Автомобильные войска

                                                                                                                 

 

  

СОДЕРЖАНИЕ:
Грузовой автомобиль РБВЗ Т40-65
Грузовой автомобиль ЗИС-5
Грузовой автомобиль ЗИС-6
Грузовой автомобиль ЗИС-12
Грузовой автомобиль ЗИС-151
Грузовой автомобиль ЗИЛ-157
Грузовой автомобиль ЗИЛ-131
Легковой автомобиль ГАЗ-А
Грузовой автомобиль ГАЗ-66
Грузовой автомобиль ЯГ-10
Грузовой автомобиль ЯАЗ-214
Грузовой автомобиль "Урал"-375Д
Грузовой автомобиль "Урал"-4320
Автомобиль УАЗ-452
Грузовой автомобиль КАМАЗ-4310
Грузовой автомобиль МАЗ-200

 

  

Автомобильные войска предназначены для доставки боеприпасов, горюче-смазочных материалов, других материальных средств для обеспечения боевой деятельности войск, перевозки личного состава, а также для эвакуации раненых, больных и имущества.

Автомобильные войска в Русской Армии ведут свое начало с 1 учебной автомобильной роты, сформированной 23 мая 1910 года в Санкт-Петербургском военном округе. В том же году в составе Отдела военных сообщений главного управления Генерального штаба создается Автомобильное отделение. Имеются сведения об использовании автомобилей в Русской армии и до этой даты, в частности на летних маневрах в 1902 г. в войсках Киевского военного округа использовались три грузовых и два легковых автомобиля фирм "Де Дион" и "Лесснер". К 1914г. было сформированы пять линейных автомобильных рот в составе железнодорожных батальонов, дислоцированных в европейской части России.  К началу 1 мировой войны в составе Русской армии насчитывалось 219 грузовых автомобилей отечественного и иностранного производства. В ходе войны путем мобилизационных мероприятий, внешних закупок, увеличением выпуска автомобилей на российских предприятиях удалось увеличить число автомобильных рот к октябрю 1917 г. до 22. Автомобильный парк Русской армии составлял 21 000 различных автомобилей. Определились принципы применения автомобильных войск. Автомобили с установленным артиллерийским и пулеметным вооружением стали эффективно применяться непосредственно в боевых действиях.

В годы гражданской войны автомобильную технику использовали как белые так и красные войска. К концу 1918 г. в составе Красной армии находилось 4000 автомобилей. Достоверные сведения о количестве автомобилей в белых формированиях автору неизвестны. Можно предположить, что некоторое количество машин поставлялось союзниками в Вооруженные Силы Юга России (ВСЮР) и в армию Верховного правителя. Обе противоборствующие стороны испытывали значительные затруднения с обеспечением своих автомобильных подразделений запасными частями и ГСМ. К концу 1920 г. автомобильный парк Красной армии достиг 7500 автомобилей в основном иностранного производства.

После окончания гражданской войны в соединениях и частях оказалась разношерстная и изношенная автомобильная техника. Состояние организации и обеспеченности автомобильных войск не могло удовлетворять военное руководство РККА. В 1922-1923 гг. была проведена реконструкция автомобильного завода АМО (Автомобильное московское общество) и уже к осени 1924 г. на нем было развернуто производство 1,5 т грузовых автомобилей конструкции Форда под названием АМО-Ф-15. В первую очередь новые автомобили поступали на комплектование автомобильных подразделений. В 1929 г. в составе Народного комиссариата обороны создается Управление моторизации и механизации. В том же году  формируются отдельные автомобильные батальоны окружного (фронтового) подчинения комплектуемые новыми автомобилями отечественного производства. В 1932 г. начинает выпуск продукции Горьковский автомобильный завод. В том же году в составе сухопутных войск РККА формируется первый в мире   механизированный корпус в составе одной танковой и двух механизированных бригад. Пехота корпуса перевозилась на автомобилях. По штату в механизированном корпусе имелось более двухсот грузовых машин. Постоянно возрастает количественно и качественно автомобильный парк Красной армии. Если в 1928 в армии имелось 1050 автомобилей, то уже в 1932 г. - 5669, в 1935 - 35 303, в 1937 г. - 40 000. На комплектование автомобильных  частей подразделений поступают отечественные автомобили ЗИС-5, ЗИС-6, ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА и другие. В 1935 г. Управление моторизации и механизации РККА было преобразовано в Автобронетанковое управление. В 1939 г. оно получает статус Главного управления. Это было связано с тем, что советские военные теоретики стали рассматривать автомобиль как основное средство моторизации пехоты РККА, которая должна была действовать в условиях осуществления глубокой операции в тесном взаимодействии с танковыми войсками. Насыщались автомобильной техникой  части и подразделения материального обеспечения. В 1938 г. в структуре Генерального штаба РККА создается т.н. 6 отдел (автотранспортной и дорожной службы), призванный разгрузить Автобронетанковое управление от непрофильных задач. 6 отдел ГШ и соответствующие отделы в штабах военных округов осуществляли практическое руководство автомобильными и дорожными войсками, планировали автомобильные перевозки в интересах подчиненных войск и служб, строительство дорог и мостов в рамках подготовки различных театров боевых действий (ТВД).

Великая Отечественная война стала новой вехой в развитии автомобильных войск. Быстро меняющаяся обстановка, исключительный динамизм боевых действий, необходимость осуществления в короткое время значительного объема перевозок материальных средств и личного состава, потребовала значительного увеличения числа автомобильных частей и подразделений, более совершенной формы их организации. Уже в июле 1941 г. постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) создается Автодорожное управление, которое передается в ведение тыла РККА. Соответствующие отделы создаются и в управлениях тыла фронтов. К началу войны автомобильный парк Красной армии насчитывал 272 600 автомобилей всех типов, основу которых составляли легковые машины ГАЗ-М1, ГАЗ-61 и грузовые, а также специальные на их шасси - ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ГАЗ-ММ, ЗИС-5, ЗИС-6. Основное количество грузовых автомобилей находились в составе отдельных автотранспортных  батальонов стрелковых, мотострелковых, танковых дивизий, механизированных и танковых корпусов. Отдельный автотранспортный батальон стрелковой дивизии по штатам 1941 г. имел в своем составе до 560 автомобилей.  РККА, кроме того, имела автотранспортные войска центрального и фронтового подчинения в составе 19 отдельных автотранспортных полков и 38 отдельных автотранспортных батальонов, насчитывающих до 26 000 различных автомобилей. В первые месяцы войны автотранспортные войска понесли поистине катастрофические потери в материальной части и личном составе. Потери частично удавалось восполнять мобилизацией техники из народного хозяйства и в какой-то степени производством новых автомобилей, однако, с потерей промышленных районов на западе страны производство автомобильной техники неуклонно снижалось, несмотря на то, что заводы уже осенью 1941 г. перешли на выпуск упрощенных (т.н. "военных") моделей автомобилей ГАЗ-ММ, ГАЗ-ААА, ЗИС-5В, ЗИС-6В, УралЗИС. До конца войны советская автомобильная промышленность так и не смогла достигнуть уровня производства технки 1941 г. Так в 1941 г. было произведено 114 677 грузовых автомобилей, в 1942 - 30 947, в 1943 - 45 545, в 1944 - 53 467, в1945 - 68 548. Важную роль в комплектовании автотранспортных частей и подразделений материальной частью сыграли поставки автомобилей иностранного производства, в основном США по программе ленд-лиза. Так за годы войны в СССР были направлены 375 883 грузовых автомобилей, 51 503 джипов и вездеходов, 3 786 000 автомобильных шин. Другим источником пополнения автотранспортных войск техникой было использование трофейных автомобилей, так только в период с ноября 1942 г. по март 1943 г. Красной армии в виде трофеев достались 123 000 немецких машин. Все эти меры позволили значительно увеличить объем военных автоперевозок, в 1943 г. вдвое больше, чем в 1941 г. , в 1944 г. - втрое. Всего автотранспортными частями и подразделениями Красной армии за годы войны было перевезено более 145 млн. тонн различных грузов. К середине 1945 г. в составе Красной армии находилось 664 500 автомобилей различных типов, 32,8% из которых составляла техника поставленная по программе ленд-лиза, 9,1% - трофейная.

Сразу после окончания войны остро встал вопрос оснащения автотранспортных войск современными полноприводными грузовыми и специальными автомобилями собственного производства. Те, которые находились в составе Советской армии были или иностранного производства или же отечественного, но безнадежно устаревшими уже к началу войны. В результате принятых мер уже в конце сороковых годов было организованно производство армейского полноприводного автомобиля с колесной формулой 6х6 ЗИС-151, а в начале пятидесятых - ЗИЛ-157, ЗИЛ-164, ГАЗ-53. В 60-70 гг. продолжалась работа по оснащению автомобильных войск новой материальной частью, совершенствованием форм использования и организации автомобильных войск. В 1975 г. взамен автотракторной службы была создана Автомобильная служба Советской армии. В тот же период на вооружение автомобильных войск поступают широко известные военным людям образцы техники, такие как ГАЗ-66, ЗИЛ-131, Урал -375, широко известный вездеход УАЗ-469. В 70-х годах начинается производство дизельных полноприводных грузовиков на Камском автомобильном заводе (КамАЗ). Трудно переоценить вклад автомобильных войск в обеспечении боевых действий 40 армии на территории Афганистана в 1979 -1989 гг. Автомобильные войска армии насчитывающих в своем составе более 5000 человек и 4500 автомобилей перевезли за время боевых действий более 10 млн. т различных грузов. С началом общего реформирования Вооруженных сил менялась и структура и формы организации автомобильных войск. В 1987 г. создается Центральное автомобильно-дорожное управление Министерства Обороны (ЦАДУ), которое и сегодня осуществляет руководство автомобильными и дорожными войсками. В Российской армии автомобильные войска имеют разветвленную структуру. Подразделения, части, соединения и объединения начиная с батальона имеют собственные подразделения, обеспечивающие автомобильные перевозки,  в танковых и мотострелковых батальонах - взводы материального обеспечения (вмо) , в полках - роты, а в дивизиях -  отдельные батальоны материального обеспечения (рмо и обмо). Исключительно мощным средством осуществления автоперевозок в оперативных и стратегических масштабах являются автомобильные бригады (бригады материального обеспечения) армейского, фронтового и центрального подчинения.  

   

 

© Copyright 2007. А.К. Лысоченко                                                                                                                                              E-mail: cris9@rambler.ru