![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
К концу двадцатых годов прошлого века для руководства
СССР стал очевиден факт, что существующий объем производства
серийных и мелкосерийных грузовых автомобилей, а также автомобилей
закупаемых за рубежом, не соответствует потребностям растущей
экономики и коренным образом реформируемых Вооруженных Сил страны.
Необходимо было создавать собственные автомобилестроительные
предприятия, способные на современном уровне обеспечить серийное
производство большого количества разнообразной автомобильной
техники. С этой целью 31 мая 1929 г. было подписано техническое
соглашение между Советским правительством и известной американской
компанией "Форд Мотор Компани" (Ford Motor Co.),
которое предусматривало, в частности, строительство крупного
автомобильного завода в г. Нижний Новгород, поставку оборудования
для него, а также 72 - х тысяч
машинокомплектов грузовых автомобилей Форд-АА. По условиям
соглашения СССР передавалась техническая
документация и лицензия на производство
упомянутого автомобиля. Сборка автомобилей из поставленных
машинокомплектов осуществлялась на площадях Первого автосборочного
завода (бывший завод сельскохозяйственных машин "Гудок Октября",
ныне в составе холдинга группы "ГАЗ" г. Нижний Новгород).
С февраля 1930 г. сборка фордов осуществлялась и на
Втором автосборочном заводе (с
26.12.1930 г. Государственный автосборочный завод им.
Коммунистического Интернационала Молодежи (КИМ), в последствии АЗЛК
"Москвич" г. Москва, ныне не существует). Производство автомобиля в Нижнем
Новгороде началось с вводом в строй мощностей нового автомобильного
завода (Нижегородский Автомобильный Завод (НАЗ), ныне холдинг
"Горьковский Автомобильный Завод"(ГАЗ), г. Нижний Новгород). 29
января 1932 г. на заводе приступили к выпуску предсерийной партии из
25 автомобилей под названием
НАЗ-АА. Серийное производство стартовало 1 апреля того же года. С
декабря 1932 г., в связи с переименованием г. Нижний Новгород в
Горький, автомобиль получил название ГАЗ-АА. Серийный ГАЗ-АА не являлся точной копией фордовского автомобиля. При
подготовке производства в его конструкцию были внесены некоторые
изменения: на первых серийных автомобилях устанавливалась деревянная
кабина, вместо штампованной металлической (вынужденная мера из-за
задержки поставки комплектующих смежными предприятиями), усилена
конструкция картера сцепления, усовершенствован рулевой механизм,
введен в конструкцию впускной системы двигателя воздушный фильтр,
установлен фильтр-отстойник топлива, усовершенствована конструкция
крепления двигателя к раме, использование дисковых колес, вместо
традиционных американских колес со спицами, задняя пара колес стала
двухскатная, кроме того на Горьковском автозаводе была
сконструирована новая оригинальная грузовая платформа. С 1933 г.
сборка ГАЗ-АА осуществлялась и на Государственном автосборочном
заводе им. КИМ, который к тому времени стал филиалом ГАЗ. Благодаря
оперативной организации производства, 17 апреля 1935 г. с конвейера
Горьковского автозавода сошел стотысячный автомобиль ГАЗ-АА. Таких
темпов производства автомобилей до сих пор не знали ни автомобильная
промышленность Российской Империи, ни автопром СССР. Серийное
производство автомобиля продолжалось вплоть до 1951 г.: на
Горьковском автозаводе с 1932 по 1949 гг., на заводе им. КИМ - с
1933 по 1939, на Ростовском автосборочном заводе (с 1943 г.
авиационный завод № 87, ныне Ростовский вертолетный производственный
комплекс ПАО "Роствертол" г. Ростов-на-Дону) - с 1939 по 1941, на
заводе "УльЗИС" (ныне ООО "Ульяновский автомобильный завод (УАЗ)") -
с 1942 по 1950 гг. Всего до завершения серийного производства было
произведено около 985 000 автомобилей ГАЗ-АА (ГАЗ-ММ) и его
модификаций, в том числе 102 300 грузовиков в годы войны.
В 1938 г. ГАЗ-АА
подвергся легкой модернизации, без остановки сборочного конвейера.
На автомобиль установили новый пятидесятисильный двигатель ГАЗ-М,
сконструированный для легкового автомобиля ГАЗ-М1, рулевое
управление новой конструкции, карданные шарниры типа "Спайсер",
усиленное крепление задних рессор. Модернизированный автомобиль
получил название ГАЗ-ММ ("Молотовец Модернизированный", т.к.
Горьковский автозавод носил в то время имя известного советского
деятеля В.М. Молотова). По внешнему виду ГАЗ-ММ ни чем не отличался
от ГАЗ-АА. Некоторое время производство ГАЗ-ММ и ГАЗ-АА
осуществлялось одновременно. В 1939 г. автомобиль получил новый
цилиндрический топливный бак повышенной емкости, а в 1940 г. -
буксировочное устройство улучшенной конструкции. К 1941 г. в составе
РККА насчитывалось более 151 000 автомобилей ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. С
началом Великой Отечественной войны в конструкцию ГАЗ-ММ были
внесены упрощения, позволившие увеличить выпуск автомобилей и
направленные на экономию, ставшего дефицитным, металла. Кабина стала
изготавливаться открытой, с треугольными бортовыми загородками,
брезентовыми дверями и крышей. Крылья автомобиля изготавливались из
кровельного железа и имели характерную Г-образную форму. Тормоза
устанавливались только на задние колеса, автомобиль комплектовался
одной фарой, установленной со стороны водителя. Эта модификация
автомобиля получила название ГАЗ-ММ-В (заводской индекс ММ-13). В 1944 г.
комплектация ГАЗ-ММ была частично восстановлена, в конструкцию
автомобиля были введены деревянные двери.
Шасси
грузового автомобиля ГАЗ-АА (ГАЗ-ММ) широко использовалось для
проектирования и производства специальных автомобилей:
радиолокационные станции РУС-1 "Ревень" ("Радиоулавливатель
самолетов") и РУС-2 "Пегматит", походные ремонтные мастерские ПАРМ-1
и ПАРМ-1А, бензоперекачивающая станция БПС-ПД и ее модификации,
топливные автоцистерны, авиационный стартер АС-1, автомобильные
электростанции АЭС-1 и АЭС-3, комплект труднозатопляемого
инженерного имущества (ТЗИ) на шасси автомобилей ГАЗ-АА (ГАЗ-ММ),
автомобильные душевые АД-1 и К-3, автомобильные дегазаторы АХИ, АДМ
и АГВ, санитарные автомобили СП-34 и ГАЗ-55. На основе узлов и
механизмов ГАЗ-АА (ГАЗ-ММ) были созданы трехосный автомобиль ГАЗ-ААА
(ГАЗ-МММ), самоходные пулеметные и артиллерийские установки, легкие
бронеавтомобили.
Грузовой автомобиль ГАЗ-АА
(ГАЗ-ММ) состоял из следующих основных частей: а) двигатель с
его системами (силовая установка); б) кузов; в) шасси.
Силовая установка в составе: собственно двигатель, системы
питания топливом и маслом, система охлаждения, система подачи
воздуха, система зажигания, система удаления выхлопных газов.
Двигатель ГАЗ-А, четырехцилиндровый, карбюраторный, с рабочим объемом
3285
см³, с низкой
степенью сжатия 4, 2. Устанавливался в передней части рамы
автомобиля. Система охлаждения жидкостная, термосифонного типа,
состояла из насоса, вентилятора, трубопровода и радиатора. Радиатор
двухкамерного типа размещается перед двигателем. Вентилятор и насос
размещались последовательно на одной оси и приводились в движение с
помощью системы шкивов и ременной передачи от коленчатого вала.
Подача топлива осуществляется самотеком из топливного бака по
бензопроводу на карбюратор системы "Форд-Зенит". Система смазки
двигателя осуществлялась с помощью масляного насоса размещенного в
картере двигателя. Масло типа "Автол" заправлялось непосредственно в
картер двигателя. Узел охлаждения масла (масляный радиатор)
отсутствовал. Подача воздуха осуществлялась в воздушную камеру
карбюратора через воздушный фильтр. Выхлопные газы удаляются с
помощью глушителя.
Кузов: основная часть автомобиля, предназначен для размещения
водителя, пассажиров и перевозимых грузов. Кузов состоит из кабины и
грузовой платформы размером 2450х1870х50 мм, капота, облицовки радиатора и крыльев.
Шасси включала в себя трансмиссию, ходовую часть, рулевое
управление, тормозную систему и электрооборудование. Трансмиссия
ГАЗ-АА состоит из сцепления, коробки передач коленчатого
вала, дифференциала и главной
передачи. Сцепление однодисковое, сухое, располагается
непосредственно за двигателем. Коробка передач механическая, шестеренчатого типа,
трехходовая с четырьмя передними и одной задней передачей. Коробка передач
расположена позади сцепления. Переключение передач осуществляется кулисой с
помощью рычага, расположенного на рабочем месте водителя. Главная
передача - шестеренчатого типа. Ходовая часть
включает в себя раму, подвеску и колеса. Рама - стальная,
штампованная, коробчатого сечения, представляет из себя две балки (ланжерона),
соединенными между собой поперечинами (траверсами). Подвеска
состоит из одной передней и двух задних полуэллиптических рессор
листового типа, передней колесной оси, заднего моста и
амортизатора. Рессоры подвешиваются над передней осью и над
полуосями заднего моста с помощью крепежных серег и обойм. Колеса
- тангентного типа с пневматическими шинами. Передние колеса -
одинарные, задние двускатные. Размеры колеса в сборе - 81х15 см. Тормозная система
состоит из ножной тормозной системы и ручного (стояночного) тормоза.
Ножной тормоз с механическим приводом на четыре колеса, колодочный,
барабанного типа. Ручной тормоз ленточный с механическим приводом на
задние колеса. Рулевое управление
- механическое, размещается в специальном картере с
собственной системой смазки. Рулевая тяга расположена за передней
осью, на одном уровне с нею. Электрооборудование включает две
передние фары с лампами 21 св., звуковой сигнал электромагнитный,
переключатель освещения, размещен на рулевой колонке, четыре свечи
зажигания, с нарезкой 22 мм, распределитель тока высокого
напряжения, прерыватель зажигания, индукционная катушка, выключатель
зажигания, генератор ("динамо"), амперметр, плафон подсветки щитка
водителя, кнопка звукового сигнала, выключатель стоп-сигнала,
срабатывает при нажатии на педаль тормоза, задний фонарь
комбинированный, стартер мощностью в 0, 4 л.с., выключатель стартера
(стартер включается ножной педалью стартера), аккумуляторная батарея
(АКБ) 3-СТА-V, напряжение 6 вольт.
Тактико-технические характеристики
№№ п.п. |
Наименование характеристики | Единицы измерения | Значения характеристик |
1 | Количество мест в кабине | чел. | 2 |
2 | Количество перевозимого личного состава в грузовой платформе | чел. | до 16 |
3 | Масса (без груза) | кг | 1650 |
4 | Грузоподъемность | кг | 1500 |
5 | Максимальная скорость | км/ч | 70 |
6 | Мощность двигателя ГАЗ-А | л.с. | 40 |
7 | Мощность двигателя ГАЗ-М | л.с. | 50 |
8 | Объем двигателя | см³ | 3285 |
9 | Емкость топливного бака | л | 40 |
10 | Расход топлива на 100 км пути | л | 20, 5 |
11 | Колесная база | мм | 2630 |
12 | Колея | мм | 1405-1420 |
13 | Длина по корпуса | мм | 5331 |
14 | Ширина | мм | 2032 |
15 | Высота | мм | 1867 |
16 | Дорожный просвет | мм | 275 |
17 | Радиус разворота | м | 7,5 |
18 | База | мм | 3340 |