию ГАЗ-ММ были внесены упрощения, позволившие увеличить выпуск автомобилей и направленные на экономию, ставшего дефицитным, металла. Кабина стала изготавливаться открытой, с треугольными бортовыми загородками, брезентовыми дверями и крышей. Крылья автомобиля изготавливались из кровельного железа и имели характерную Г-образную форму. Тормоза устанавливались только на задние колеса, автомобиль комплектовался одной фарой, установленной со стороны водителя. Эта модификация автомобиля получила название ГАЗ-ММ-В (заводской индекс ММ-13). В 1944 г. комплектация ГАЗ-ММ была частично восстановлена, в конструкцию автомобиля были введены деревянные двери.
   Шасси грузового автомобиля ГАЗ-АА (ГАЗ-ММ) широко использовалось для проектирования и производства специальных автомобилей: радиолокационные станции РУС-1 "Ревень" ("Радиоулавливатель самолетов") и РУС-2 "Пегматит", походные ремонтные мастерские ПАРМ-1 и ПАРМ-1А, бензоперекачивающая станция БПС-ПД и ее модификации, топливные автоцистерны, авиационный стартер АС-1, автомобильные электростанции АЭС-1 и АЭС-3, комплект труднозатопляемого инженерного имущества (ТЗИ) на шасси автомобилей ГАЗ-АА (ГАЗ-ММ), автомобильные душевые АД-1 и К-3, автомобильные дегазаторы АХИ, АДМ и АГВ, санитарные автомобили СП-34 и ГАЗ-55. На основе узлов и механизмов ГАЗ-АА (ГАЗ-ММ) были созданы трехосный автомобиль ГАЗ-ААА (ГАЗ-МММ), самоходные пулеметные и артиллерийские установки, легкие бронеавтомобили.
   Грузовой автомобиль ГАЗ-АА (ГАЗ-ММ) состоял из следующих основных частей: а) двигатель с его системами (силовая установка); б) кузов; в) шасси.
        Силовая установка в составе: собственно двигатель, системы питания топливом и маслом, система охлаждения, система подачи воздуха, система зажигания, система удаления выхлопных газов. Двигатель ГАЗ-А, четырехцилиндровый, карбюраторный, с рабочим объемом 3285 см³, с низкой степенью сжатия 4, 2. Устанавливался в передней части рамы автомобиля. Система охлаждения жидкостная, термосифонного типа, состояла из насоса, вентилятора, трубопровода и радиатора. Радиатор двухкамерного типа размещается перед двигателем. Вентилятор и насос размещались последовательно на одной оси и приводились в движение с помощью системы шкивов и ременной передачи от коленчатого вала. Подача топлива осуществляется самотеком из топливного бака  по бензопроводу на карбюратор системы "Форд-Зенит". Система смазки двигателя осуществлялась с помощью масляного насоса размещенного в картере двигателя. Масло типа "Автол" заправлялось непосредственно в картер двигателя. Узел охлаждения масла (масляный радиатор) отсутствовал. Подача воздуха осуществлялась в воздушную камеру карбюратора через воздушный фильтр. Выхлопные газы удаляются с помощью глушителя.
       Кузов: основная часть автомобиля, предназначен для размещения водителя, пассажиров и перевозимых грузов. Кузов состоит из кабины и грузовой платформы размером 2450х1870х50 мм, капота, облицовки радиатора и крыльев.
       Шасси включала в себя трансмиссию, ходовую часть, рулевое управление, тормозную систему и электрооборудование. Трансмиссия          ГАЗ-АА состоит из сцепления, коробки передач коленчатого вала, дифференциала и главной передачи. Сцепление однодисковое, сухое, располагается непосредственно за двигателем. Коробка передач механическая, шестеренчатого типа, трехходовая с четырьмя передними и одной задней передачей. Коробка передач расположена позади сцепления.  Переключение передач осуществляется кулисой с помощью рычага, расположенного на рабочем месте водителя. Главная передача - шестеренчатого типа.   Ходовая часть включает в себя раму, подвеску и колеса. Рама - стальная, штампованная, коробчатого сечения, представляет из себя две балки (ланжерона), соединенными между собой поперечинами (траверсами).  Подвеска состоит из одной передней и двух задних полуэллиптических рессор листового типа, передней колесной оси,  заднего моста и амортизатора.  Рессоры подвешиваются над передней осью и над полуосями заднего моста с помощью крепежных серег и обойм. Колеса - тангентного типа с пневматическими шинами. Передние колеса - одинарные, задние двускатные. Размеры колеса в сборе - 81х15 см.  Тормозная система состоит из ножной тормозной системы и ручного (стояночного) тормоза. Ножной тормоз с механическим приводом на четыре колеса, колодочный, барабанного типа. Ручной тормоз ленточный с механическим приводом на задние колеса. Рулевое управление - механическое, размещается в специальном картере с собственной системой смазки. Рулевая тяга расположена за передней осью, на одном уровне с нею. Электрооборудование включает две передние фары с лампами 21 св., звуковой сигнал электромагнитный, переключатель освещения, размещен на рулевой колонке, четыре свечи зажигания, с нарезкой 22 мм, распределитель тока высокого напряжения, прерыватель зажигания, индукционная катушка, выключатель зажигания, генератор ("динамо"), амперметр, плафон подсветки щитка водителя, кнопка звукового сигнала, выключатель стоп-сигнала, срабатывает при нажатии на педаль тормоза, задний фонарь комбинированный, стартер мощностью в 0, 4 л.с., выключатель стартера (стартер включается ножной педалью стартера), аккумуляторная батарея (АКБ) 3-СТА-V, напряжение 6 вольт.

     Тактико-технические характеристики

 
№№

п.п.

    Наименование характеристики Единицы измерения   Значения характеристик
1 Количество мест в кабине чел. 2
2 Количество перевозимого личного состава в грузовой платформе чел. до 16
3 Масса (без груза) кг 1650
4 Грузоподъемность кг 1500
5 Максимальная скорость км/ч 70
6 Мощность двигателя ГАЗ-А л.с. 40
7 Мощность двигателя ГАЗ-М л.с. 50
8 Объем двигателя см³ 3285
9 Емкость топливного бака л 40
10 Расход топлива на 100 км пути л 20, 5
11 Колесная база мм 2630
12 Колея мм 1405-1420
13 Длина по корпуса мм 5331
14 Ширина мм 2032
15 Высота мм 1867
16 Дорожный просвет мм 275
17 Радиус разворота м 7,5
18 База мм 3340

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru